Клёвое место

Сельский курорт «Хуторки» пока только в планах, а рыбу удить сюда уже приезжают и москвичи, и петербуржцы.

«Всё это будет!»

В обрамлённую изумрудом камышей зеркальную гладь гектаров этак на двадцать смотрятся, проплывая, облака, по лёгкой ряби прыгают шаловливые солнечные зайчики. Песчаный пляж водоёма близ хутора Россошинский оборудован кабинками и грибками, надувная горка манит малышей, волейбольная площадка ждёт ребят постарше. На лодочной станции - прокат плавсредств. В пляжном кафе посадочные места устроены прямо на воде. Вечером - все на «Палубу», на танцевальный пятачок. Напротив - «Домик рыбака» с сауной и прочими «недеревенскими» удобствами. Снаружи радует глаз сайдингом цвета слоновой кости, внутри греет душу природным материалом - деревянной обшивкой. Отдыхающим и охотникам место в таких же уютных коттеджах чуть поодаль. От них и до пруда - рукой подать, а чуть не под окнами - теннисный корт, вольер для фазанов, полигон для стендовой стрельбы. За машину свою можно не переживать - на автостоянке всё под контролем. Кухня в местном кафе отменная. Ещё бы! Всё своё, экологически чистое. Овощи - из собственной теплицы, рыба - свежевыловленная. Телята на выгуле вольно растут. Пара тысяч гусей - для питания, прибыли и для естественной очистки водоёма. Красота!

- Да бог с вами, что за мираж привиделся корреспонденту? - воскликнут россошинцы, прочитав про оазис у себя под боком. - Нет у нас ничего такого.

- Всё это могло бы быть, - возразит глава Зерноградского района Анатолий Кольчик, подписывавший для Россельхозбанка гарантии администрации под проект рыболовно-охотничьего клуба «Хуторки».

- Всё это будет, - уверен арендатор пруда фермер Виктор Стаценко.

Вот только со сроками Виктор Сергеевич теперь осторожничает, не загадывает - когда. Хозяйственным способом от собственных прибылей со строительством не развернёшься. И цены растут. Три года назад этот масштабный проект, полностью придуманный семьёй Стаценко и просчитанный институтом, стоил три миллиона. Сегодня - семь с половиной. Но и это не предел.

Что ни двор - то фермерское хозяйство

Колхоз «Октябрь» первым на Дону развалился на частные хозяйства. Землю поделили по 9 га на работника, раздали, и председатель отвёз печать в область. Тогда в Россошинском что ни двор, то фермерское хозяйство было. Народ не расстроился. Работать на земле что так, что этак, на себя даже интереснее. Только не верилось, что это надолго, ждали, что скоро всё назад отберут. Так вместе с большинством думал и Виктор Стаценко. Потому и к «силаевскому миллиону» не пристроился, и на прочие льготы, щедро сыпавшиеся на первых российских фермеров, не зарился. Развернуться на восемнадцати гектарах не получалось, хотя и чернозёмы достались. Хозяйствовали артельно: у одного была машина, у другого - тракторёнок, третьему на имущественный пай комбайн достался. О севообороте речь не шла. На что цена больше, то и сеяли.

- 2002-й удачным выдался. С подсолнечником угадали, - вспоминает Виктор Сергеевич. - Но только что той прибыли... Пока с налогами рассчитаешься, семья опять же большая - трое детей.

Судьбоносные перемены КФХ «Стаценко» пережило пять лет спустя. Вышел водный кодекс, прудовые хозяйства включили в нацпроект. И Виктор Сергеевич впервые увидел перспективу для своего фермерского хозяйства. В колхозе он работал механиком, а последние годы был по совместительству и рыбоводом. Обучился этому на ускоренных курсах в Ростове. Для выращивания товарной рыбы использовались три октябрьских пруда. Один из них, конечно, уже в запущенном состоянии, и взял фермер в аренду. А заодно перешли к нему двадцать гектаров природоохранной зоны водоёма и девять с половиной - заброшенного сада, на аукционе отстоял право на плотину. На средства от продажи пашни и кредит в 180 тысяч под зарыбление купил три с половиной тонны малька зеркального карпа, белого амура, толстолобика, сазана.

Отдыхать некогда. То плотину надо подсыпать, то камыши проредить, то траву в прибрежной зоне выкосить, рощу надо раскорчёвывать под будущую базу отдыха. Опять же, охрану организовать днём и ночью. Много охотников находится сеть закинуть в пруд, кишащий отборной рыбой. За три года те мальки изрядно выросли. Сегодня в природной купели плещется уже сорок тонн рыбы.

- Сбыта нет, потому пока массово не вылавливаем. Может, скоро появится на рынке райцентра постоянно действующий магазин, власти уже этим озаботились, тогда дело у нас, рыбоводов, пойдёт, - планирует фермер. - А перебоев с продукцией, думаю, не будет. Вслед за мной односельчане разобрали в аренду все двенадцать прудов в округе.

Москвичи потянулись в Россошинский

Пока же наладили Стаценко торговлю живой рыбой прямо из пруда. Поставили на берегу мостки для удобства рыбаков - приезжай, лови на удочку. На 250 рублей норма пять кг, что сверх - будь добр заплатить по рыночной цене: 80 рублей/кг. Можно и с ночёвкой. Кое-что в «Хуторках» всё-таки удалось построить. Двухэтажный «Домик рыбака», тот самый, с сауной, может вместить одновременно двенадцать человек. Массового наплыва гостей пока нет, однако успели порыбачить здесь уже и ростовчане, и петербуржцы, и москвичи.

...С высокой точки прудовое хозяйство можно и глазом окинуть, а обойти не просто. Поэтому мы путешествуем на машине хозяина. На значимых участках останавливаемся. В роще уже стоит ангар, на освобождённой от дикой поросли площадке «пеньки» фундаментов застолбили место будущих коттеджей. Там, где быть корту, площадке и зверинцу, пока густые заросли.

- Вон от тех столбов хочу свет протянуть на участок, на бензиновом генераторе далеко не уедешь. А там планируем птичник, здесь склон пологий к пруду и мелководье. В этой части для гусей рай. - Виктор Сергеевич так живо рассказывает, что поневоле начинаешь представлять всё «в картинках». - Да не тормозни Москва нашу заявку на кредит, уже бы построили базу... Ничего, мы оптимисты. Наш девиз: только вперёд!

Крестьянская опора

А как ещё жить деду пятерых внуков, если не думой о будущем?! Но и опора крепкая у фермера. Зятья приезжают не только отдохнуть на рыбалке. С семьёй сына вообще делят все заботы пополам. Женщины в основном управляются на подворье. В том же 2007 году поверили Стаценко в ещё одну государственную программу - развития личных подсобных хозяйств. Взяли субсидированный кредит 300 тысяч рублей, купили три сотни поросят.

- Опять тогда не наша взяла. Обзаводились поголовьем, свинина по 50 рублей за килограмм была в живом весе, а к моменту сдачи упала до 25, зерно же, наоборот, подорожало вдвое. Еле с кредитом рассчитались. Короче, выручили банк. Ну а нам - бульон от яиц. - О перипетиях крестьянской удачи рассуждает Виктор Сергеевич беззлобно. Фортуна к тем, кто не сидит на месте, переменчива. У селянина и на это живой пример есть: - Птицу держать выгодно. Хлопотно, спору нет, но доходно. В прошлом году индеек в апреле на доращивание прикупили. Первые месяцы к стаду как привязанные были. Но в декабре результаты труда увидели, когда стали реализовывать мясо на рынках Ростова, Батайска, Зернограда.

Супруга фермера Наталья Викторовна доходное птицеводство вспоминает с покорной тоской. А заботы домохозяйки с трудом в колхозе и сравнивать не берётся - домашние дела никогда не кончаются. Но поглядывая на детей и внуков, она, как и муж, мечтает оставить им в наследство сельский курорт «Хуторки», где все прелести жизни на природе будут облагорожены современными удобствами.

Зерноградский р-н, Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Экономика
Газета: Газета Крестьянин