Геннадий Заволокин: Без гармони и девчата на селе переведутся

Телепередача «Играй, гармонь!» разменяла третий десяток, стала для многих любимой. Потому что её герои – люди из гущи народной: самодеятельные музыканты, плясуны, исполнители песен, частушек. Личности яркие, незаурядные. Как и основатель передачи Геннадий Заволокин. Благодаря ему сколько радости, тёплых чувств испытали зрители, сколько рук потянулось к незатейливому инструменту – гармошке. Восемь лет как нет его с нами. К сожалению, мало знаем о его творческом пути, мировоззрении, последних днях жизни.

И. Онищенко

г. Ставрополь



За двадцать с лишним лет в эфир вышло более 960 передач. Из них 720 – при жизни Геннадия Заволокина, народного артиста России, лауреата государственных премий РФ, автора многих песен, семи сборников частушек, пяти нотных изданий. Был он также главным редактором иллюстрированного журнала «Играй, гармонь!». Многое поведал о себе, своём творчестве, о занимательных встречах на съёмках и концертах в книгах «Играй, гармонь!», «Золотые планки».

Известный композитор Александра Пахмутова вспоминает:

- Передача «Играй, гармонь!» стала для многих из нас настоящим потрясением. Оказалось, в народе она живёт как родное существо. Гармонь – как соловей. Птичка неказистая, но что можно сравнить с её пением? Мы узнали это благодаря Геннадию Дмитриевичу Заволокину. Десятки самобытных исполнителей открыл он публике. Да и сам являл собою простой народ: весёлый, добрый и доверчивый, талантливый и по-детски наив­ный.

Он родился в 1948 году в таёжном посёлке Парабель Томской области. Горьком пристанище ссыльных, раскулаченных крестьян. Полной мерой из этой чаши хлебнули близкие Геннадия. На холодной сибирской ниве, на фронтах Великой Отечественной войны. Из полсотни мужиков домой вернулся лишь отец Геннадия. После вой­­ны перевёз он семью в рабочий посёлок Сузун.

Геннадий поступает в Новосибирское музыкальное училище, где выделяется незаурядными способностями. Затем – в Московский институт культуры. Возглавлял в Новосибирске народный хор, областную филармонию. Тогда же вместе с поэтом Василием Пухначевым написал первую свою песню «Звали, звали Ванюшу». Её подхватили рязанский хор, «Воронежские девчата». С братом Александром подготовили циклы частушек «Сибирь – бирь» и «Ты мне нитки не мотай».

Разъезжая по городам и сёлам, с интересом наблюдал за музыкальным, самодеятельным творчеством простых тружеников. В итоге создал фильмы «Плясуны», «Гармонисты». Так, исподволь подступал к главной теме своей жизни. В 1986 году на телевидении появилась передача «Играй, гармонь!». И сразу же полюбилась зрителям. Друзья уговаривали переехать в Москву. Отказывался. Дескать, оторвётся от корней. В столицу прилетал на короткое время, монтировать свою передачу. А когда открыл в Новосибирске собственную видеостудию, отпала и такая необходимость.

В моих блокнотах сохранились отрывки бесед с Заволокиным в дни, когда он бывал в Останкино.

- Откуда у вас любовь к гармошке?

- От отца. Он и на фронт с нею уходил. Правда, после вой­ны уже не играл. Израненные руки не слушались. А вот меня и брата приобщил к этому инструменту. Гармонь – сердце простого человека. Особенно деревенского. Без неё, пожалуй, и девчата на селе переведутся, и парни настоящими мужчинами не вырастут.

- Вы человек теперь известный, узнаваемый. Это греет самолюбие? Как среди звёзд эстрады себя чувствуете?

- К славе отношусь плохо. Кой в ней прок? От работы лишь отвлекает. Разве что иногда в интересах дела ею пользуюсь. Тут уж приходится потерпеть. На светских тусовках мне холодно, неуютно. Я их всячески избегаю.

- Дети с вашей подачи по стопам родителя пошли?

- Как-то само собой получилось. Настя, правда, драматической актрисой хотела стать. Передумала. Наверное, под моим влиянием. Но я ни к чему не понуждал. Конечно, помогаю, наставляю. Но это их выбор.

- Жена разделяет ваши интересы, пристрастия?

- Она – мой ближайший соратник, помощник. Администратор, организатор концертов, гастролей. Мы как поженились, всегда вместе. Надеюсь, так будет до самой смерти. Я однолюб.

- А её, этой «девушки с косой», боитесь?

- Для верующего человека смерть – всего лишь переход в иной мир. Страха перед ней не испытываю. Жаль будет, если не всё удастся сделать в этой жизни из того, что задумал.

- Ваши поездки, особенно в глубинку, наверное, не обходятся без широких застолий, обильных возлияний. Как относитесь к спиртному?

- И себя от него удерживаю, и других остерегаю. Сегодня – выпивка, наутро – тяжёлое похмелье. Когда же работать? Так можно скатиться на самое дно. Если б я выпил всё, что предлагали, давно бы сгорел. Водка – великое зло. А быть пьяным на людях, да ещё куражиться, по-моему, самое постыдное, недостойное поведение для мужчины.

Последние годы жизни Заволокин много внимания уделял православию, молитве. В репертуаре появились и песни духовного содержания.

- Правда ли, - спрашиваю, - что собираетесь отойти от дел, постричься в монахи?

- Чтобы так служить Богу, нужны большие душевные силы. А я человек маленький, слабый. Хотя совсем от пути такого не отрекаюсь. Всё может быть. Неизвестно, сколько жить-то осталось.

Журналист Алексей Белый вспоминает:

- Когда Заволокин приехал на Урал (в год его гибели. – Прим. авт.), я решил с ним встретиться, сделать фотографии. Он охотно беседовал, позировал. Когда же я проявил плёнку, все кадры с Заволокиным оказались чёрными, пустыми. Похоже, смерть уже поставила на нём роковую отметину.

11 июля 2001 года Новосибирск прощался с главным гармонистом России. Погиб в автокатастрофе. «Тойота», в которой он находился, проезжала по мосту, частично закрытому на ремонт. Навстречу с большой скоростью вылетел «Москвич». Лобовой удар был столь сильным, что обе машины превратились в груды металла. Водитель «Москвича» скончался на месте. Водитель «Тойоты», сын Геннадия Захар, получил открытый перелом коленного сустава.

Вот что рассказывал Захар спустя несколько месяцев после трагедии:

- Мы отдыхали на даче. Вечером отцу надо было позвонить в город. Сотовой связи в посёлке не было. Пришлось ехать в Ордынское, райцентр. Отзвонившись, двинулись обратно. Было уже темно. На мосту меня ослепил свет фар встречного автомобиля. Потом – сильнейший удар. Очнулся уже от запаха нашатырного спирта: кто-то сунул мне смоченную им ватку под нос. Отец сидел рядом, весь в крови. Я поднял его на руки, понёс к стоявшему рядом «Рафику», попросил отвезти нас до больницы. Шофёр отказался. Помочь вызвался водитель «Жигулей». Отца положили на заднее сиденье, я сел рядом с ним. В больнице мне сделали обезболивающие уколы. Отцу ничем помочь уже не могли. Ещё по дороге он стал молиться. Тогда я понял, что он уходит. Умер у меня на руках.

Эстафету от отца приняла дочь Анастасия. Вместе с Захаром и матерью Светланой Дмитриевной, вдовой покойного. Анастасия привнесла в передачу много собственных песен, сохраняя в то же время тематику, стиль, заданный основателем.

Гастроли проходят при полных залах, а телепередачи собирают миллионы зрителей, неравнодушных к судьбе гармони, к народному творчеству. Об этом свидетельствуют и письма, поступающие в адрес коллектива.

В 1999 году Союз писателей России наградил Геннадия Заволокина почётным знаком «Ангел трубящий». Он по-прежнему с нами. В своих песнях, в передаче, продолжающей «сеять разумное, доброе, вечное».

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Персона
Газета: Газета Крестьянин