На рынок - с овощами и... автоматом

 Не так давно мэр Москвы Юрий Лужков распорядился выделить российским фермерам 2800 мест на рынках столицы. Сегодня 1700 из них пустует. Что за этим: нехватка товара, нежелание крестьян вставать за прилавок?

 Найти ответ пытались представители парламента, правительства, экономисты. Обсуждали законопроект «Об организации деятельности розничных рынков», подготовленный по инициативе президента. На его судьбу повлияли известные события в карельском городе Кондопоге. Хотя необходимость перемен и так была очевидна. Торговля регулируется устаревшим указом Бориса Ельцина от 1992 года.

 Рынков у нас более шести тысяч. Их годовой оборот - не менее триллиона рублей. Значительная часть этих средств остается в тени, питает мафиозные структуры. Они же взяли в свои руки ценообразование, поставки, вытеснив крестьянина, фермера, мелкого предпринимателя.

 Новый закон вводит квоты на торговые места для отечественных товаропроизводителей. По вещевым рынкам - не менее двадцати, продовольственным - пятидесяти процентов. Вместо дирекций, у которых, по сути, неограниченные полномочия, будут управляющие компании. Без права закупки, продажи. Их задача - обеспечить нормальные условия работы, порядок и чистоту, своевременную уплату налогов. Чтоб у каждого продавца была санитарная книжка. Чтобы подсобки, кладовые перестали быть ночлежками для нелегалов. Штрафы за нарушение правил торговли возрастут до пяти тысяч МРОТ, а учитывать их будут в рублях.

 Документ одобрили, признав, что в нем еще много белых пятен. Скажем, неясно, какие права получат садоводы, огородники, представители некоммерческих объединений. А как быть с продавцами экзотических фруктов? Бананы, ананасы у нас не растут. «Да и стоять крестьянину за прилавком некогда. Хозяйством надо заниматься», - замечали скептики. Мол, торговать станут горожане, нанятые «лицами кавказской национальности», а «крышевать» их будут все те же бандиты.

 Главный думский аграрник Геннадий Кулик против управляющих компаний на специализированных сельскохозяйственных рынках. Они должны работать на основе закона о кооперации. Торговать, кроме даров полей и ферм, скотом, кормами, рассадой, изделиями народного промысла. Всем, что деревня производит, что помогает ей выжить. Хозяевами таких рынков могут быть создающие их кооперативы.

 Закон одобрен в первом чтении. При втором, третьем обещают довести его «до кондиций». А пока суд да дело, места на рынках, забронированные тем же Ю. Лужковым, будут пустовать. До каких пор?

 С этим вопросом обращаюсь к автору законопроекта, депутату Госдумы Евгению Федорову.

- Между продавцом и покупателем, - отвечает он,- до одиннадцати посредников. Трудно через них пробиться фермеру. С появлением управляющих компаний число посредников резко сократится, а цены упадут процентов на двадцать. Если, конечно, крестьянина не развернут обратно, при подъезде к городу. Рэкет на дорогах, знаете ли, силен.

 Но это ведь не град, не ураган или землетрясение. Я припомнил, к случаю, одно из оперативных совещаний в администрации Орловской области. Слушали вопрос о заготовке на зиму овощей. Первым, как ни странно, слово предоставили начальнику милиции. Он сообщил: очередная поездка в Волгоградскую область была успешной. Хотя машины с овощами пыталась развернуть вооруженная группа кавказцев. Рейсом раньше пришлось им подчиниться. Но теперь в составе колонны были бронетранспортер и группа автоматчиков. Увидев эту силу, бандиты ретировались. Конечно, крайность, отчаянный шаг. Но есть и другие способы противостоять злу.

- Кстати, Евгений Алексеевич, - говорю собеседнику, -обирают не только рэкетиры, но и милиция. Как все же фермеру благополучно добраться до рынка, воспользоваться вашей квотой?

- Разбой на дорогах - сложная проблема. Одним лишь законом тут не обойтись. Для начала пытаемся навести порядок на самих рынках. Это первый шаг. Нужен, безусловно, комплекс мер. Изучаем пути, способы создания продовольственных бирж. Они могут стать преградой на пути рэкета, в том числе милицейского. Тогда придется иметь дело не с беззащитным частником-одиночкой, а с серьезной структурой, со своими средствами и способами защиты. Наладят биржи закупку продукции на месте, по приемлемым ценам, крестьянину вовсе не потребуется на рынке торговать.

- А пока, стало быть, посредник так и будет обирать, вымогать товар по цене ниже себестоимости?

- За спиной перекупщиков - монополист. При управляющих компаниях сговор будет невозможен или, во всяком случае, затруднен. Значит, и цены диктовать станет сложнее, и пойдут они вниз.

Выразить свое отношение: 
Теги: событие
Рубрика: События
Газета: Газета Крестьянин