Новый курс или дорога в никуда?

Чем обернётся для нас «монетизация» образования и лечения.

Президент подписал закон о государственных бюджетных учреждениях. Внешне спокойный, безобидный. Однако наделавший немало шума. Ибо, по мнению экспертов, таит в себе много «подводных камней». Правительство, со своей стороны, уверяет: это ещё один шаг к инновационной экономике.

В России появится три типа учреждений: казённые, бюджетные и автономные. В казённых всё останется, как было. Бюджетные будут получать субсидии, но прибыль смогут оставлять себе. Автономные получают самую большую самостоятельность - вплоть до открытия счёта в банке, а не в казначействе. Вся прибыль, если она будет на конец года, не «обнуляется», а переходит на год следующий, оставаясь в распоряжении учреждения.

Закон, как мы уже сообщали, предусматривает масштабное реформирование 328 тысяч учреждений, работа которых обходится казне примерно в восемь триллионов рублей. Существующая их система, полагают авторы закона, оторвана от жизни, была создана под иной тип государства. И направлена, в основном, на увеличение расходов, штатов. Обращаясь в такие учреждения, люди зачастую встречают невнимательное отношение, откровенную грубость. Мало того, что чиновники проедают деньги, практически не отвечая за свою работу, так ещё и блокируют развитие системы обслуживания.

Радикальная реформа коснется также и школ, вузов, музеев, больниц, библиотек. Не затронет лишь структуры военные, оборонного значения, некоторые другие, сугубо специфические. Минфин будет выделять средства только под определенное задание: столько-то человек обучить, вылечить, обслужить. И никаких ограничений на занятие коммерцией. Можно свободно распоряжаться имуществом, за исключением особо ценного. В общем, правительство снимает с себя ответственность за их финансово-хозяйственную деятельность.

Цель вроде благая: повысить качество услуг, сохранив на прежнем уровне, а то и снизив расходы казны. Но так ли очевидна польза? Во-первых, потребуются изменения в действующие законы, касающиеся образования, науки, культуры. В кодексы: Бюджетный, Налоговый, Гражданский. Предстоит подготовить десятки подзаконных актов. А это процесс весьма сложный, длительный. Во-вторых, нет пока госстандартов на услуги в бюджетной сфере. Так что их качество может упасть, а цены — возрасти.

Сомнительны, по мнению оппозиции, способы снижения издержек. Авторы закона относят к ним сокращение внутренних расходов, привлечение внебюджетных источников финансирования. Где будут искать эти источники школы, детсады, больницы? Скорее всего, в карманах родителей, пациентов. В общем, ждать увеличения государственных расходов на образование, культуру, медицину не приходится. Зато возможно их сокращение. Всё это может привести к росту социальной напряженности, говорят противники закона.

- Копья ломаются вокруг отмены так называемой субсидиарной ответственности государства, что, по мнению оппонентов, может привести бюджетные учреждения к массовому банкротству, – пояснил мне заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, «единоросс» Юрий Медведев. - Возможно ли такое? В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса бюджетное учреждение не может стать банкротом. Более того, учредитель, а им является государство, передаёт в его оперативное управление имущество, контролирует сделки. То есть следит за хозяйственной деятельностью. В случае сверхнормативной кредиторской задолженности учреждения его руководитель может быть уволен.

Учтён и печальный опыт, когда, например, детские сады в период перестройки ушли в коммерческие структуры за бесценок. Закон не допускает ни банкротства, ни ликвидации таких бюджетных учреждений. Взыскание по долгам не может обращаться на их движимое и недвижимое имущество. Следовательно, они не могут быть ликвидированы. Кроме того, закон предполагает большую открытость их деятельности, вплоть до публикации финансовой отчётности, что позволяет осуществлять общественный контроль.

- И всё же, - заметил мой собеседник, - не буду лукавить: отмена субсидиарной ответственности государства – камень преткновения, который таит в себе определенные проблемы и требует дополнительного осмысления.

Его-то и избегают авторы нововведений. Вот и премьер, за чьей подписью поступил в парламент этот сработанный Минфином документ, публично высказался о нём лишь однажды, при отчёте в Госдуме о работе правительства. И то по инициативе депутата Олега Смолина:

— Уважаемый Владимир Владимирович! Последствия закона об автономных, бюджетных и казенных учреждениях, по мнению большинства независимых экспертов, будут сравнимы с ваучерной приватизацией и так называемой монетизацией. Он приведёт, во-первых, к резкому сокращению остатков бесплатного образования, медицины, культуры, замене их платными услугами. Во-вторых, к росту коррупции. Ибо чиновник будет определять, кому с барского плеча давать государственное задание. В-третьих, к росту социальной напряженности и массовой безработице интеллигенции. В итоге — к снижению человеческого потенциала, где мы и сейчас в мировом рейтинге на 71-м месте. Докладывали ли вам лично про этот закон или его продавливают руководители финансово-экономического блока без вашего участия? Обсуждало ли правительство социальные и политические последствия?

В. Путин:

— Конечно, обсуждали. Есть эксперты, которые считают, что платные услуги не вырастут, а база для коррупции сократится. Потому что предприятия, учреждения получат больше прав. Они будут распоряжаться своими ресурсами самостоятельно, на глазах у всего трудового коллектива. Но, думаю, не нужно это делать «чохом», а дать переходный период. Это первое.

Второе. Сейчас люди платят в “чёрную” и в “серую”. Речь же о том, чтобы всем было понятно, что — платная услуга, а что должно быть бесплатно. Конечно, нужно думать о тех, кто здесь работает, об их оплате, условиях труда. Но эти учреждения существуют не сами для себя, а для граждан России.

Из четырёх представленных в Госдуме партий закон при его обсуждении, поддержала лишь «Единая Россия». В Совете Федерации собрал он девяносто голосов. Тоже большинство, но не подавляющее. Между прочим, в верхней палате около ста двадцати представителей партии власти. Выходит, многие из них сомневаются в пользе закона.

Перед тем как его подписать, президент провел совещание с министрами, которым придется проводить намеченное в жизнь. Они заверили: всё будет хорошо. С первого января по новым правилам начнут работать федеральные бюджетные учреждения. Регионы могут применять их с первого июля 2012 года. То есть, после парламентских и президентских выборов. Видимо, власть тоже не вполне уверена в успехе задуманного. Потому и не хочет раздражать общество перед ответственными кампаниями.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Политика
Газета: Газета Крестьянин