Земля для снохи

На фото: глава района Проскурин: "Нет...,нет... Я к ООО "Степное" не имею отношения. Учредитель - моя жена"

Более 500 гектаров угодий глава района изъял из общей собственности в пользу своей семьи...

«Не буду я себя называть»

Возле приземистого здания с надписью «Мировые судьи» в Родионово-Несветаевке было пусто.

- А где же люди?

- Да они там, - махнул рукой в сторону здания Николай Андреевич Зоричев. - Жалобу с адвокатами пишут.

Минут через десять группа возбуждённых истцов вышла на улицу. Я представился и предложил:

- Ну что, давайте разбираться...

- А что тут разбираться, - взлетел раздражённый женский голос. - Мы пять лет суды выигрываем, а Рошкован нам землю не отдаёт.

- Но ведь у вас только доли в общей собственности... Земли-то нет.

- Как это нет! - вскинулся мужчина с усталым лицом. - Наши участки отмежёваны. Они на кадаст­ровом учёте...

- А толку? Юстиция не признаёт ваш выдел...

Толпа взорвалась:

- Да у Рошкована всё схвачено... Он нашу землю раздал кому ни попадя... За аренду не платит... Рошкован... Рошкован... Рошкован...

Наконец шум и гвалт стихли.

- Лучше по одному. Называйте себя и рассказывайте. С самого начала. Как и что. Вот вы, - обратился я к бойкой чернявой женщине.

- Ещё чего! Не буду я себя называть. Зачем это?..

Кто-то крикнул:

- Пусть он документ покажет. Может, он не корреспондент вовсе...

Я предъявил удостоверение и молча взглянул на Зоричева. Смуглый Николай Андреевич стал ещё темнее:

- Вы что! Вы же сами просили вызвать коррес­пондента...

Толпа выдохнула:

- Да, просили. Вот и пусть он напишет, как Рошкован нашу землю раздавал... А то мы с ним по-другому разберёмся...

А где же земля?

Мы приехали к президенту фирмы «Ростов» Рошковану в хутор Дарь­евка без предупреждения. Увидев Зоричева, Юрий Прокопьевич всё понял и сразу пригласил в кабинет. На моё удостоверение махнул рукой: что за церемонии.

Рошкована можно принять за учёного, доктора или актёра. Но он бизнесмен, связанный с нефтехимией. В 2001 году на базе колхоза «Мир» Родионово-Несветайского района создал сельхозпредприятие ООО «Ростов-Мир».

23шостко1.JPG

На фото: Люди сбиты с толку. Годами судятся с Рошкованом...

В кабинете Рошкован сел напротив за длинный стол и без промедления приступил к делу:

- Вот последнее решение суда. В нём указано количество земли в хозяйстве на сегодня: 4653,86 га. И число земельных долей, их 458. Разделим гектары на доли....

Юрий Прокопьевич протянул калькулятор. На одну долю пришлось 10,16 га.

- А теперь взгляните сюда, - Рошкован извлёк из папки документов свидетельство на землю одного из арендодателей. В свидетельстве значилось: «общая долевая собственность: 728 баллогектаров; 11,94 га».

- Я плачу арендную плату, исходя из нормы, хотя использую на 1,78 га меньше. С учётом всех долей не хватает 815,24 га, - заметил Рошкован. - Поэтому истцам не регистрируют выдел. Свидетельства, землеустроительные дела и реальность не стыкуются.

- А где же земля? Куда она делась?

Рошкован придвинул ко мне пачку документов. Из архивных бумаг следовало, что 25 января 1992 года общее собрание колхоза «Мир» утвердило список лиц, имеющих право на земельный пай. Таких оказалось 670 человек. Землю поделили по среднерайонной норме с учётом качества земли. Утверждённая главой района норма составляла 728 баллогектаров, или 11,94 га. Всего 670 человек должны были получить по норме в общую собственность 487760 баллогектаров угодий. Однако земли в хозяйстве оказалось меньше - только 486480 баллогектаров. Поэтому в проект землеустройства колхоза «Мир» внесли запись: «вся площадь сельхозугодий передаётся хозяйству». Таким образом, в колхозе не осталось ни одного квадратного метра свободной земли. Что и подтвердил Государственный акт на право собственности на землю, выданный колхозу «Мир».

А дальше началось самое интересное.

Круговорот земли в районе

Свидетельства на земельную долю получили 562 человека. Вопреки решению общего собрания 108 колхозников, учителей и других работников «социалки» были лишены свидетельств. Не выписали - и всё! Но право на получение земельного пая у них осталось. А это 1289,59 га. Так 108 земельных долей искусственно стали невостребованными. Включить их в фонд перераспределения новый глава Родионово-Несветайского района Юрий Васильевич Проскурин мог только через суд. Но в суде неизбежно обнаружилось бы, что у владельцев этих долей есть фамилии, имена и отчества. А их обладатели живут рядом. Проскурин избрал другой способ.

В пункте 5 Указа президента РФ № 323 от 27.12.1991 г., давшего старт земельной реформе, сказано: «Включить в фонды перераспределения земель участки, остаю­щиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов...».

Юрий Васильевич взял и назвал «невостребованные» доли остатками земель, хотя никаких остатков в колхозе не имелось. Проскурин издал два постановления с одной датой - 25 января 1995 года. Под одним номером - № 18. И с одним и тем же текстом. Но у «бумажных близнецов» были и различия. Одно постановление напечатали на типографском бланке, второе - на обыкновенном лис­те бумаги. Первым документом глава района постановлял: «Включить в фонд перераспределения земель 616 га пашни и 86 га сенокосных угодий, оставшихся после бесплатной передачи земель коллективу колхоза «Мир».

В аналогичном тексте документа-«близнеца» вместо 616 га стояли 1155 га. Вот и гадай - не угадаешь, сколько же земли глава района Проскурин забрал из общей долевой собственности в районный фонд.

В тот же день, 25 января 1995 года, Юрий Васильевич продемонстрировал высший административный пилотаж. Взял и передал только что изъятую землю в аренду на пять лет тому же колхозу «Мир». А через пять лет уже «отмытую» землю отдал в аренду на 49 лет для организации КФХ своей снохе Марине Александ­ровне Проскуриной.

Тем временем до 88 обездоленных наконец-то дошло, что их, грубо говоря, «кинули». Они направились в Родионово-Несветайский районный суд, который подтвердил их права на получение земельного пая площадью 11,94 га. Но земли-то нет. Она в полувековой аренде у снохи главы района. Суд признал районный фонд перераспределения в границах земель колхоза «Мир» незаконным. И отменил два постановления-«близнеца» главы района Проскурина. Юрий Васильевич должен был вернуть землю. Но он обжаловал решение своего родного правосудия. Дело направили на новое рассмотрение в Новошахтинский суд, который вынес определение о прекращении производства по делу. И концы в воду.

Тем временем Марина Александровна Проскурина, сноха главы района, передала полувековую аренду земли в субаренду ООО «Степное». Одним из учредителей этого хозяйства является жена Юрия Васильевича Проскурина. А в Едином государственном реестре поя­вилась запись о том, что земля, которая находится в аренде у М.А. Проскуриной, зарегистрирована на праве собственности за Российской Федерацией.

Но ведь закона о нацио­нализации земли государство не принимало.

Суд урезал долю

- Я сказал людям: давайте вместе отсудим у районной администрации вашу землю. Тогда её всем хватит. И вы спокойно выделите свои участки по норме. А они струсили, - вздохнул Рошкован. - Заявили, что не будут судиться с главой района.

- Я им объяснял: кадастровая цена одного гектара 66 тысяч рублей, каждого из вас наказали больше чем на 100 тысяч. А им наплевать. Они отмахнулись: ну и пусть... Что за люди? - недоумевал Рошкован.

- Представляете, они обратились в Новошахтинский суд с просьбой уменьшить размер земельной доли, и суд урезал долю до 10,04 га. Им наплевать не только на себя, но и на тех, кто уже выделил земельные участки. И на тех, чьи доли использует хозяйство.

На каком основании суд принял такое решение? В том самом Указе президента РФ № 323 перечислены структуры и органы, наделённые правом проведения земельной реформы с установлением среднерайонной нормы бесплатной передачи земли. Суд таким правом не обладает. Дело суда - взвешивать на весах правосудия, насколько то или иное действие соответствует закону, но не производить само это действие.

Создан опасный прецедент, ведущий к ревизии земельной реформы. Чтобы как-то обосновать его, новошахтинский судья Говорун представил 88 человек, получивших свои законные земельные паи, как новых собственников, для которых якобы требовалась дополнительная площадь. И оставил без внимания факт незаконного изъятия земли в районный фонд из общей долевой собственности СПК колхоз «Мир». И совсем уж цинично звучит фраза: «Доводы ответчиков о том, что фонд перераспределения был отменён, суд не принимает во внимание». Впрочем, это не удивительно. Судья неоднократно подчёркивал в негативном смысле, что инициатива восстановления в правах на землю 88 человек шла от ООО «Ростов-Мир». Как шла? Да так, что юрист хозяйства поддержал иски обез­доленных. Надо думать, если бы Рошкован, как другие главы хозяйств, не пытался помочь людям получить причитающуюся им землю, то это было бы справедливо.

И глазом не моргнул

Действующий и по нынешний день глава Родионово-Несветайско­го района Юрий Васильевич Проскурин огорошил с первых слов:

- Давайте вместе с вами поможем людям выделить землю...

Ну что тут скажешь? Конечно давайте... Но прежде несколько вопросов.

- Юрий Васильевич, вот два ваших постановления-«близнеца». Одним вы забрали в районный фонд 616 га, другим - 1155 га. Как их понимать?

Проскурин повертел в пальцах свои постановления и пожал плечами:

- Не помню... это надо архив поднимать... Наверное, какие-то причины были...

- Но ведь земельных остатков в хозяйстве не было. В Государственном акте вся земля расписана...

- Были... были остатки, - многозначительно произнес Юрий Васильевич.- Там, в этом колхозе, надо все поля перемерить... Мы этим займёмся...

Глава района согласился с тем, что в списке на получение земельной доли значились 670 жителей села.

- Почему же 108 человек остались без свидетельств?

Юрий Васильевич объяснял долго. И суть многословных объяснений сводилась к тому, что, по его мнению, не было у них прав на землю. Одни работали в колхозе без году неделю. Другие мелом по классной доске чиркали. Словом, выписывали свидетельства не по закону, а «по справедливости».

- Говорят, что вы отдали землю из районного фонда в аренду своей снохе? На 49 лет.

Глава и глазом не морг­нул:

- Да, администрация выделила ей землю для организации КФХ...

- А правда, что ваша сноха Марина Проскурина передала землю фонда в субаренду ООО «Степное»? И вроде бы, вы в числе учредителей этого хозяйства?

23шостко2.JPG

На фото: "Не буду я себя называть..."



Юрий Васильевич покачал головой:

- Нет... нет... Я к ООО «Степное» не имею отношения. Учредитель - моя жена. Ну а передавать землю в субаренду закон не запрещает...

- Закон-то не запрещает, но ведь не о субаренде речь. Людям не хватает земли...

- Хватит, - заявил Проскурин...

И пообещал так перемерить поля, что земля найдётся. Очевидно, по норме 10,04 га на долю - то есть по норме ниже среднерайонной.

Что же в итоге?

Не так давно президент Медведев публично признал, что в 1990-е годы «власти вообще не было». Именно тогда глава Родионово-Несветайского района Ю.В. Проскурин изъял часть общей долевой земли в колхозе «Мир». Видимо, чтобы в последующем обеспечить землёй семейный треугольник.

В своё время «Крестьянин» не раз писал о подобных случаях. Мы пытались привлечь внимание и областной власти, и полпредства президента в ЮФО к проблеме увода земли. Но в ответ даже шевеления не было. Когда в области работала совместная комиссия Счётной палаты и Генеральной прокуратуры, мы передали ей десятки публикаций о серых схемах, действующих в земельных отношениях. Ответа не получили. Однако через некоторое время контрольное управление администрации Ростовской области начало проверки. Дошла очередь и до Родионово-Несве­тайского района. В справке, подписанной специалистом-экспертом контрольного управления Ж.В. Сыромятниковой, перечислены сплошные нарушения. Администрация района скрывала или искажала данные:

«... Площадь невостребованных долей на территории района составляет не 235,1 га, а 2896,75 га...»

«Земельные доли площадью 2661,75 га были исключены из невостребованных долей и переданы в районный фонд перераспределения...»

«...Не имея законных оснований на распоряжение невостребованными земельными долями, администрация района передала их в аренду ... что является неосновательным обогащением...»

И так далее.

Что же в итоге?

Да ничего! Администрация области ограничилась констатацией фактов.

А между тем обстановка, в данном случае в ООО «Ростов-Мир», накалилась до предела. Люди сбиты с толку. Годами судятся с Рошкованом. Сам же Рошкован стал заложником ситуации. Согласиться на выдел по норме 11,94 га? Тогда последним собственникам долей не хватит земли. Пусть межуют по 10,04 га на долю? В таком случае пойдут в суды остальные арендодатели, не согласные с обрезанием доли.

Казалось бы, проблему можно решить просто - главе района надо вернуть землю. И все дела. Но он, очевидно, уверен, что сложившаяся административная система не даст свою «кадру» в обиду. К тому же к услугам любителей поживиться земелькой за счёт государства и крестьян - суды, готовые вновь провести земельную реформу. Хоть в отдельно взятом хозяйстве, хоть в отдельно взятом районе.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин