"Ультиматум" Зурабова

Недавно и пенсионеры, и работающий люд были встревожены сообщениями в СМИ о провале пенсионной реформы. Что кроется за публикациями в газетах и выступлениями на телеканалах о судьбе нынешних и будущих пенсий?

 Говорят и пишут разное. Мы предлагаем вниманию читателей наше видение пенсионной проблемы, озвученной «героем» нашумевшей истории о монетизации льгот...

 С 1 января 2002 года в стране начало действовать новое пенсионное законодательство. Со временем оно должно было покончить с уравнительной пенсионной системой. Для молодых граждан открывалась возможность накопления будущей пенсии. Работающие пенсионеры могли приумножить ее каждый год путем перерасчета. А неработающим государство обязалось индексировать пенсии с учетом показателя инфляции.

 С самого начала пенсионеров разделили на два сорта. Государственных служащих, военных и ряд других категорий граждан «пристегнули» к федеральному бюджету. Причем для чиновников размер ожидаемой пенсии был установлен в пределах 75% среднемесячного заработка. Бюджет у нас, как известно, с огромным профицитом. Так что грядущая старость, к примеру судей, которым президент недавно поднял жалованье до 100 тысяч целковых в месяц, обеспечена не хуже, чем у какого-нибудь итальянца или шведа. Остальной же работающий люд «посадили» на единый социальный налог (ЕСН) и пенсионные взносы.

 Вскоре обнаружилось, что большой бизнес не хочет платить ЕСН с реальных зарплат. Как и раньше, работники их предприятий продолжали получать «конверты» из рук в руки. Финансовые потоки текли мимо налоговых служб и казначейства. Но даже того, что попадало в казну и Пенсионный фонд, вполне хватало для текущих выплат трудовых пенсий. Поэтому не торопили бизнес отказаться от зарплат в конвертах и так называемых серых схем. Но сами олигархи не дремали и начали игру на понижение размера ЕСН. Их щедро оплачиваемые лоббисты в  Государственной Думе стали рассказывать «сказки» о том, как тяжело большому бизнесу живется на свете. И развиваться не на что, и инвестировать нечего, и вообще, скоро последняя рубаха прохудится. А вот если бы снизили ЕСН с 36,5 до 26%, то все бы сразу реальную зарплату из тени на свет явили. Пенсионный фонд не знал бы, куда отчисления девать.

 Сказка была примитивной, из серии строителей финансовых пирамид. Тем не менее, с

1 января 2005 года единую социальную повинность снизили именно до 26% (20 - в ПФ, 6 - в другие фонды). И что же? «Конверты» как ходили по рукам, так и ходят по сей день. Зато в бюджете Пенсионного фонда начала разрастаться не озоновая, а финансовая дыра. По официальным данным, в этом году нехватка средств в бюджете  Пенсионного фонда может составить 100 млрд рублей.

 Последствия снижения ставки ЕСН были понятны абсолютно всем обитателям Кремля и российского парламента.  Наивных людей там нет. Тогда для чего же был создан искусственный дефицит Пенсионного фонда? В то время, когда государство накопило 303 млрд долларов золотовалютного резерва. И 2,7 трлн рублей в стабилизационном фонде. Дело в том, что растущий дефицит пенсионных поступлений позволяет пускать в ход «страшилки» - говорить о возможных перебоях с выплатой пенсий в ближайшей перспективе. О том, что в России на одного пенсионера приходится 1,74 работника. И очень скоро один труженик будет вынужден содержать одного «нахлебника». И так далее. Создано основание для того, чтобы драматизировать ситуацию и готовить массовое сознание с пониманием встретить повышение пенсионного возраста. Стоит-де только его повысить, и многие проблемы решатся сами собой. Можно будет снизить ЕСН до 15%. И денег в Пенсионном фонде вполне хватит для выплаты пенсий счастливчикам, дожившим до желанного дня. Попутно будет отчасти решена проблема «кадрового голода». Ведь женщины после 55 и мужчины старше 60 лет продолжат трудовую деятельность. И 7 млн ныне работающих пенсионеров тому пример.

 Идея повышения пенсионного возраста с некоторых пор прочно поселилась в умах представителей высшей власти.  Не случайно на недавней встрече с журналистами президент Путин намекнул, что в известном смысле пенсионеры сами кузнецы своего счастья. Вот, мол, на Западе нет разницы в пенсионном возрасте между мужчинами и женщинами. Да и сам возраст значительно выше...

 Каким же способом власть предлагает «заткнуть» финансовую дыру в бюджете Пенсионного фонда? Глава  Минздравсоцразвития Михаил Зурабов заявил, что надо отказаться от накопительной части, переведя ее в ПФ для текущих выплат страховой составляющей пенсий. Поясним суть предложения.

 Нынешние пенсионеры получают пенсию, состоящую из двух частей: базовой и страховой. Именно в страховой части бюджета ПФ из-за недостатка пенсионных поступлений зияет многомиллиардная «дыра». В то же время у граждан 1967 года рождения и младше за счет отчислений формируется третья часть их будущей пенсии - накопительная. Она-то и должна обеспечить им достойную старость. Предполагалось, что 55 млн молодых соотечественников передадут свои средства управляющим компаниям. Однако только 6% из них рискнули это сделать. Доходность их накоплений составила 21,8%. Остальные, так называемые «молчуны», наученные дефолтом и прочими «фокусами» наших финансистов, оставили накопления в государственном Внешэкономбанке. Его доходность 5,7%. Существенную часть накоплений у 94% будущих пенсионеров уже съела инфляция. А всего накопленных средств сегодня насчитывается около 280 млрд рублей.

 Вместо того, чтобы перевести эти средства в управляющие компании под гарантии государства, Зурабов фактически предложил отобрать их у молодых людей и заткнуть ими прореху в страховой части бюджета ПФ. Это отказ от пенсионной реформы, ее свертывание.

 Допустим, предложение Зурабова воплотится в закон. Что тогда? В таком случае 280 млрд восстановят платежеспособность ПФ на ближайшие два-три года. А дальше? Обеспечат ли в дальнейшем финансовую устойчивость ПФ те 2% пенсионных отчислений, которые сегодня оседают в «копилке» молодых граждан? Будучи направленными в бюджет страховой части пенсий на ежемесячные выплаты нынешним пенсионерам, они не будут иметь никакой доходности, за исключением индексации. Сравните, ЕСН понизили на 10%, а на выплаты пенсий добавят... 2%. С учетом растущих аппетитов чиновников ПФ, которые ежегодно съедают 3% его бюджета, финансовая дыра рано или поздно появится вновь.

 По сути, Зурабов выдвинул ультиматум: или вы (граждане и общество) соглашаетесь с необъявленным пока повышением пенсионного возраста, или мы возвращаемся к уравнительной пенсионной системе. Со всеми ее сюрпризами в рыночных условиях.

 И ни слова о зарплатах в конвертах. О серых схемах. О ставке единого социального налога, равного для всех - для уборщиц и владельца команды «Челси».

 Похоже, власть почти готова, в случае протестных выступлений против повышения пенсионного возраста, принести в жертву большому бизнесу достойную старость работающих поколений.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Деньги
Газета: Газета Крестьянин