Они пришли, чтобы поднять себе зарплату?

Пока что именно так почувствовали реформу местного самоуправления сельские жители Ростовской области.

 Второй год область живет по новым правилам, но перемены только сейчас дают о себе знать. Что думают о них наши читатели, как они оценивают первые шаги местной власти?

Много дано - больше спросится

 «В каких случаях допускается прием на работу в поселковую администрацию человека без высшего образования?  Как исчисляется заработная плата?», - спрашивает Ольга Лобкова из села Развильное Песчанокопского района.

 Вопрос,  прямо скажем, с подтекстом. О размере заработной платы главам местных администраций в селах заговорили еще до избрания самих глав. Два десятка тысяч рублей - большие для села деньги, они сделали пост главы вожделенным для многих. Отсюда рекордное по данным областного избиркома число кандидатов на прошедших муниципальных выборах.

 Однако высокая ценность «шапки Мономаха», увы, далеко не всегда соответствует уровню ответственности нового главы перед своим народом. А с другой стороны, сельским жителям (в том числе и депутатам) явно не хватает знаний для того, чтобы призвать руководителя к ответу. Недавно, например, в редакцию обратился один из депутатов Астаховского сельского поселения Каменского района с вопросом, какие полномочия даны сельским депутатам и имеют ли они вообще право голоса при решении местных проблем.

 Такой уровень информированности приводит к тому, что бюджеты сельских поселений (типовые формы которых разрабатывают для муниципалитетов специалисты областной администрации) часто принимаются с минимальными правками, почти без обсуждений.

Тратят, да только на себя

 Ключевым аргументом в пользу реформы было стремление дать местной власти свой бюджет, чтобы она могла самостоятельно решать вопросы, не выпрашивая подачки у вышестоящих начальников.

 Бюджеты дали, в среднем, в пределах трех миллионов рублей. И оказалось, что практически все эти деньги пошли… на содержание аппарата.

 «Администрация, к счастью, благоустраивается, - пишет Н.Н.Бугаев из станицы Базковской Шолоховского района. - Евроремонт, компьютеризация, укрепление штатов, надежные жалования… Но оптимизма это не прибавляет: все также смертность в два раза превышает рождаемость, растут алкоголизм, наркомания и проституция. Небывалая разобщенность народа, невостребованность опыта стариков, тщательно скрываемая безработица».

В свое оправдание главы говорят: чтобы решать проблемы, которые «навесил» на муниципалитеты 131-й закон «О местном самоуправлении», не хватит и тех трех миллионов. На эти деньги дороги не построишь, газопровод не проведешь… Поэтому все благие дела местных администраций ограничиваются пока установкой уличных фонарей.

 В таких условиях понятно стремление власти увеличить свои бюджеты.

Совещания не помогают

 Земельный налог - основной источник дохода муниципалитетов, и его повышение можно назвать сегодня самой непопулярной мерой (см. «Плата выросла в разы», «Крестьянин» № 51, 20-26 декабря 2006). В большинстве поселений местные депутаты приняли максимальный коэффициент для исчисления земельного налога - 0,3. На повышение налога сильно повлиял и пересмотр кадастровой стоимости земли.

 Однако и повышение земельного налога не помогло местным администрациям увеличить свои бюджеты. В прошлом году в Ростовской области они собрали всего 94 % от запланированный суммы, а удельный вес земельного налога в общей массе налогов даже снизился почти в два раза. В областной администрации, наверное, предвидели такой поворот событий и каждый квартал собирали совещания, на которых требовали от местных руководителей «тщательней» собирать налоги. Не помогло. Крупную недостачу прогнозируют и в этом году.

Штрафуем всех?

 Возможность пополнить бюджет местной власти дал еще один принятый в прошлом году закон - «Об административных правонарушениях». Согласно ему участковые милиционеры получили дополнительные полномочия следить за порядком в поселениях (в частности, за соблюдением правил благоустройства территорий.  Ранее этим могли заниматься только административные комиссии). Нарушающие обязаны платить штраф. Впрочем, в некоторых муниципалитетах еще раньше научились использовать этот источник дохода, что вызвало новую волну недовольства у сельских жителей.

 «Местная власть пополняет бюджет, а может быть, и свои кошельки за наш счет, за счет пенсионеров, беднейшего слоя населения, - пишет Л.В.Казаков из Каменск-Шахтинского района. - У нас в поселке Лиховском 70-80 % стариков. В 2005 году поселок Лиховской переименовали в микрорайон и стали применять к его населению законы города (санитарные нормы). Послали людей, и те начали составлять протоколы, без всякого предупреждения штрафовать по 300 рублей за то, что трава на улицах и переулках высотой более 10 см, а штрафы эти забирали с пенсии».

 Как видно, реформу местного самоуправления сельские жители Ростовской области почувствовали пока только на своих кошельках. А почувствовав, стали требовательней к самой близкой им власти. Но возможно, именно первые «провокационные» шаги местной власти будут способствовать переходу реформы на качественно новый уровень.  Избирателям еще предстоит выйти из роли пассивных требовальщиков, которые только налоги платят, и научиться быть услышанными властью, а депутатам - научиться слышать своих избирателей, управлять сложным механизмом под названием «местное самоуправление».

Выразить свое отношение: 
Теги: политика
Рубрика: Местное самоуправление
Газета: Газета Крестьянин