Документальное кино. Бизнесмены от сохи

Один из двух дней Межрегионального фес­тиваля документального кино «Бизнес по-русски», прошедшего в ростовском Доме кино, целиком посвятили фермерам.

– В российском кино и на ТВ бизнесмен – либо преступник, либо неверный муж, либо жертва шантажа и убийства, – сказал на открытии фестиваля президент российской Гильдии неигрового кино и телевидения Владимир Герчиков. – Но если у нас такой бизнес, кто же Россию поднимать будет?

Тем, кто пытается поднять Россию, и были посвящены шесть фильмов, показанных на фестивале. Причём программу первого дня составили две большие (каждая длительностью около часа) картины о людях, которые в стандартный образ бизнесмена ну никак не вписываются, – о фермерах. Сначала смотрели, на следующий день обсуждали.

Фильм «Архангельский мужик» режиссёра Марины Голдовской был снят в 1986 году. Тогда – 24 года назад – это была настоящая революция. Главный герой, Николай Сивков по прозвищу «Борода», развернувший бурную деятельность на дальнем хуторе, требует вещей немыслимых по тем временам: работать столько, сколько он считает нужным, и получать столько, сколько заработал. Вместе с ним пашет вся его семья, причём дочке-семикласснице он начисляет зарплату на общих основаниях. А ещё – о ужас! – у него есть наёмный работник – парень с соседнего хутора.

– А чем вы тогда отличаетесь от кулака? – задаёт «провокационный» вопрос журналист Анатолий Стреляный. И бедный архангельский мужик судорожно ищет доводы против столь сурового обвинения.

Четыре героя фильма Игоря Григорьева «Расслоение» живут в наши дни – фильм закончен в ноябре. К тому же они наши соседи – кубанцы. Став пятнадцать лет назад владельцами одинаковых земельные паёв, они получили совсем не одинаковые результаты. Глава крупного хозяйства, круглосуточно получающий (с помощью электронных датчиков и интернет-технологий) рекомендации из Голландии: какой участок нуждается в дополнительном поливе, а какой – в обработке определёнными химикатами. Толстый весельчак – хозяин помельче, рассекающий тем не менее по своим полям исключительно на «мерсе». Пожилой фермер, взятый за горло кредиторами. И наконец, вчистую разорившийся бедолага, грустно говорящий в камеру: «Пойду в дальнобойщики».

За кадром, правда, остаётся многое. И прежде всего – как каждый из них дошёл до жизни такой. Только ли умом, трудолюбием и прогрессивным мышлением объясняется успех первого героя? Только ли неумением и ленью – крах четвёртого? Как будто совсем ни при чём здесь нужные связи, умение «грамотно» подмазать чиновника и ещё тысяча необходимых в фермерском хозяйстве вещей. Трудно рассказывать о фермерах честно...

Впрочем, кто вообще сегодня рассказывает о фермерах?

– Сегодня кто платит, того и показывают, – посетовал президент Ростовской областной АККОР Александр Родин. – Помнится, несколько лет назад нам обещали российский круг­лосуточный телевизионный канал, посвящённый сельскому хозяйству. Где же он?

– У вас же в декабре будет съезд в Москве. Вот вы и напомните Медведеву об этом, – посоветовал Владимир Герчиков.

– Сколько показывали встреч – и у президента, и у премьера – с самыми разными людьми... Ни одного фермера я там не видел, – ответил Родин.

Архангельского мужика, как выяснилось, уже семнадцать лет как нет в живых. О судьбе его семьи, по словам Владимира Герчикова, ничего не известно. Впрочем, сам он уверен, что без Бороды с его фантастическим напором хутор развалился: вряд ли дети Николая Семёновича захотели жить у чёрта на куличках и хлебать фермерской доли полной ложкой. Режиссёр фильма Марина Голдовская переехала в Лос-Анджелес и учит американских студентов снимать документальное кино.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: События
Газета: Газета Крестьянин