Травят, как тараканов

В результате «мирной переработки кукурузы» люди болеют, а животные дохнут

Химический террор

Над скандально известным «крахмало-паточным» заводом компании «Амилко» в Миллерово в минувшую пятницу вечером сгустилась зловещая туча. Конечно, ничего страшного в этом явлении природы не было, а зловещей она казалась лишь потому, что в это же время напротив проходной предприятия проходил «антиамилковский» митинг жителей города. И вот решительность, с которой тысячи полторы миллеровцев требовали немедленно закрыть данное производство, действительно могла показаться зловещей.

История конфликта крупной компании с местным населением началась сразу после того, как «Амилко» купила территорию и строения бывшего завода цельного молока. Над предприятием сразу взвился зелёный исламский флаг, породивший у местных жителей недоумённые вопросы насчёт джихада и всяких прочих экстремистских штучек. Флаг потом сняли, о нём даже вскоре забыли. Потому, что возникли куда более серьёзные последствия «мирной переработки кукурузы» данным предприятием. Сначала жители близлежащих районов почувствовали неприятный запах. Просто неприятный – ещё куда ни шло, но от него люди стали болеть. Некоторые дети на выбросы (обычно ночные) стали реагировать аллергией, носовыми кровотечениями, тошнотой, рвотой, головокружением и диареей. Взрослых донимали головные боли и всякие другие недуги. Затем миллеровцы были поражены невиданным доселе явлением: из местной речки Глубокой, куда «Амилко» слила отходы производства, полезла на берега вся имевшаяся там живность – рыба, раки, лягушки, черепахи, бобры… С лягушек слезала кожа, будто они выпрыгивали не из речки, где родились и выросли, а из ванны с кислотой. В считанные дни речка стала не просто мёртвой – ядовитой. Как позже установила экспертиза – ядовитой на 11 километров вниз по течению. И ещё на сотню километров – мёртвой. Огромных внезапно издохших рыб вытаскивали жители расположенных ниже по течению Глубокой Тарасовского и Каменского районов. Неграмотная наземная живность – все эти утки-гуси, свиньи, телята, по привычке испившие водицы из речки, – дохла прямо на глазах у прибрежных крестьян.

Следующий удар по окружающей среде «Амилко» нанесла, сливая отходы в пробуренные в земле скважины и шурфы, оставшиеся ещё с советских времён. А заодно, как говорят, и в байбачьи норы. Наиболее пострадавшими оказались жители посёлка Курский и близлежащих хуторов – это километрах в двадцати пяти от завода. Но и в других местах вода из скважин приобрела привкус амилковских отходов. Пока рекордная глубина их проникновения 60 с чем-то метров – в хуторе Туроверов, но если бы у местных селян были более глубокие скважины, вполне возможно, обнаружилась бы и большая глубина пропитки почвы.

Вдобавок ко всему местные жители, оказавшиеся в «зоне поражения», несут вполне ощутимый моральный и материальный ущерб: к кому-то перестали привозить на лето любимых внуков, да и друзья-знакомые в гости не стремятся. Пить приходится привозную воду, ею же и скотину поить, если хочешь её держать. В Туроверове даже огород поливать из речки теперь, как говорят в Миллерово, «нема дурных». Недвижимость резко подешевела, продать дом или квартиру за прежнюю цену уже невозможно. Да что продать – тут хоть бросай всё да беги от этого запаха куда глаза глядят. Как те раки или лягушки из реки Глубокой.

Борьба за выживание

Разумеется, «разговоры в пользу бедных» о том, что завод дал городу 300 рабочих мест, что он выпускает полезные удобрения и что-то там очень нужное для бурения нефтяных скважин, а также патоку, способную заменить сахар в кондитерских изделиях, простых миллеровцев не утешили. Владельцев нефтяных скважин среди местного населения не густо, а наличие рабочего места у одних, в то время как у других передохла скотина, выращиванием которой они жили, – не аргумент.

 

Борьба с неизвестно откуда свалившейся на Миллерово «Амилко» за собственное выживание становится всё более массовой. Пенсионер Валерий Михайлович Кравцов ведёт её самостоятельно чуть ли не с самого начала химической атаки на его огород, расположенный на берегу Глубокой. Обращался в агентство по правам человека Ростовской области, природоохранные ведомства. «Права человека» сказали Кравцову, что держат ситуацию на контроле. Природоохранители приезжали, проверяли, определяли, ставили в известность руководство. О чём, как положено, сообщали заявителю. Других результатов ему добиться пока не удалось.

Иные граждане решили бороться сообща – образовали инициативную группу. Предприниматель, гендиректор ООО «Каскад» Николай Петрович Семеньков, сам оказавшийся жертвой химического воздействия и регулярно наблюдающий страдания своих малолетних внуков, объединил свои усилия с другими вынужденно неравнодушными миллеровцами (данный митинг тоже по его инициативе и его стараниями был организован), сумел добиться проведения квалифицированной экспертизы и документального оформления истины, которая для миллеровцев (но не для суда) давно очевидна без всяких экспертиз: причина отравления реки, воздуха, почвы и грунтовых вод – отходы «Амилко».

 

На митинге народ единодушно требовавал закрыть опасное производство в черте города, за чертой города (где уже намечено расширение «Амилко») и вообще в пределах области. Бурное одобрение вызвало предложение одного из стихийных ораторов перекрыть автотрассу М-4 и железную дорогу – может, тогда власть заметит народный протест? Группы каменчан и тарасовцев, приехавшие на митинг, выразили с миллеровцами полную солидарность и, без сомнения, если завод продолжит травить Глубокую, на митинги и перекрытие трасс выйдут и Тарасовский, и Каменский районы. Борьба за жизнь куда сильнее борьбы за деньги или даже за власть.

Уровень власти

А что же власть? Местным властям на митинге досталось едва ли не больше, чем самой «Амилко». Директор завода, кстати, так и не вышел к народу, хотя и записывался выступить заранее. Оказалось, и местные депутаты, и администрация неоднократно данную проблему изучали. Более того, глава районной администрации (практически глава города и района) Владимир Александрович Горшколепов даже заявил на митинге, что никаких разрешений на пуск завода ни он, ни другой чиновник Миллеровской администрации не подписывал. То есть завод, который отравил (и продолжает травить) отходами Миллерово, не имеет законных оснований вообще на какое бы то ни было производство. Но – «уровень власти не позволяет закрыть завод».

 

Получается, что некая компания полтора года занимается незаконной предпринимательской деятельностью, и ни администрация района, ни прокуратура, ни все вместе надзорные органы, ни даже губернатор Голубев, которому миллеровцы лично в руки во время его приезда в город передавали петицию и который публично обещал навести порядок несколько месяцев назад – никто не в силах остановить данное беззаконие.

Как обычно, имена владельцев «Амилко», как и других более-менее крупных бизнесов, у нас «тайна великая есть». Однако среди горожан уже ходят слухи, что владелец компании – министр внутренних дел РФ Нургалиев. Порождены они реальной утечкой информации или тем, что местные правоохранители слишком рьяно оказывали давление на жалобщиков (в частности, в посёлке Курский угрожали подписавшим жалобу, вынуждали писать по этому поводу объяснения), не важно. Важно, что власть демонстрирует бессилие перед плюющим на законы и народ бизнесом. Очень самонадеянно. Потому как и митинг, и даже перекрытие трасс может показаться мелкой шалостью по сравнению с тем, на что способны загнанные в угол люди, которых травят равнодушно, как тараканов каких-нибудь, в их собственном доме.

Сергей МАЛАЙ

г. Миллерово, Ростовская обл.

Амилко-митинг 112.jpg

Виноват «Водоканал»?

С просьбой прокомментировать ситуацию «Крестьянин» обратился к директору по связям с общественностью ООО «Амилко» Адели ЛАВРОВОЙ:

- Руководство компании приняло решение игнорировать митинг, так как отказывается принимать роль «разменной монеты» в ходе предвыборной борьбы политических сил.

Экологическая проблема города для политических активистов – лишь повод саморекламы без каких-либо ответственных действий по разрешению ситуации. Искажённая и недостоверная информация о работе комбината будет являться предметом судебных разбирательств. Результаты многократных анализов воздушных выбросов, проводимых по обращениям жителей (в разное время суток, производственного цикла и в разных точках), свидетельствуют об отсутствии превышений, опасных для жизни и здоровья человека. Также результаты проверок подтвердили, что основная причина загрязнения реки – изношенные на 90% очистные сооружения города, реконструкция которых займёт длительное время. В течение 1,5 лет ООО «Амилко» выступало с инициативой построить пруды биоочистки, что позволило бы предприятию самостоятельно очищать стоки. Недавно администрация района поддержала эту инициативу и выделила землю для строительства.  В ближайшие 2-3 месяца биопруды будут построены и комбинат «Амилко» полностью откажется от услуг фактически неработающего «Водоканала».

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин