Власти намерены регулировать зерновой рынок за счёт залоговых операций и экспортных пошлин

В горячую экспортную пору – сентябрь и октябрь – правительство России активизирует усилия по регулированию зернового рынка. В течение двух месяцев власти огласили ряд мер, способных повлиять на ценовую ситуацию в будущем. «Крестьянин» собрал наиболее важные предложения.

Прежде всего, наступила, наконец, ясность с закупочными интервенциями – в 2011 году их не будет, сообщил первый вице-премьер Виктор Зубков. Как правило, госзакупки применяют для поддержания цен на зерно, но в нынешнем году они и так высоки. Вместо затоваривания Госфонда власти предлагают залоговые схемы, разговор о них ведётся с 2008 года. Суть идеи проста. По заранее объявленным ценам сельхозпроизводитель имеет право сдать государству установленный объём зерна, сразу получив за него деньги. При этом цена на продукцию колеблется в пределах себестоимости – залоговые закупки проводят не для увеличения прибыли агрария, а для подстраховки на случай обрушения цен. В течение полугода зерно хранится на элеваторах – если за это время конъюнктура рынка улучшится, аграрий может забрать зерно, вернув деньги и оплатив стоимость хранения. Если же ситуация не изменится, зерно остаётся у государства.

– При залоговых закупках нужно учитывать много нюансов, – считает исполнительный директор Зернового союза сельхозпроизводителей Ростовской области Юрий Паршуков. – Например, мы предлагаем вместо элеваторов хранить зерно у самого производителя – чтобы контролировать его качество и не тратиться на аренду склада. Кроме того, на элеваторе обычно выдают обезличенное зерно – не конкретно твоё, а просто соответствующее твоим параметрам. Как разделить зерно от нескольких поставщиков? Никак. А у многих аграриев качество зерна превышает типовые показатели – скажем, содержание клейковины не 23%, а 27%. Какой же им смысл смешивать своё зерно с чьим-то?

Как заверяют в Минсельхозе, механизм залоговых закупок практически готов – при необходимости операции могу начаться в любое время. Другое дело, что сейчас они не слишком востребованы – навряд ли цены в текущем году опустятся ниже себестоимости. В любом случае, считают эксперты, дополнительная мера страховки от падения цен аграриям не повредит.

Ещё одна новация – складские свидетельства на зерно: Минсельхоз уже разработал соответствующий законопроект для их введения. Складские свидетельства смогут выдавать специально аккредитованные зерновые товарные склады – их документ станет основанием для получения в банке кредита под залог урожая.

– Основная проблема – это то, что при оценке залогового зерна банки сильно занижают его стоимость, – считает представитель Минсельхоза Олег Аксёнов. – Так происходит из-за опасений потерять часть залога при некачественном хранении. Ценная бумага, удостоверяющая хранение зерна на специальном складе, позволит избежать подобных рисков.

Гарантировать безопасность хранения будут специально созданные саморегулируемые организации (СРО) складов. К их полномочиям отнесут не только ведение реестра складских свидетельств, но и контроль за соблюдением требований к участникам СРО. Они же в случае потери урожая возместят стоимость зерна из компенсационного фонда. Ожидается, что законопроект о складских свидетельствах на зерно будет обсуждаться в правительстве в декабре 2011 года.

Наконец, третьей мерой по регулированию зернового рынка станут экспортные пошлины – о возможнос­ти их введения «Крестьянин» писал несколько месяцев назад. До первого ноября Минсельхоз должен подготовить и внести в правительство соответствующие документы. Предполагается, что ограничительные пошлины на экспорт могут быть введены, если вывоз зерна из страны с 1 июля 2011-го по 30 июня 2012 года превысит 24 млн тонн. По словам Виктора Зубкова, к октября текущего года Россия уже вывезла почти 11 млн тонн.

По мнению исполнительного директора центра «СовЭкон» Андрея Сизова, введение заградительных пошлин исходя из количества вывезенного зерна не окажет серьёзного влияния на рынок: маловероятно, чтобы экспорт превысил отметку в 24 млн тонн.

Влияние на цены может оказать альтернативный расчёт механизма ограничительных пошлин. Весной 2011 года глава Центробанка Сергей Игнатьев предлагал «привязать» пошлины к внутренним ценам на зерно – и вводить ограничения, если цена на внутреннем рынке превысит 6,5 тысячи руб. за тонну. Но сейчас цена на зерно 3-го класса колеблется на российском рынке в пределах 5,8-6,3 тысячи руб. за тонну. И в дальнейшем, отмечают эксперты, она, скорее всего, будет плавно снижаться. Сентябрь-октябрь – традиционно самые «горячие» месяцы для экспорта, после них мировые цены на зерно опускаются, зерна на внутреннем рынке становится больше. Таким образом, до введения ограничительных пошлин в России ещё далеко. Правительство в качестве «упреж­дающей меры» просто обозначило свои планы, считают эксперты.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин