Школа ждёт перемен

Три варианта законопроекта об образовании не получили «добро». И пока неясно, когда будет окончательный. ПРОЕКТ обсуждался в режиме видеоконференции. Зал заседаний в Москве на Охотном ряду как бы вместил сотни педагогов, учёных, студентов, депутатов Госдумы, представителей региональных, муниципальных органов власти: от Хабаровска до Калининграда, от Якутии до Северного Кавказа.

На два предыдущих проекта поступило свыше одиннадцати тысяч замечаний. Они изучены, учтены. В предлагаемой редакции закон «Об образовании в Российской Федерации», сказал заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко, отвечает требованиям доступности, качества обучения, задачам инновационного развития страны.

Появилась, например, глава, которой никогда не было в нашем законодательстве: «Педагогические руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Она определяет их социальный статус, материальное положение. В частности, зарплата не должна быть «ниже средней по экономике региона». Остались вопросы «открытые». Скажем, разграничение полномочий, прежде всего на уровне местного самоуправления. А также финансирование, в том числе малокомплектных и сельских школ. 

Выступавшие перечень этот расширили. Демография в стране вроде улучшается, рождаемость растёт. Значит, растёт и число учащихся. А вот школы закрывают, уплотняют. Угроза нависла прежде всего над отдалёнными, «с малой наполняемостью». Какую школу считать малочисленной? Ответ важен для совершенствования учебного процесса, определения объёмов финансирования. В иных регионах к малокомплектным относится больше половины школ.

Власти на местах зачастую уклоняются от заботы о «малышах». Вот и в законопроекте записано: ответственность за доставку детей в школу возлагается на её директора. Значит, он должен следить за техническим состоянием транспортного средства, подобрать водителя с безупречными профессиональными качествами: не дрова ведь будет возить. По силам ли такое, особенно в глубинке, директору, не имеющему ни достаточных средств, ни административного ресурса? Техническое обслуживание, сопровождение школьных автобусов, полагают участники слушаний, должны взять на себя местные органы власти. Но им проще закрыть «беспокойный» объект. 

– Жаль, что законопроект оставляет для этого лазейки, – посетовал преподаватель из города Плавска Тульской области Андрей Грывзянов, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года 2010». – Записано, что к полномочиям муниципальных районов относится создание, реорганизация, а главное – ликвидация образовательных учреждений. Последнее на практике означает уничтожение «расходных» школ.

Правда, это допускается с согласия местных жителей. Но опять же их мнение должно быть выражено представительными органами власти, которым ничего не стоит сочинить бумагу как бы «от имени и по поручению граждан». Решение о закрытии школы должно принимать общее собрание жителей села.

Ученик проводит за партой лишь часть дня. Чем занят за порогом школы? Одна из форм полезного досуга – дополнительное образование. Но и с ним ясности пока нет. Законопроект не гарантирует бесплатные занятия в кружках, клубах. Значит, многие дети будут предоставлены улице. Между тем дополнительное образование – не только досуг, способ развития творческих способностей. Это и профилактика правонарушений среди подростков. Да, государству придётся затратить на каждого ребёнка от пяти до восьми тысяч рублей в год. Что не сопоставимо с расходами, если, не дай Бог, окажется он в детской колонии: от ста до 130 тысяч рублей, не говоря о тяжких моральных последствиях.

Выступавшие в целом приветствовали передачу финансирования детских садов субъектам федерации. Но не будет ли при этом разбалансирован региональный бюджет? «У нас эта нагрузка составит около миллиарда рублей, – поделилась министр образования Калининградской области Анастасия Хриптова. – И пока неясно, как будем её компенсировать». Озадачило и положение о том, что в дошкольных учреждениях не предусмотрен медицинский персонал. Ведь он следит за состоянием здоровья ребят, контролирует режим занятий, организацию питания. На медсёстрах – работа бассейна, массаж, физиотерапия, другие лечебные процедуры, особенно для детей с ограниченными возможностями.

Как известно, одна из наиболее острых тем – социальная защита педагогов. Представитель профсоюза работников народного образования и науки Вадим Дудин предложил чётче прописать налоговые, иные льготы, гарантии оплаты труда, отдыха, лечения. Потому что правовая неопределённость оборачивается обидами, конфликтами. 

Оплата учителя должна быть «не ниже средней по экономике региона». Вроде бы, шаг вперёд. Но в столице, Подмосковье, некоторых других мегаполисах эта планка зачастую вдвое выше, чем в соседних областях. И хорошие специалисты уходят туда, где больше платят. Значит, нужна единая базовая ставка. 
Или вот ещё новшество: субъектам федерации рекомендовано устанавливать дополнительные меры поддержки молодых педагогов, особенно на селе. «Дополнительные к чему? – недоумевал тот же А. Грывзянов. – И в какой они будут форме? В денежной? Но монетизация льгот привела к тому, что ежемесячные выплаты не покрывают расходов на коммунальные услуги». Такие затраты, полагают участники дискуссии, должны компенсироваться с учётом нормативов потребления воды, тепла, света по месту проживания. Тогда не будет повода для споров с ЖЭКами, судебных разбирательств, усложняющих и без того нелёгкие будни учителя.

До недавних пор наши школы в мировом рейтинге считались хорошими, а в 2009 году откатились на 41-е место. Из-за просчётов системы просвещения деформировано массовое сознание детей. Многие старшеклассники функционально неграмотны. Читать, разумеется, могут. Глубоко осмыслить прочитанное – не всегда. Сравнивали интересы юных пользователей интернета у нас и за рубежом. Там наиболее популярные запросы: луна, ДНК, химия, физика, математические игры. У нас – ЕГЭ: по русскому, алгебре, готовые домашние задания, ответы. Единый госэкзамен всему виной.

Оппоненты с «деформацией» не согласны. И при чём тут ЕГЭ? «Мы применяем его пять лет, и никаких к нему претензий», – сказал директор школы из города Энгельса Саратовской области Анатолий Сотский. Однако беспокоит судьба выпускников, не преодолевших минимальный порог по обязательным предметам: русский язык и математика. Вместо аттестата им выдаётся справка. Важно предусмотреть программы поддержки и трудоустройства таких ребят.

Стране между тем требуется 25 миллионов рабочих. Школы пополняют их ряды: не все выпускники стремятся в вузы, не все заканчивают и одиннадцатилетку. У нас двухуровневая система подготовки кадров массовых профессий: ПТУ и колледжи. Теперь начальное профессиональное образование (НПО) как ступень самостоятельную предлагается исключить. А среднее сделать общедоступным и бесплатным. 

Против этого высказались многие: от Российской академии образования и Союза ректоров до профсоюзов и Торгово-промышленной палаты. Ликвидация ПТУ и начального образования усугубит проб­лему рабочих кадров. Авторы законопроекта настаивают на своём. Сеть НПО, мол, останется в ведении субъектов федерации. Они в каждом конкретном случае будут решать судьбу таких заведений.

В общем, к одиннадцати тысячам замечаний в ходе этой дискуссии добавился ещё не один десяток. Например, о государственной аккредитации учебных заведений. Дело важное, но каковы тут критерии, кто должен готовить для этого контрольно-измерительные материалы? Предстоит совершенствовать стандарты общего образования, а школы должны иметь собственный сайт. Кто им займётся? Обычно – учитель информатики, за дополнительную плату. О хорошей работе сайта в таких случаях говорить, как правило, не приходится. Значит, нужен в штатном расписании соответствующий специалист. Ежегодно до пятисот тысяч учителей обновляют, пополняют знания на курсах повышения квалификации. В законопроекте средства на это не предусмотрены, должны изыскивать сами учебные заведения. Но где их возьмёт при подушевом финансировании бедный директор школы?

Звучали и категоричные реплики вроде: «Не позволим готовить из наших детей дегенератов», «Из ужасного ваш законопроект стал просто плохим». Представитель Мин­обрнауки напомнил: это всего лишь «нулевое» чтение. Закон не будет принят, пока не сняты все вопросы, противоречия. Но когда? Это по-прежнему неизвестно. 

Александр ДЕМИДОВ
г. Москва

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Образование
Газета: Газета Крестьянин