«Пора завязывать шнурки»

На первом сельскохозяйственном форуме «Донской фермер» обсуждали перспективы развития фермерского движения.

В рамках специализированной выставки «ЮгПродЭкспо», проходившей на территории КВЦ «ВертолЭкспо» с 24 по 26 октября, в первый день её работы состоялся форум «Донской фермер». Он собрал более 250 участников. Кроме того, мероприятие транслировалось в интернете в режиме онлайн, и сельхозпроизводители не выходя из дома могли поприсутствовать и на деловой части, включившей проведение трёх «круглых столов», и на торжественной, где награждали в этот день победителей и призёров регионального конкурса «Лучший фермер – 2012» и федерального конкурса «Лучший по профессии», объявленного в рамках всероссийской выставки «Золотая осень».

Время для встречи с фермерами, по словам заместителя донского губернатора министра сельского хозяйства и продовольствия Вячеслава Василенко, было выбрано не случайное. Сейчас, когда уборка практически завершена, закончен сев озимых, выполнен в основном весь комплекс уходных работ, самое время подвести итоги и поговорить о перспективах. Внимание к представителям малого и среднего сельского бизнеса, а также владельцам личных подсобных хозяйств тоже закономерно. Более шестисот тысяч человек, а это около 45% сельских жителей, заняты в данном секторе экономики.

– Малый бизнес – приоритет в развитии АПК на Дону наряду с крупными сельскохозяйственными организациями. На сегодняшний день у нас в области действуют 12 400 крестьянско-фермерских хозяйств, которые обрабатывают 1,6 млн га, то есть более четверти посевной площади региона. Примерно 30-40% средств из федерального и областного бюджетов идёт на поддержку их сельхоздеятельности, – отметил министр.

Сельское хозяйство – это та отрасль, которая не может развиваться без поддержки государства. И потому в этом году была принята Концепция развития АПК и утверждена областная программа развития сельского хозяйства, которая предусматривает ежегодное, до 2020 года, выделение средств аграриям порядка 2 млрд рублей только из регионального бюджета. В текущем году на развитие АПК было направлено около 5,7 млрд рублей из бюджетных средств. Особенно актуальна поддержка в условиях нарастающей конкуренции после вступления России в ВТО. В этой связи, по мнению первого заместителя председателя Законодательного собрания РО Николая Беляева, главная задача состоит в том, чтобы не снизить достигнутые показатели и ещё больше развивать переработку сельхозпродукции. Она должна быть востребована и конкурентоспособна.

О работе в новых условиях говорила на деловой встрече и замминистра сельского хозяйства и продовольствия РО Ольга Горбанёва. Она отметила роль малых и средних форм хозяйствования в насыщении продовольственного рынка региона. Кроме крестьянско-фермерских хозяйств на Дону около двух тысяч индивидуальных предпринимателей и 548 тысяч ЛПХ. На их долю приходится 47% производства мяса, 
88% – молока, 39% – яиц. В свою очередь, государство осуществляет субсидирование производств данных категорий. Так, по сравнению с 2010 годом господдержка ЛПХ увеличилась в 4 раза, КФХ – на 7%. В минувшем году фермерские хозяйства получили из бюджетов всех уровней 737 млн рублей. Однако приобщение к мировому торговому сообществу вносит свои коррективы в систему распределения субсидий.

– Со следующего года исключается господдержка на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химзащиты. Эта поддержка трансформировалась в новую форму, которая будет называться: субсидии на повышение доходов сельхозтоваропроизводителей, то есть это возмещение затрат на один гектар, – пояснила Ольга Горбанёва. – Размер субсидий будет определяться по ставке в соответствии с порядком и методикой, которые утверждаются Минсельхозом РФ. При этом будет учитываться целый ряд показателей: состояние почв, биоклиматический потенциал территории, размер предприятия, уровень оснащённости сельскохозяйственной техникой, количество работающих, уровень доходности. Совокупность всех этих показателей включается в расчёт ставки. Пока нормативные акты не приняты, но назову цифру, которая уже была опубликована, – 207 рублей на гектар. Для нашего региона это крайне маленькая сумма, но изменения в проект ещё вносятся.

Разумеется, столь скромную дотацию зал оценил насмешливо-неодобрительным гулом. Но сколько раз приходилось слышать от фермеров: «Не надо нам подачек. Дайте возможность заработать». Похоже, именно ВТО не только вынуждает, но и даёт эту самую возможность, стимулирует задуматься, как заработать. Эксперты «круглого стола» по теме: «Государственная поддержка субъектов малого и среднего сельского предпринимательства в условиях членства России в ВТО» постарались со всех сторон проанализировать открывающиеся перспективы внешнеэкономического сотрудничества с бизнес-партнёрами Евросоюза.

Начальник управления развития предпринимательства департамента инвестиций и предпринимательства Светлана Камбулова говорила о путях выхода малого и среднего предпринимательства на зарубежные рынки через ростовский региональный ЕвроИнфоКорреспондентский центр, который уже помог зерноградской фирме ООО ПФК «Маяк» найти поставщика чечевицы в Аргентине. Компания «Агротехник» – производитель сельхозтехники – благодаря этому центру нашла себе компаньона в Великобритании, который занимается непосредственно дизайном сельхозмашин.

Одним из важнейших показателей для взаимовыгодного внешнеэкономичес­кого сотрудничества является качество производимой продукции. О внедрении сертификации по международным стандартам рассказал замначальника отдела оценки систем качества и производства Виктор Гриценко. Эксперт честно заметил, что сертификация компаний – дело добровольное, но то, что лучше поторопиться, убедил ненавязчиво – тонким анекдотом:

– Два грибника встретили в лесу тигра. Один тут же присел, чтобы крепче завязать шнурки на кроссовках. «Ты же быстрее тигра не побежишь», – указал товарищ на «бесполезность» усилий. «Быстрее тигра – нет, а быстрее тебя побегу». Мораль очевидна: выиграет тот, кто раньше подготовится, в данном случае – к новым экономическим требованиям.

Россия вполне может обеспечить себе продовольственную безопасность в условиях ВТО. Но нужно гибче использовать маркетинговые возможности, особенно мелкому и среднему бизнесу, чтобы не обанкротиться. Подсказки в этом вопросе фермеры услышали от руководителя академии экономики и бизнеса Лилии Кияновой. Она считает, что ставки следует делать на местные бренды, продвигая их и тем самым создавая имидж региона. Мелкотоварное производство может сделать фишкой, например, экологическую безопасность продукции и таким позиционированием занять среди конкурентов свою нишу.

Оптимистично смотрит на вхождение во всемирную торговую организацию российская наука. Директор по маркетингу и продажам бизнес-школы РГЭУ (РИНХ) Анна Бочарова рассуждала о необходимости страхования и вопросах кредитования малых форм хозяйств. Она перечислила все возможные риски и угрозы бизнесу, тем не менее постаралась раскрыть огромные возможности, которые сулит ВТО, открывая перед российским сельхозпроизводителем огромный рынок сбыта. Но чтобы на него попасть и закрепиться, нужно чётко поставить цели и просчитать – наука поможет, – как их осуществить. Конечно, придётся изменить законодательство, оптимизировать бизнес-процессы, научиться кооперироваться, подумать о специализации (индивидуализации производства), позаботиться о кадрах. И не надо бояться консолидации с зарубежными партнёрами. Она принесёт только выгоду. Пример – «Макдональдс»: за 20 лет в нашей стране он полностью перешёл на российское сырьё: мясо, молочные продукты, овощи – всё производится у нас. По стандартам, продиктованным этой компанией, но у нас.

То, что на Дону производить продукты питания умеют, можно было убедиться тут же, на Роствертоле. С утра на открытой площадке предприниматели открыли ярмарку. Тут было всё, чем славится Дон: свежая и приготовленная различными способами рыба, мясо и мясная продукция, молочные изыски, мёд, фрукты, овощи, зелень, крупы, выпечка, хорошие вина… И цены – ниже рыночных. Вот только покупателей возле этого изобилия было маловато. В чём причина? Недостаточно прорекламировали ярмарку? Отчасти, конечно. И министр был прав, устроив на ходу разнос ответственным за рекламу мероприятия. Но может быть и другое объяснение: в Ростове уже достаточно крупных торговых центров, и люди привыкли к удобству отовариваться в них. А значит, правы были эксперты «круглого стола», утверждавшие, что не избежать того, что диктует современная жизнь: нужно подтягивать произведённую на Дону продукцию до стандартов мирового уровня и входить в торговые сети с товарами, конкурентоспособными и по экологической безопасности, и по внешнему виду.

expo.JPG

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин