Не мукА, а мУка
14.11.2012 11:47
Пенсионер из Каменоломни нашёл в муке вредные бактерии.
Пётр Феопентьевич Золотарёв – инвалид войны. С тех пор как умерла жена, а детей, внуков и правнуков жизнь раскидала по разным местам, домашние хлопоты для 87-летнего пенсионера стали спасением от тоски и одиночества.
– Печь хлеб, можно сказать, моё хобби. Мне это нравится, и нравится есть свежеиспечённый домашний хлеб, – говорит Золотарёв.
В прошлом слесарь локомотивного депо к новому для себя делу подошёл основательно, но без заморочек. Рецепт нашёл самый простой: вода, сахар, соль, мука, растительное масло, дрожжи. Выпекает в обычной газовой печке. Раньше получалось неплохо. Но в последнее время хлеб собственного приготовления съедобен, только пока свежий. Примерно через два дня в мякоти образуется вязкий комок с неприятным запахом. Причиной своих мук пенсионер считает муку.
Он слышал: то, что происходит с его хлебом, называется «картофельной болезнью». Возбудитель её – картофельная палочка, которая широко распространена в почве, воздухе, растениях. Источником заражения хлеба действительно чаще всего становится мука. Поэтому в стране действует Инструкция по предупреждению картофельной болезни хлеба, которая расписывает мероприятия на хлебопекарных и мукомольных предприятиях. Согласно инструкции, если в муке выявляется картофельная палочка, она не допускается в розничную продажу.
– Вот эта мука, – Пётр Феопентьевич по-молодецки подхватывает 50-килограммовый мешок с мукой и выносит из летней кухни на улицу, чтобы получше прочитать этикетку.
Фирма известная, ростовская. Я у себя дома тоже часто такую использую. Неужели некачественная? Но ведь ответить на этот вопрос может только экспертиза.
Пётр Феопентьевич рассказал, что пытался добиться её проведения. Сначала он просто хотел вернуть подозрительный товар продавцу. Но та наотрез отказалась принять вскрытый и неполный мешок. Тогда он обратился в комитет по защите прав потребителей. В качестве доказательства прихватил с собой булку хлеба. Там хлеб осмотрели, понюхали и посоветовали... кушать магазинный.
– Но ведь сейчас многие люди пекут дома хлеб, – рассуждает Пётр Золотарёв. – Да, на хлебопекарных предприятиях знают, как бороться с картофельной болезнью – используют, например, специальные подкислители. Домашние рецепты всего этого не учитывают. Причём большинство людей даже не догадываются, что едят заражённый продукт, – ведь картофельную болезнь можно увидеть в хлебе спустя двое суток. А как же пироги, блины, которые съедаются сразу? Всё это может влиять на здоровье?
Я взяла у пенсионера немного муки и решила попробовать отдать её на экспертизу. В инструкции по предупреждению картофельной болезни хлеба сказано, что при выявлении заражённости муки картофельной палочкой и поражения хлеба картофельной болезнью необходимо поставить в известность центры Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации. Поэтому я обратилась в Роспотребнадзор Ростовской области.
Сначала мне предложили прийти на приём к начальнику в приёмные часы, но узнав, что звонит журналист, дали телефон начальника отдела надзора за питанием населения.
Ирина Владимировна Торопова выслушала очень внимательно, поинтересовалась производителем и местом покупки, но принять муку на экспертизу отказалась.
– Наше федеральное учреждение действует на основании административного регламента, по которому мы не имеем права принимать продукты на экспертизу от физических лиц, – объяснила она. – Мы работаем с производителями, с предприятиями.
Но ведь розничная продажа муки с картофельной палочкой не допускается. Что же делать покупателю в случае сомнений в качестве продукта?
– Можете заказать проведение экспертизы в организациях, которые оказывают услуги по оценке качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, например в Центре оценки качества зерна, – сообщила Ирина Владимировна. – Однако данные этих анализов не могут говорить однозначно о вине производителя муки, так как мука может заражаться и в процессе хранения и транспортировки. Другой путь – написать претензию к производителю или продавцу и обратиться с этой претензией и заявлением в Роспотребнадзор. В письме обязательно указать номер партии и дату производства – Роспотребнадзор проведёт проверку на мукомольном предприятии и вынесет своё заключение о качестве именно этой конкретной партии.
Муку, взятую у пенсионера, пришлось выкинуть. Номер партии и дату производства мы не знаем – какая-то бумажечка с цифрами была приклеена к мешку, но пенсионер по незнанию её не сохранил. Я решила позвонить по телефону, указанному на мешке. Мой рассказ о картофельной палочке в муке выслушали и с репликой: «Полный бред» – переключили на руководителя. Ответил человек, представившийся коммерческим директором бакалейной компании.
– Этого не может быть, – сказал он. – Качество нашей муки подтверждено сертификатом, ежегодно мы проводим обработку наших складов и ежечасно контролируем качество. С нами сотрудничают пять крупных хлебозаводов, и претензий от них не поступало. Проверяйте факты: присутствие картофельной палочки можно установить только лабораторным путём. Обратитесь в Центр оценки качества и безопасности зерна. Но и после экспертизы – какие претензии к производителю? Заражено, скорее всего, место хранения муки или даже оборудование, с помощью которого выпекают хлеб.
В Центре оценки качества зерна, впрочем, были другого мнения. Источник заражения, скорее всего, именно в муке. Ближайший от места жительства пенсионера филиал Центра выразил готовность принять 2 кг муки на анализ на договорных условиях. Стоимость исследования – 1 860 рублей. Это за мешок-то стоимостью всего 600-700 рублей?
– Очень сожалею, что ничем не могу помочь: с тех пор как у Центра забрали функции Госхлебинспекции, за качеством муки на розничном рынке никто не следит, – говорит Пётр Никитич Толмачёв, руководитель шахтинского филиала Центра оценки качества зерна. – А проблем здесь хватает: как на мукомольных, хлебопекарных предприятиях, так и на оптовых базах. Мука сложена как попало, прямо на земле, даже без деревянных поддонов. За этим нет никакого контроля, а потребители предпочитают не жаловаться. Хотя теоретически можно подать в суд на основании лабораторного анализа и добиться возмещения ущерба от производителя или продавца, но кто будет этим заниматься при такой цене хлеба или муки?
По мнению Петра Никитича, выход у потребителя один: давить на продавца, чтобы принял обратно подозрительный товар... Но это мы уже проходили.
Круг замкнулся, и Петру Феопентьевичу приходится есть то, что купил, и утешаться тем, что он убивает бактерии, добавляя в тесто осадок от домашнего вина. Говорят, в кислой среде бактерии погибают. А ещё утешается тем, что от поедания больного хлеба не умирают. Подумаешь, мелочь: иммунитет снижается, расстраивается пищеварение. Себя не жалко – жалко детей, которые, может, тоже едят выпечку из такой муки и даже не знают, что она опасна. Доживут ли они до его 87 лет?
Инга СЫСОЕВА
п. Каменоломни, Октябрьский р-н, Ростовская обл.
Выразить свое отношение: