Нет такого закона, чтобы человеку помогать
22.11.2012 11:30
«Больная – ходячая, пусть ездит на гемодиализ сама», – говорят медики и чиновники.
В Материале «Кто хорошо просит – тот живой» (см. «Крестьянин» № 26 от 27 июня) мы рассказали о жительнице Егорлыкского района, жизнь которой целиком и полностью зависит от аппарата гемодиализа. Три раза в неделю Валентина Пластинина встаёт в полтретьего ночи,
чтобы попасть на процедуру, которую можно сделать только в Ростове.
С тем, что тяжелобольной женщине трудно ездить за сто с лишним километров рейсовым автобусом, согласны все должностные лица без исключения. Но кто должен её возить – договориться никак не могут.
Правда, в конце августа показалось, что дело сдвинулось с мёртвой точки: прокуратура Егорлыкского района через суд потребовала от районной администрации и ЦРБ организовать для Пластининой поездки на гемодиализ.
Что изменилось с тех пор? Да только то, что теперь Валентина Виниаминовна раз в две-три недели ездит ещё и в районный суд.
О моральном и материальном
Если районная власть и районная медицина который месяц подряд не могут помочь одному-единственному человеку в катастрофической ситуации, то здесь что-то явно не то – и с властью, и с медициной. Копеечный же вопрос – а они всё пишут бумаги и уточняют формулировки.
Поэтому когда назначили четвёртое по счёту заседание, мы не выдержали и приехали.
Что сегодня результата ждать не стоит, судья Ольга Попова объявила сразу. Потому что формулировка иска в очередной раз изменилась (теперь она звучит как-то так: «О признании незаконным бездействия администрации Егорлыкского района и ЦРБ, выразившегося в непринятии мер по транспортировке...»), и рассматривать его можно будет только через две недели.
Но зато удалось поговорить с людьми, от которых зависит, будут ли возить Валентину Виниаминовну в Ростов или она по-прежнему будет ездить из своего хутора Заря к ночному автобусу Егорлык – Ростов.
И зав. финансовым отделом администрации района Ирина Суковатая, и юрист ЦРБ Валерий Притчин готовы проявить сколько угодно сочувствия к Валентине Виниаминовне – но только «в моральном аспекте». «Как люди» они – «полностью на её стороне». А вот в материальном аспекте всё безнадёжно: средства районного бюджета строго расписаны, для выделения транспорта нужны финансовые основания...
Неправильные вопросы
– Вы тенденциозно задаёте вопросы, – строго говорит Притчин.
Тенденциозный вопрос номер один звучит так: «Почему до 1 января 2012 года можно было возить Пластинину в Ростов на больничной машине, а с нового года резко стало нельзя?»
– До 1 января 131-й закон (о местном самоуправлении. – А.К.) имел другие формулировки. Там раньше в пункте 2.2 было «оказание медицинской помощи», а сегодня – только «создание условий для оказания медицинской помощи», – объясняет Суковатая.
Существенное препятствие, правда? Вообще-то, это не 131-й, а территориальная программа бесплатной медицинской помощи, но какая разница, какими пунктами жонглировать?
– Раньше мы помогали из чисто человеческих отношений, это было вроде благотворительности.
Больница пошла навстречу Пластининой, но это когда-то должно закончиться. У нас в нормативных актах нет пункта «перевозка больных», – объясняет Притчин.
Волей-неволей приходится задать тенденциозный вопрос номер два: «Почему в других муниципалитетах области – Зерноградском, Сальском, Белокалитвинском районах, в Таганроге, Шахтах – как-то находят возможность возить хотя бы некоторых больных на гемодиализ?» Ведь Валентина Виниаминовна регулярно встречается с этими – более «везучими» во всех смыслах – пациентами в центре гемодиализа.
– В Ростовской области нет закона, определяющего транспортировку таких больных, – отвечает юрист.
К сожалению, он прав: в отличие от Краснодарского края и ещё многих регионов, у нас такого закона действительно нет. А ещё наша область обеспечена аппаратами для гемодиализа намного хуже большинства российских регионов. Но людей с неработающими почками плохо убеждают такие доводы. Человеку, знающему, что на диализе он мог бы жить ещё много лет, очень обидно умирать из-за отсутствия «финансовых оснований» ценой 12-13 тысяч в месяц.И ведь как-то находят эти основания там, где людей всё-таки возят на процедуры.
А главное, если закон прямо-таки категорически не велит возить Валентину Виниаминовну на процедуру, почему же Егорлыкская прокуратура подаёт иск о «незаконном бездействии» администрации и ЦРБ? Что, прокуроры по-другому читают законы?
Не могу больше клянчить
– Никаких сил не хватит так жить, – говорит Николай Александрович Пластинин, муж Валентины Виниаминовны. – Встаём среди ночи, я Валентину отвожу в Егорлык на автобус... И в Ростов иногда вожу, но я же не могу всё время бросать работу: земля ждать не будет.
Множество проблем возникает как раз из-за того, что Николай Александрович – фермер. А раз фермер, считают чиновники, значит, денег куры не клюют и все проблемы может решить сам. Что у него всего 50 гектаров земли и при этом кредит за трактор – до этого никому дела нет.
– Как-то пошёл в соцзащиту, – продолжает Пластинин. – Дали материальную помощь – 7 тысяч на год. Но с таким скандалом! Больше не пойду – не хочу клянчить. А глава района меня уже просто не пускает к себе.
На все суды он ходит вместе с женой. И, кажется, переживает даже больше неё:
– Я этому юристу как-то специально сказал: раз моя жена не нужна государству, я тоже не буду ей помогать, брошу – и всё. Он вскинулся: «Как вы можете?»
Я говорю: «А как вы можете? Вы, районная больница, её оставляете без помощи – больную, всю порезанную...» Они думают, гемодиализ – это так, вроде массажа. Говорят: «Ну, больная же ходит – значит, может сама добираться на процедуру». А у неё сердце уже отказывает, ноги не слушаются...
Главврача в Егорлыкской ЦРБ сейчас нет. Марина Лапченко, занимавшая эту должность на момент нашей первой публикации, больницей больше не руководит. Тогда, в июне, Марина Валерьевна очень убедительно объясняла нам, что никак не может пойти на нецелевые расходы, чтобы возить Пластинину в Ростов. Что вообще напрасно пошла ей навстречу поначалу, а в результате – никакой благодарности, в общем, «не делай людям добра – не наживёшь неприятностей».
Неприятности бывший главврач действительно нажила, но отнюдь не из-за Пластининой: недавние проверки в больнице вылились в судебное дело о нарушении требований лицензирования. Интересно будет узнать мнение нового руководителя (когда он появится) насчёт того, стоит ли делать добро людям вообще и Пластининой в частности.
28 ноября – очередное заседание Егорлыкского суда. Сколько их ещё будет?
Анна КОЛОБОВА
ст. Егорлыкская, Ростовская обл.
Фото автора
Выразить свое отношение: