Сети собраны, браконьеры напуганы

В заповеднике «Ростовский» подвели итоги «антисетевого» проекта.

«Крестьянин» уже писал о том, что прошлой весной заповедник выиграл грант Всемирного фонда дикой природы, финансируемый компанией «Амвей». 500 тысяч рублей выделили на борьбу с браконьерскими сетями в заказнике «Цимлянский», входящем в состав заповедника. О том, что из этого получилось, рассказал на пресс-конференции в ростовском Доме журналиста замдиректора заповедника Александр Липкович.
– «Одноразовые» китайские, заполонившие рынок в последние годы, стали настоящим бедствием для природы: они настолько дёшевы, что браконьеры бросают их на месте. В сетях запутываются и гибнут не только рыбы и птицы, но и черепахи, оленята, лосята. Этими сетями забиты не только берега Цимлы, но и Таганрогский залив, где гибнет молодь осетров, и другие водоёмы, – говорит Липкович.
Силами сотрудников заповедника и волонтёров сети вытаскивали из воды, грузили на трактора и вывозили на свалку. Часть сетей оказалась занесена слоем песка, и их пришлось выкапывать: ведь когда уровень воды поднимется, они опять станут ловушкой для всего живого.
По словам Александра Липковича, сети – это только верхушка айсберга. По хорошему, нужно бороться с теми, кто их ставит – с браконьерами. Но местные жители настолько привыкли, что заказник практически не охраняется и рыбачить там можно безнаказанно, что первые рейды вызвали у них огромное удивление. 
– В 2011 году была настоящая лавина протоколов. А затем люди поняли, что браконьерствовать стало рискованно, – говорит замдиректора заповедника.
– Деньги гранта израсходованы. Что дальше? – спросили журналисты.
– Мы и сами не беспомощны, – ответил Александр Липкович. – Грант помог нам сдвинуть дело с мёртвой точки. БОльшая часть денег ушла на горючее: территория заказника труднодоступна, без трактора собрать и вывезти сети было бы невозможно. Но теперь мелководье стало безопасным.
– Поголовье животных будет восстанавливаться естественным путём? Или вы будете их завозить?
– Завозить животных, регулировать их численность мы не имеем права – это записано в режиме заказника. И, на мой взгляд, это не совсем логично. Многие виды утрачены – естественным путём их восстановить нельзя. Или другой пример: в прошлом году мы не видели ни одного оленёнка. Мы думаем, что их съели волки – они сейчас в заказнике просто бесчинствуют. Дело в том, что в окрестнос­тях на волков активно охотятся и они спасаются в заказнике – своеобразном островке безопасности. Но московское руководство запрещает нам отстреливать волков, хотя их численность уже в десять раз превысила все нормативы.
Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин