Обслуживать, а не обсчитывать

Нашей «коммуналке» опять обещают серьёзные перемены 

Управляющие компании, ТСЖ подвергнут обязательному лицензированию. На этом настаивают депутаты Госдумы, возбуждённые сигналами с мест о ЖКХ как о «жилищно-коммунальном хамстве». Это единственная сфера экономики, где отмечен рост нарушений законности и порядка, подтвердил с думской трибуны генеральный прокурор Юрий Чайка. 

ЖКХ – вовсе не «бедная родственница». Это – мощный рынок, ежегодный оборот которого превышает четыре триллиона рублей. Здесь более тридцати тысяч предприятий и организаций, до 2,5 миллиона работников, чуть меньше трети основных фондов страны. И всюду посредники: тепловые, энергетические сети, управляющие компании. 
Расплачивается потребитель. В минувшем году тарифы ЖКУ в полтора раза опережали инфляцию: 9,8 процента против 6,5. Правительство обещает индексировать их по формуле «инфляция минус». То есть нынче должно получиться 4,5 -5,5 процента. Коммунальщики винят в росте цен поставщиков энергоресурсов. Те, в свою очередь, инфляцию. И вообще, мол, такова мировая тенденция.

Но американцы, западноевропейцы отдают за коммуналку в среднем десятую часть своих доходов. Россияне – до тридцати процентов. Там население имеет возможность выбора организации-поставщика. Скажем, дневной тариф на электричество и более дешёвый ночной. Появилась компания, предлагающая цены выгоднее, – от услуг прежней можешь отказаться. У нас такие варианты пока редкость.

Между тем, суммы в наших квитанциях растут, вместе с ними – задолженность потребителей. По различным данным, она составляет от 260 до трёхсот миллиардов рублей. Из-за этого, сетует министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, бюджет ежегодно недополучает около ста миллиардов рублей – пятую часть инвестиций, необходимых для развития отрасли.

Примерно 95 процентов населения – добросовестные плательщики, однако в установленные сроки деньги вносят 65 процентов. Двадцать процентов – с отставанием в три, пять процентов – до семи месяцев. Злостных недоимщиков – менее десяти процентов. Дело не только в беспечности. Рост платежей не успевает за ростом зарплаты. 
Тем не менее за услуги ЖКХ надо платить. Иначе как развиваться системе? Потери тепла на пути к потребителю составляют порой 40-50 процентов, воды – 20, электричества – до 15 процентов. На каждые сто километров тепловых сетей ежегодно приходится в среднем двести повреждений. В этом году федеральный бюджет выделяет ЖКХ около ста миллиардов рублей. Плюс поступления от потребителей. Но денег всё равно не хватает. Куда же уходят средства?

Не на замену оборудования, коммуникаций, а на зарплаты, премии работникам ЖКХ, объяснил генпрокурор. Злоупотреб­лениям способствует сращивание ЖКХ с государственными и муниципальными структурами. Чиновники, их родственники, заправляют коммунхозом, преследуя корыстные интересы.

У руководства ОАО «Новгородоблэнергосбыт», например, не осталось денег на текущие расходы. В то же время оно вывело на Кипр 920 миллионов, а в целом по стране на счета иностранных банков из сферы ЖКХ ежегодно уплывает десятки миллиардов рублей.

Механизм преступлений в этой сфере достаточно прост, круг лиц, подлежащих проверке, ограничен. Казалось бы, заметил Ю. Чайка, легко выявить нарушителей. Но расследование неоправданно затягивается, до суда доводится лишь четвёртая часть дел. В Волгограде вот уже два года тянется дело о хищениях в ЖКХ Кировского района. Немало таких примеров в Краснодарском и Ставропольском краях, Карачаево-Черкесии. Причина та же: круговая порука.

Раньше потребитель имел дело с одним учреждением, типа ЖЭК. Теперь их несколько: ЖСК, ТСЖ, ДЭЗ, управляющие компании. Последние скрывают от жильцов информацию о своей деятельности, завышают цены. Сведения в квитанциях порой так запутаны, что не разобраться и финансово грамотному человеку. Переплата за тепло в отопительный сезон составляет от 2,5 до десяти тысяч рублей с квартиры.

Для борьбы с нарушениями в ЖКХ Генпрокуратура открыла свои приёмные в федеральных округах. Менее чем за год, рассказал Ю. Чайка депутатам, сюда обратились более 6,5 тысячи человек. Жалобы типичные: обсчёт, низкое качество услуг. Всего же за прошлый год прокуратура выявила в этой системе 320 тысяч нарушений. К дисциплинарной ответственности привлечены 63 тысячи должностных лиц. Возбуждено 984 уголовных дела.

Наведение порядка, считает Ю. Чайка, не всегда требует дополнительных средств. И привёл пример. На совещаниях руководителей региональных министерств, коммунальных служб, муниципалитетов их предупредили о личной ответственности за состояние ЖКХ. И сразу же стали ремонтировать подъезды, пересматривать ценники. В Казани одна из управляющих компаний возвратила хозяевам квартир полтора миллиона руб­лей, незаконно собранных за обслуживание приборов учёта. В Карачаево-Черкесии обнародовали перечень объектов, не подлежащих отключению от электросетей. 

Законодательная база, по мнению депутатов, позволяет отстоять право на доброкачественные услуги, их справедливую оплату. Есть доказательства, что управляющая компания ведёт нечестную игру – суд, скорее всего, будет на стороне потребителя. В этом убедились около четырёх тысяч москвичей, добившихся возврата, в общей сложности, двадцати миллионов рублей, переплаченных коммунальщикам. Иное дело, когда речь о тарифах, утверждённых государством. Тут, если есть к ним претензии, надежды на Федеральную антимонопольную службу.

Руководитель ФАС Игорь Артемьев готов защищать интересы потребителей. Что касается коммунальных проблем они, по его словам, в монополистах, которые оккупировали этот рынок. Чтобы поставить их на место, нужно совершенствовать «правила игры». Таково и мнение генпрокурора. В частности, речь идёт о штрафах, в пользу потребителей за обсчёты, недоброкачественные услуги. О лишении лицензий несостоятельных поставщиков, на чём настаивают многие депутаты. Только за прошлый год поступило 164 тысячи обращений граждан, недовольных работой управляющих компаний. Лицензирование поможет установить единые правила игры для всех участников этого рынка.
Соответствующий законопроект готово внести в парламент Министерство строительства и ЖКХ. Ю. Чайка – за уголовную и административную ответственность коммунальщиков, если по их вине потребителям нанесён моральный и материальный ущерб. В то же время он за обязательное страхование рисков управляющих компаний, за создание органов общественного контроля с привлечением в них компетентных, неравнодушных людей.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин