Как-то не по-божески

То домик Врангеля продают, то театр кукол выселяют.

Мы уже писали о том, что Ростовская епархия претендует на здание театра кукол (см. материал «Да не сойти с этого места»). Редакция разместила в интернете петицию с требованием остановить выселение театра – единственного в Ростовской области и одного из старейших в стране (петицию можно подписать вот здесь).

Мы попросили прокомментировать ситуацию Александра Кожина, председателя регио- нального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Разговор предсказуемо вышел за рамки истории с выселением театра и коснулся более широкой темы: о претензиях на муниципальные земли и здания, которые всё чаще предъявляет Ростовская епархия. Насколько они обоснованны – юридически и морально?

– Александр Олегович, что же, по-вашему, происходит вокруг театра кукол и его здания?

– Начнём с предыстории. В начале 2000-х годов возникла идея воссоздать красивейший греческий Благовещенский храм, на фундаменте которого в 60-е годы прошлого века был построен театр кукол. Театру предложили перейти в старое здание музкомедии, которое на тот момент занимала епархия. Но это здание театру не подошло: оно добротное, построено по хорошему проекту, но очень запущено. Да и специфическим требованиям кукольного театра оно не удовлетворяет. И тогда ростовский бизнесмен Иван Саввиди нашёл на городской территории, совсем рядом с театром, свободное место, которое – подчёркиваю! – никогда не принадлежало церкви. Он получил этот земельный участок, он же платил в городскую казну все налоги за аренду земли в период строительства. А это, между прочим, полтора миллиона рублей в год, притом что строили несколько лет. Потом Саввиди передал эту церковь в дар епархии.

– Выходит, что церковь уже получила свою компенсацию?

– Да. Причём на месте театра не собираются строить храм – просто нужны офисные помещения. Почему их нельзя сделать в другом месте? Например, в трёхэтажном здании рядом с собором, откуда не так давно выселили швейное училище. Мне не совсем понятна эта ситуация: в швейном училище сделали ремонт на бюджетные деньги, а потом ему пришлось переехать на окраину Западного микрорайона. А здание до сих пор пустует – даже висят таблички училища. Правда, вахтёры, отвечая на телефонные звонки, говорят в трубку: «Епархия».

– И куда же теперь деваться театру? Насколько я знаю, пока что министерство культуры говорит что-то вроде «всё будет нормально – что-нибудь придумаем». Нельзя же выселить областной детский театр куданибудь на окраину...

– Нельзя, конечно. Хотя не удивлюсь, если кто-нибудь из чиновников вспомнит, что вот есть же в Москве Театр на Юго-Западе, далеко от центра, а прекрасно существует... Если бы в своё время не возвели театр на фундаменте церкви, а выделили где-нибудь по соседству участок и построили им новое здание с учётом их специфики – тогда можно было бы вести разговор о восстановлении церкви на прежнем месте. Но ведь уже пошли по другому пути. И церковь получила хорошую компенсацию, но требует большего. И получает: взять хотя бы историю с домиком Врангеля...

– Расскажите, пожалуйста, подробней.

– В 2006 году епархия получила в безвозмездное пользование дом, имеющий статус памятника культуры, где в детстве и юности жил вместе с семьёй Пётр Врангель. В советское время там был детский сад, а потом дом стоял пустым. (Он, наверное, давно бы сгорел или совсем разрушился, но там поселился начитанный бомж, который присматривал за домом.) Так вот, решением Городской думы дом передали епархии.

– А на каком основании епархия получила этот дом?

– Без каких-либо оснований. В доме Врангеля давно собирались сделать музей – гражданской войны, белой гвардии, возможно, музей купечества... Я встречался с митрополитом Меркурием в конце 2011 года – он также согласился, что нужно сделать там какое-то общественно значимое место. И были люди, готовые вложить туда свои силы и деньги, в частности руководитель турфирмы «Рейна-тур» Татьяна Нечепаева. Это ведь особое место: здесь начинается охранная зона Солдатской слободы, здесь же синагога, старообрядческая церковь... Фирма «Рейна-тур» подготовила проект, по которому она берёт дом Врангеля в аренду (при этом он остаётся в пользовании епархии), проводит все реставрационные работы за свой счёт, и там можно будет проводить выставки, всевозможные культурные мероприятия... Для фирмы это была бы долгосрочная имиджевая реклама, поскольку они не только возят туристов за рубеж, но и занимаются въездным туризмом, показывают иностранцам достопримечательности Ростова. Незадолго до 8 марта 2012 г. владыка сказал, что епархия решила сама заниматься этим зданием. Но время шло, а ничего не менялось: даже дерево, выросшее на крыше, оставалось на месте. А осенью там появились строительные леса. Но серьёзной реставрации не сделали: вместо старых окон поставили дешёвые металлопластиковые, убрали пресловутое дерево с крыши... А потом вдруг мы узнаём, что здание продано.

– Как же его могли продать, если оно не было в собственности у епархии?

– Неизвестно. Но можно предположить, что как раз в то время, пока шли разговоры о том, что именно епархия сделает в доме Врангеля, здание оформляли в собственность епархии. А потом его продали за 9 миллионов рублей какому-то ООО «Управление механизации». Сейчас говорят, что эти деньги пошли в фонд ремонта собора – на реставрацию колокольни. Но почему дом гласно не выставили на аукцион? Я думаю, что выручка от продажи многократно превысила бы эти 9 миллионов: ведь Врангель – одна из знаковых фигур гражданской войны. Кстати, ООО, купившее здание, пока практически ничего с ним не сделало. А самое главное, что о продаже и я, и другие заинтересованные лица совершенно случайно узнали в день первого заседания губернаторской общественной комиссии по сохранению объектов культурного наследия. Мы задали вопрос и получили подтверждение: да, сделка состоялась. В общем, вышла довольно некрасивая история.

– Видимо, это оборотная сторона закона о возврате церковной собственности...

– На мой взгляд, при решении вопросов о таком возврате нужно тщательно всё посчитать. Взять хотя бы передачу церкви подворья атамана Ефремова в Старочеркасске. Наследники атамана отдали подворье женскому монастырю. Затем его национализировали и по инициативе Шолохова сделали там музей. И теперь, когда встал вопрос о передаче подворья мужскому монастырю, нужно учесть, что здесь долгое время был историко-архитектурный музей-заповедник. В 90-е годы целый ряд городских земель передали церкви – просто так, на гребне общей волны. Например, кинотеатры в Парке 8 марта (теперь там храм Дмитрия Ростовского), в посёлке Орджоникидзе, на Чкаловском... Парк «Сказка» в Западном микрорайоне... Епархия требует: верните нам то, что нам когда-то принадлежало. Но давайте посчитаем, сколько городской земли церковь уже получила. Наконец, если отдавать здания по первому требованию, то почему бы не вспомнить, что у нас до сих пор нет здания для городского музея? Что у краеведческого музея нет помещений для развития? Да и само городское управление культуры ютится в съёмном помещении. Формально в области существует комиссия по вопросам передачи религиозным организациям имущества религиозных конфессий, находящегося в государственной собственности Ростовской области. Но на моей памяти областная комиссия собиралась всего один раз.

Беседовала Анна КОЛОБОВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин