«Мы не намерены быть иждивенцами»

ДНР призвала донских предпринимателей к сотрудничеству.

Предприятия Донбасса способны восполнить дефицит европейских комплектующих для южнороссийского бизнеса. Кроме того, непризнанные республики готовы поставлять в Россию электричество для развития энергоёмких производств, заявили представители Донецкой народной республики (ДНР) на «круглом столе», организованном ИА РБК-Ростов в медиа-центре «МедиаС». При этом участники дискуссии признали: перспективы сотрудничества сильно зависят от соблюдения украинской стороной Минских соглашений по урегулированию конфликта на Донбассе.

– Мы приехали сюда, чтобы услышать от ростовского бизнеса предложения о сотрудничестве, – заявил на «круглом столе» зампредседателя Народного совета ДНР Денис Пушилин. – Хотим связать предпринимательские круги регионов, поскольку именно бизнесмены быстрее всего находят пути решения проблем. Нам нужно, чтобы в наших магазинах были продукты, а предприятия работали. Тогда жители респуб­лики смогут получать зарплату и покупать продовольствие. А сейчас единственный способ легальной доставки продуктов на территорию ДНР – гуманитарная помощь. Это неправильно. Мы не намерены быть обществом-иждивенцем.

По словам представителей ДНР, промышленность региона находится сейчас в тяжёлом состоянии: многие предприятия хоть и не разрушены, но работают на 10-20% от своих мощностей. Часть вообще остановлена, поскольку располагается на территории боевых действий. Около 35% процентов бизнесменов покинули респуб­лику. Положение ухудшается из-за «экономической и энергетической блокады»: как уверяет Денис Пушилин, вопреки минским договорённостям, Украина делает всё, чтобы «задушить республику». Уже больше трёх недель на территорию ДНР и ЛНР не заходит ни одна машина с продовольствием с Украины. Прекратились поставки сырья для промышленных предприятий, говорит он.
Несмотря на это, рабочий и интеллектуальный потенциал Донбасса далеко не потерян – в первую очередь это касается таких отраслей, как металлургия, угледобыча, машинострое­ние, считает начальник управления промышленности ДНР Юрий Никаноров. Надо лишь восстановить утерянные экономические связи – и производство получит толчок к развитию. В частности, донецкие заводы могут поставлять в Россию различные комплектующие, которые до санкций закупались за рубежом. Первые прецеденты уже есть. Один из заводов Санкт-Петербурга заказал в ДНР производство высокопрочных зубьев для экскаваторов. Донецкие технологи разработали состав белого чугуна, способный заменить импортную продукцию.

– У нас есть стратегия развития предприятий, – рассказал Юрий Никаноров. – На полях сражений сейчас много металлолома. Мы будем переплавлять его в прокат. Это даст сырьё для машиностроительных заводов. В свою очередь, они будут готовить оборудование для горнодобывающих предприятий. Уже подготовлена программа по выводу на производственные мощности 14 шахт. Вокруг этой цепочки начнут работать другие предприятия.

– Кроме того, юг России энергодефицитен, – добавляет Денис Пушилин. – Здесь нет возможности плавить металл электричеством. А на нашей территории есть теплоэлектростанции. Учитывая, что уголь добывается на месте, цены на энергию будут привлекательными. Это хороший вариант сотрудничества, он позволит развивать в южном регионе металлообработку.

Судя по словам представителей ДНР, активнее всего республика сотрудничает с Россией в угольной сфере. Поставки угля на Украину были закрыты, основной поток переориентируется сейчас на экспорт. Отгрузка идёт через Таганрогский морской торговый порт. Однако и здесь есть сложности.

– Наша угольная отрасль может дать большие объёмы продукции, – говорит зампредседателя Союза промышленников и предпринимателей ДНР Владимир Баток. – Но как и любой другой порт, Таганрог выставляет очень короткие сроки для сбора больших грузов: 15-20 дней на сбор 50 тысяч тонн. Накопить такой объём автомобильным транспортом, как сейчас и происходит, очень сложно. Нужна железная дорога. Это проблема, поскольку ДНР как регион находится пока в подвешенном состоянии. Нет правовых механизмов, которыми территория обладала, когда входила в состав Украины, например, возможности присваивать железнодорожные коды. Надо как-то отладить систему. Хотя с растаможиванием грузов в России уже проблем нет, здесь полная ясность. В общем, объёмы угля у нас на складах накоплены, люди готовы возить, но не хватает транспорта.

Правовые проблемы и отсутствие механизмов для экономической деятельности будут актуальны для ДНР ещё долго, признают представители респуб­лики. Очень многое зависит от соблюдения Украиной минских договорённостей и того, какой статус получат в итоге ДНР и ЛНР. Если же мирные переговоры в очередной раз сорвутся, прорабатываются альтернативные пути:

– Возможно, это будет обращение к России с просьбой признать те или иные соглашения, пакеты документов, – говорит Денис Пушилин. – Как вариант – договорные отношения по примеру Приднестровья и Молдавии. Приднестровская республика до сих пор не приз­нана в мире, но товары оттуда продаются в Европу по молдавским документам. Не стоит исключать подобного сценария. Очень многое, как ни разворачивай ситуацию, упирается сейчас в геополитику.

Тимур САЗОНОВ
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин