События и памятные даты

События и памятные даты в январе и феврале 2016 года

 3 января

– 80 лет со дня рождения Николая Михайловича Рубцова (1936-1971), русского поэта. Тщедушный, щупленький человек маленького роста стал очень большим поэтом. Увы, с трагической судьбой. Он прошёл через сиротство и детдом, через службу в морфлоте и самые «неблагородные» профессии. Лишь в 26 лет уже состоявшийся поэт сдал экзамены экстерном за десять классов и тут же поступил в Литературный институт. Можно только поражаться тому дьявольскому невезению, которое сопровождало поэта по жизни. Будто магнитом он притягивал к себе неприятности и всегда оказывался в них крайним... Его несколько раз отчисляли из института из-за скандалов, драк и пьяных историй, а на поверку – из-за поисков справедливости. Диплом он всё же получил... И в Союз писателей его приняли после удивительной книжки стихов «Звезда полей».

Он был очень одинокий человек, до застенчивости скромный. Но когда касалось какого-то спора о поэзии, его трудно было остановить... После того как семейная жизнь дала трещину, у него появилась женщина, которой суждено будет сыграть в его судьбе роковую роль. Гражданская жена Людмила Дербина тоже писала стихи: «Я хотела сделать его жизнь более-менее человеческой... Он был поэт, а спал, как последний босяк. У него не было ни одной подушки, была одна прожжённая простыня, прожжённое рваное одеяло. У него не было белья, ел он прямо из кастрюли. Все восхищались его стихами, а как человек он был никому не нужен». Они сходились, расходились... Какая-то тёмная сила их влекла друг к другу. Однажды эта сила стала неуправляемой. В дикой семейной потасовке женщина вцепилась в горло разбушевавшегося поэта. Он задохнулся... Возможно, остановилось сердце. Из «Дневника» писателя Ю. Нагибина: «Когда Николай Рубцов хрипя лежал на полу, она опомнилась и выбежала на улицу. «Я убила своего мужа!» – сказала она первому встречному милиционеру...» Это случилось на Крещение, 19 января 1971 года. В протоколе о гибели поэта зафиксированы икона, пластинка песен Вертинского и 18 бутылок из-под вина.

Суд приговорил Дербину к семи годам лишения свободы за умышленное убийство на почве неприязненных отношений. Незадолго до трагедии в её поэтическом сборнике «Крушина» с предисловием Рубцова было стихотворение, которое просто мистически предрекало будущую беду:

О, как тебя я ненавижу!
И так безудержно люблю,
Что очень скоро (я предвижу!)
Забавный номер отколю.
Когда-нибудь в пылу азарта
Взовьюсь я ведьмой из трубы
И перепутаю все карты
Твоей блистательной судьбы...
Дербина отсидела в неволе пять лет и семь месяцев...
Когда-то Рубцов написал:
Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат берёзы...
...Сам не знаю, что это такое...
Я не верю вечности покоя!
Помните дату его смерти? Он напророчил свою гибель!
Почитайте его замечательные стихи. Хотя бы кусочки: 
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
***
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои...
...С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
***
До конца, до тихого креста
Пусть душа останется чиста! 

6 января

– 105 лет со дня рождения киноактёра Николая Афанасьевича Крючкова (1911-1993). Легенда нашего кино: «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Парень из нашего города»... Этого пышущего здоровьем красавца когда-то любила вся страна, и вся страна подражала ему! Он был героем многих девичьих грёз и мальчишеских мечтаний. С первых же ролей он научился «выделывать коленца» и всегда старался овладеть профессией своих героев. 

Лирическая и патриотическая комедия (то ли сказка, то ли быль?!) Ивана Пырьева «Трактористы» (1939) сразу же завоевала сердца зрителей. Песни из фильма тут же стали народными. Подражая героям картины, одни молодые люди уезжали работать в колхозы и становились трактористами, а другие – танкистами.

Фильм буквально заражал зрителей своим светом и энергией. В «Трактористах» сошлась вместе знаменитая троица советского кино, «три богатыря»: Николай Крючков, Пётр Алейников и Борис Андреев. О похождениях трёх товарищей складывали целые легенды: как они ночевали в витрине мебельного магазина, как Андреев пил в милиции чернила, как Крючков выпил на спор десять стопок подряд…
Актёр любил яркие и характерные роли, пытался найти зерно характера. Когда-то ему это удавалось, когда-то нет. У Крючкова было четыре брака. Первые две жены были актрисами. Третья жена – спортс­менка Зоя Кочановская, погибла на глазах у мужа. Её сбила машина. Спустя два года его избранницей стала тридцатилетняя ассистентка режиссёра. Они прожили вместе до самой смерти актёра. Крючков был сильным человеком. И это помогло побороть ему тягу к спиртному, которая проявилась рано, а с ростом популярности положение только усугубилось. Но в семидесятом году актёр нашёл в себе силы бросить пить и не пил больше никогда. Родился Николай Афанасьевич в Российской империи, прожил в Советском Союзе, а умер уже в Российской Федерации. 

12 января

– 140 лет со дня рождения Джека Лондона (1876-1916), американского писателя. С детства очень много работал и очень много читал. С юности успел попробовать в жизни многое. 

Был студентом, бродяжничал, участвовал в походе безработных на Вашингтон. В 17 лет простым матросом отправился в своё первое морское путешествие. Захваченный «золотой лихорадкой», зиму 1898 года провёл на Аляске, где и встретил героев своих будущих рассказов: охотников и индейцев, золотоискателей и любителей приключений. С 1899 года он начал печататься. Один за другим выходят его северные рассказы, вошедшие в сборники «Сын волка», «Бог его отцов», «Дети мороза». «Мартин Иден», «Зов предков», «Белый клык», «Сердца трёх» – эти произведения пользуются огромным успехом во всем мире. 50 книг – таков итог его 17-летней литературной жизни. Девушки вырезали из журналов его портреты. Издатели дрались за право опубликовать его рукопись. «Мы никогда не выигрываем», – признался он однажды. И говорил: «Нет бога, кроме Случая, и Удача – пророк его». Убеждённый индивидуалист скончался в возрасте сорока лет от смертельной дозы морфия. 

– 110 лет со дня рождения Даниила Ивановича Хармса (Ювачёва) (1906-1942), русского поэта и писателя. Это легендарное имя обрело сегодня европейскую популярность. Ну а в советской литературе его просто вычеркнули: его гротеск, ирония, клоунада были не нужны в период, когда все пели «Осанну» и кричали «Ура!». О нём говорят: писатель-суперфантаст, человек-абсурд, мастер рифмованной бессмыслицы, гений бреда... Говорят ещё, что Хармс – поэт будущего, настолько он опередил своё время. У него была удивительная позиция, совершенно не свойственная тому времени, совершенно свой взгляд на мир. Он не страдал, не пытался что-то изменить, а исключительно с юмором смотрел на всё, что происходит. Считается, что он писал стихи для детей, но они интересны и для взрослых. Он говорил: «Меня интересует только «чушь», только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует только жизнь в своём нелепом проявлении».

...В первый раз он был арестован в 1931 году за то, что пел «Боже, царя храни!». Гэбешники юмор не оценили... В августе 1941-го поэта повторно арестовывают за «пораженческие настроения», «контрреволюционную пораженческую агитацию». Якобы он заявил: «Советский Союз проиграл войну в первый же день». За такое давали выш­ку. Ему не дали – ввиду абсурдности обвинения. Он был направлен на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу с диагнозом «шизофрения», где и умер от голода. 

В 1956 году реабилитирован. Началось его второе рождение, которое продолжается. У него есть стихи, которые называют пророческими.
Читайте Хармса. Его абсурд позволяет выжить в период абсурда.
Теперь вы узнаете, кто автор известных шуточек.

Шутки на долгие времена:

*Лучше быть здоровым, но богатым, чем бедным, но больным. 
*Стихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьётся.
*Когда человек говорит: «Мне скучно», – в этом всегда скрывается половой вопрос. 
*Надо бросить курить, чтобы хвастаться своей силой воли. 
*Я такой же, как и все, только лучше. 

14 января

– 105 лет со дня рождения Анатолия Наумовича Рыбакова (1911-1999), русского писателя. Его творчество – подтверждение того, что настоящие книги пишут во все времена. Работал инженером, в годы войны прошёл путь от рядового солдата до офицера. И стал писателем. Он написал три повести о детстве: «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»; три романа о юности: «Страх», «Прах и пепел» и «Дети Арбата». Эта легендарная книга пролежала в столе 20 лет! Потом появился «Роман-воспоминание». Ему было что вспомнить. Он видел Ленина, Бухарина, Сталина, Мейерхольда, Станиславского, Хрущёва, Жукова, Рокоссовского, слышал Троцкого, Маяковского, Есенина. Главное в книге воспоминаний – литературная часть его биографии, встречи с Фадеевым, Симоновым, Катаевым, Михалковым, Твардовским, Евтушенко, Вознесенским.

Его книги – это история его поколения: «Моё поколение – это дети революции, выросшие на её идеалах. Но эти идеалы были растоптаны Сталиным. А мои сверстники превратились или в лагерную пыль, или погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Их могилы раскиданы от Колымы до Берлина. Вместе с ними в могилы ушли их надежды, их убеждения, их песни. В памяти потомков остались только их заблуждения. Всё ими сделанное превратилось в пепел, а они сами – в прах».

У него был свой взгляд на историю и революцию: «Нельзя компартию рассматривать вне истории. Одно дело – компартия, совершившая революцию, великую революцию, потому что у России не было другого выхода; Керенский не прекратил войну, которую Россия не могла больше выносить. И если бы не большевики, то пришли бы белые генералы и ввели не знаю какой порядок: вернули бы самодержавие или установили кровавую диктатуру. Сталин же создал другую партию: национал-большевистскую, нацистскую. Да, сталинизм надо демонтировать, но сохранить социальные завоевания революции! На этой позиции я был, на ней и остаюсь по сей день».

15 января

– 125 лет назад родился Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938). Удивительно талантливый поэт. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, слушал лекции в Сорбонне и Гейдельбергском университете, свой жизненный путь окончил в больничном бараке в лагере в 1938 году. Виктор Шкловский сказал о Мандельштаме: «Это был человек... странный... трудный... трогательный... и гениальный!» Ещё в восемнадцать лет он задумывался над «космическими» вопросами: жизнь, смерть, добро, зло, душа, истина...

Я от жизни смертельно устал,
Ничего от неё не приемлю...
Но люблю мою бедную землю,
Оттого что иной не видал.
За семь лет до своей гибели он провидчески писал:
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей.
Запихай меня лучше, как шапку в рукав
Жаркой шубы сибирских степей...
Поэзия никогда не была для Мандельштама равна «литературе». Поэзия – это разговор с вечностью, диалог с истиной. Поиски истины вылились в понимание: «Власть отвратительна, как руки брадобрея».
В роковом стихотворении, которое в конце концов свело его в могилу, вся суть – в первых двух строчках:
Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов 
не слышны...

Поэт замахнулся на Главного Диктатора. Неравная схватка! В тот день, когда он пустил стихотворение в лабиринт «неслышно-слышных речей» и тонких стен, он подписал себе смертный приговор. Задавили Мандельштама в общем потоке. Бросили в общую яму. Затерялся безымянный прах на «этой бедной земле». А его Поэзия – осталась. 

27 января

– 190 лет со дня рождения Михаи­ла Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889), русского писателя. Он всегда писал для очередного номера журнала. Все его книги – собрания «фельетонов». Собранные воедино, они впечатляют размахом мысли и таланта. Проповедь и сатира – два «конька» писателя. Это он написал, что «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Это он был уверен: «Система очень проста: никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать». Это он доказал, что «Многие склонны путать понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство». Это он считал, что «Самая громадная сила – упорство тупоумия». Из далёкого XIX века к нам пришли его слова: «Если на Святой Руси человек начнёт удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит». Так и мы: не перестаём удивляться и стоим столбом...

– 125 лет назад родился Илья Григорьевич Эренбург (1891-1967). Прозаик, публицист, поэт, военный корреспондент, общественный деятель. Один из последних писателей Серебряного века русской литературы. Социалист, антифашист – и настоящий европеец. Свободный человек в мире гранитных вождей и бронзовых героев. Первый, кто в стране Cоветов произнёс слово «оттепель».
Он был человеком, служившим режиму верой и правдой, но противостоящим ему и образом жизни, и принципами. В первую очередь, он был агентом влияния Сталина в западных интеллектуальных кругах (почему его и не тронули в «смутные времена»), а потом уже талантливым публицистом и писателем. Его книга воспоминаний «Люди, годы, жизнь», по существу, впервые приоткрывала правду страшных сталинских лет, возвратила из небытия многие имена загубленных деятелей русской культуры.

28 января

– 175 лет со дня рождения Василия Осиповича Ключевского (1841-1911), русского историка. «Жития святых как исторический источник», «Боярская дума Древней Руси». Происхождение крепостного права, отмена холопства, история сословий. Фундаментальный «Курс русской истории»... Огромное, неоценимое наследие. Он горячо любил русскую историю и ненавидел русскую бюрократию. «Наше дело сказать правду, – говорил он, – не заботясь о том, что скажет какой-нибудь гвардейский штаб-ротмистр». Его исторические оценки порой проникнуты скрытым смыслом, подтекстом, тонкой иронией. «Хитрый, – замечал Лев Толстой, – читаешь – будто хвалит, а вникнешь – отругает».

Ключевский с горечью говорил: «Мне жаль тебя, русская мысль, и тебя, русский народ! Ты являешься каким-то голым существом после тысячелетней жизни, без имени, без наследия, без будущности, без опыта». Его мысли неподвластны времени.

Оригинальные мысли:

*Быть счастливым – значит не желать того, чего нельзя получить. 
*Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде. 
*Злой дурак злится на других за собственную глупость.
*Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь. 
*Кто смеётся, тот не злится, потому что смеяться – значит прощать. 
*Наше будущее тяжелее нашего прош­лого и пустее настоящего. 

3 февраля

– 75 лет назад родился Эдуард Яковлевич Володарский (1941-2012), один из самых знаменитых кинодраматургов Росcии. По его сценариям снято более чем 60 фильмов, среди которых: «Обитаемый остров», «Мы из будущего», «Проверка на дорогах», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Емельян Пугачёв», «Мой друг Иван Лапшин», «Троцкий», «Штрафбат», «Вольф Мессинг»... Издано и два его романа: «Русская, или Преступление без наказания» и «У каждого своя война».

Однако не меньше, чем фильмами, Эдуард Яковлевич прославился резким принципиальным характером. О событиях и известных людях говорил, не подбирая выражений. О войне, где погиб его отец и дядья, а бабушка была партизанкой, у него было особое мнение: «Лживые мнения людей, воспитанных на том, что войну выиграл гений Сталина, меня не интересуют... Почему страна висела на волоске? Почему столько людей полегло в землю? Почти 30 миллионов людей угробили, цвет нации, почему так? Вдумываясь в эти цифры, я впадаю в ярость. Да, они – наши полководцы – побеждали, но как? Трупами, мясом… На фронте у Жукова была кличка Мясник. Ведь только 600 тысяч (!) наших солдат погибли при взятии Берлина. Генерал Эйзенхауэр, увидев под Потсдамом огромное поле, устланное трупами русских солдат, с изумлением спросил Жукова: «На чёрта вам сдался этот Потсдам? Зачем вы за него столько людей положили? Через пару дней немцы бы сами сдались». В ответ Жуков улыбнулся и сказал: “Ничего, русские бабы ещё нарожают”». 

О льготах: «Слово монетизация мне не нравится ещё со времён Гайдара. Был такой монетарист поганый». 

О государстве: «К сожалению, у нас всегда человек был для государства, а не государство для человека».

О друге Высоцком: «Иногда, во время поддачи, я говорил Володе Высоцкому: давай уедем к чёртовой матери! Володя вопрошал: “Ну куда мы поедем? Кому мы там нужны?”» 
Это был человек с ядерным характером – очень непростой, но настоя­­щий, редкий, как драгоценный металл. Он прожил яркую жизнь.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Полезные советыОбщество
Газета: Газета Копилка советов