Вперёд, к первобытному строю

Будущее России обсудили на Гайдаровском форуме

Первая рабочая неделя января ознаменовалась крупным экономическим событием – отечественные и зарубежные эксперты собрались на ежегодном Гайдаровском форуме. Говорили о России в целом и о сельском хозяйстве в частности.

Аутсайдер, не порванный в клочья

Повторение кризиса 1998 года – это словосочетание, брошенное министром финансов Антоном Силуановым в первый день форума, стало лейтмотивом для всех последующих обсуждений. Экономисты будто соревновались в том, у кого получится более мрачный прогноз на ближайшее будущее.

– Наша задача сейчас – привести бюджет в соответствие с новыми реалиями. Если мы этого не сделаем, то произойдёт то же самое, что было в 1998-1999 годах: население заплатит через инфляцию за то, что мы не сделали, – такова была версия Антона Силуанова.

– Страна сейчас находится в преддефолтном состоянии. Она абсолютно разбалансирована с точки зрения бюджета. Его ещё придётся пересматривать, – предупредил директор Института актуальной экономики Никита Исаев. 

– Мы проиграли конкуренцию. Это технологическое порабощение: мы оказались в числе стран, которые проигрывают, стран-дауншифтеров, – констатировал глава Сбербанка и экс-министр экономического развития Герман Греф. – Страны, которые не успели адаптировать собственную экономику и всю социальную систему, и все институты, они будут очень сильно проигрывать. И разрыв будет, к сожалению, значительно больше, чем в ходе прошлой индустриальной революции.

Выступавший после Грефа экономист Росбанка Евгений Кошелев пояснил, что Россия не дауншифтер даже, а аутсайдер. Выражаясь по-русски, наша страна не только отстаёт, а вовсе оказалась на периферии мировой экономики.

– Текущую ситуацию, в которой находится Россия, можно назвать «ловушкой». Падение цен на нефть – это нехватка доходов. Нехватка доходов – это снижение привлекательности, темпов роста. Чтобы эти темпы роста ускорить, нужно повышение производительности, нужны инвестиции. Все те внешние игроки, которые заходили в Россию, видят, что экономика страны замедлилась, что инвестиции будут крайне дорогими, а отдачи приносить будут мало. Так что Россия не сможет быть привлекательной для новых инвестиций. Осуществить технологический прорыв без импорта технологий, импорта капитала – тяжело. Без них Россия останется аутсайдером, которого будут в основном рассмат­ривать как сырьевую экономику, – заявил Кошелев.

Ещё более безнадёжная – можно даже сказать, апокалиптическая – картина вырисовалась у директора НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука. Доктор физико-математических наук заявил, что через несколько десятилетий человечество вернётся к первобытному состоянию из-за того, что техническая революция нарушила «естественный обмен веществ в природе».

– Военная колонизация сегодня заменилась на техническое порабощение. Фактически до изобретения паровой машины человек был частью естественного оборота веществ. Развитие науки и техники нарушило естественный обмен веществ. И теперь нужно чётко понимать, что мы вернёмся к первобытному существованию. Вопрос лишь в том, когда именно это случится. Мы придём к этому через кровопролитные войны за ресурсы, – сообщил Михаил Ковальчук.

На фоне заявлений остальных экспертов заряжал всех оптимизмом один только премьер-министр Дмитрий Медведев. 

– Мы начали 2015 год с колебаний курсов валют, с мрачных прогнозов об экономическом падении, слышали даже обещания извне порвать в клочья нашу экономику, однако ничего этого не случилось, – заверил премьер-министр. – Мы смогли выстоять, ситуация в экономике управляемая, наблюдаются позитивные тенденции.

Впрочем, «позитивные тенденции» коснулись более чем скромного круга отраслей – сельского хозяйства, химической промышленности и машиностроительного комплекса. В остальном же наблюдается, как модно говорить, «отрицательный рост»: падение реальных доходов населения на 9%, инфляция 13%, увеличение числа работников, переведённых на неполный рабочий день, рост числа людей с доходами ниже прожиточного минимума – более 14% населения и так далее...

Всему виной пенсионеры

Самой животрепещущей темой на Гайдаровском форуме стал вопрос о том, сможет ли Россия оставаться «социальным государством» даже после того, как сократятся доходы государственного бюджета. Его, принятый буквально пару месяцев назад, собираются снова сократить – в общей сложности на 10%. 

Министр труда и соцразвития Максим Топилин поспешил успокоить. Он сказал, что у государства пока хватает средств на соцподдержку населения и что проблема есть только «в переходе на категории нуждаемости, которые отсекут от социальных пособий тех, кто недостаточно беден для такого рода поддержки». Судя по по тому, что правительство отказалось от индексации пенсий на уровень инфляции, первыми в ряду «недостаточно бедных» идут пенсионеры.

Пожертвовать теми, кому пора на заслуженный отдых, рекомендовал экс-министр финансов Алексей Кудрин. 

– На 2016 год индексация на полную инфляцию в 12% потребовала бы 660 миллиардов рублей. Где их взять? Что такое 660 млрд для страны? У нас всё высшее образование стоит 660 миллиардов. У нас федеральная часть здравоохранения стоит 300 миллиардов. Вот цена, вот масштаб этих вопросов, – объяснил Кудрин.

Он также призвал правительство увеличить пенсионный возраст, сказав, что это будет сделано «в интересах самих же пенсионеров».

– Мы сегодня, в этом году, недоиндексируем пенсии пенсионерам – ну куда уже хуже? Чего бояться? Повышение пенсионного возраста позволит проиндексировать пенсии пенсионерам в следующие годы в большей степени, – пообещал экс-министр финансов.

– Ну да, если государство не развивается, граждане должны отвечать за это, должны жить бедно. По-другому не бывает, – иронично прокомментировал выступления участников Гайдаровского форума председатель «Партии Дела», президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин. – Для оздоровления экономической ситуации планируют повышать налоги и срезать поддержку промышленности, уменьшать пособия и пенсии. Меры правильные с точностью до наоборот. Условием и мотором выхода из кризиса должно быть развитие несырьевого производства.

Чтобы это развитие началось, надо налоги снижать, снижать процентные ставки, надо развивать внутренний рынок, защищая его и поднимая зарплаты и пенсии, надо вкладывать деньги и силы в поддержку экспорта. Ничего этого гайдаровцы не планируют, поэтому кризис будет продолжаться.

Аграриев не обидят

Оптимизация бюджета, которую планирует провести правительство, не коснётся всего двух направлений – сельского хозяйства и республики Крым. Так что аграрии пока могут вздохнуть с облегчением. Им, напротив, в условиях кризиса обещают даже некоторые льготы.

Например, замминистра сельского хозяйства Сергей Левин пообещал добиться, чтобы снизили тарифы на электроэнергию для тепличных хозяйств. 

– Мы направили соответствующее предложение в Мин­энерго. Вы понимаете, что при учете климатики нашей страны это ключевой элемент в экономике производства продукции в закрытом грунте, – объяснил Левин. – Ежегодная потребность в тепличных овощах составляет около 1,7 миллиона тонн. При этом произведено в закрытом грунте в 2014 году только 600 тысяч.

Неизвестный пока «подарок» готовит Минсельхоз растениеводам: до конца января решится вопрос, что будет с экспортной пошлиной на пшеницу. Месяц назад шёл разговор о том, что пошлину либо обнулят, либо снизят. Окончательный вариант не принят.

– Все решения, которые принимаются правительством, принимаются на основе учёта баланса интересов растениеводства и животноводства, – сообщил Сергей Левин.

Третья новость, объявленная на Гайдаровском форуме, касалась молочных интервенций. Как выяснилось, они пройдут не во всех регионах, а только там, где сезонное колебание цены на молоко наиболее высокое. Планируется закупать до 5% объёма производимого сухого молока и сливок. По результатам «пилотных» интервенций станет ясно, стоит ли внедрять эту практику на государственном уровне.

В остальном же экономисты обсуждали, как вести подсчёт всему, что производит отечественный АПК, и как оценивать его успехи. Некоторые изменения претерпит концепция продовольственной безопасности. Если раньше чиновники считали, сколько и какой продукции произведено в России, то теперь будут обращать внимание и на другой фактор – насколько доступен экономически и физически этот товар для населения.

Возможно, уже в 2016 году в концепцию продбезопасности будут внесены овощи, бахчевые культуры, фрукты и ягоды. Пороговые значения по ним составят от 70% до 90%.

По тем показателям, что уже внесены в программу, российские аграрии продовольственную безопасности почти обес­печили. Зерно, картофель, сахар и растительное масло мы производили в достаточном количестве и ранее, а мясом обеспечили себя лишь в 2015 году. Правда, здесь вышел перекос: свинины и птицы производим 92 и 94,5% от потребности, а говядины – только 74%. Недостаток КРС сказался и на молоке – 81% от потребности при минимальном пороге 90%.

Впрочем, Сергей Левин заверил, что государство своего сельхозпроизводителя без внимания не оставит. А кроме того, будет «стимулировать платёжеспособный спрос на продовольственные товары».

Главное, чтобы у населения было чем платить за продукты отечественному производителю.

Александра КОРЕНЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин