Шесть лет за проездной билет

Уголовное преследование, обыски, засады – полиция Ростовской области ищет 36-летнего Дмитрия Боченкова, объявленного в федеральный розыск. Его подозревают в «чудовищном» преступлении: по версии следствия, мужчина купил билет на электричку по липовому студенческому.

Дмитрий Александрович Боченков, будучи аспирантом новочеркасского политехнического института, представить себе не мог, что вместо докторской диссертации его ждёт уголовное дело.

Всё началось 30 января 2011 года.

– Я гостил у матери в слободе Греково. В воскресенье вечером собирался вернуться к отцу в Шахты, чтобы наутро ехать в институт. Брат подвёз меня до станции Миллерово, я купил билет на автобус и стал ждать, – вспоминает Боченков.

Перед дорогой Дмитрий решил сходить в туалет. Поскольку на автовокзале выстроилась очередь, мужчина дошёл до железнодорожной станции (вокзалы находятся через дорогу).

– На станции ко мне подошли двое, сказали, что они из полиции и нужно кое-что проверить. Меня затянули в бытовку, отобрали сумку, вывернули всё содержимое, – рассказывает Боченков. – Обыск проводили семь человек. Забрали мой паспорт, читательский билет, полис медицинского страхования, удостоверение аспиранта, кожаные перчатки…

По словам Дмитрия, из бытовки выпустили только через четыре часа. На свой автобус аспирант, конечно, опоздал. 

– Уходя, я не проверил, все ли вещи на месте. А потом обнаружил, что в сумке не хватает медицинского полиса, перчаток и трёх тысяч рублей, – говорит Дмитрий Боченков. 

Мужчина уверяет, что тогда, 30 января, ему так и не объяснили, в чём его подозревают.
У полиции другая версия: Боченков приобрёл в железнодорожной кассе льготный билет по поддельному студенческому, за что и был задержан. 

Под следствием

Уголовное дело против Дмитрия Боченкова было возбуждено только 28 февраля 2011 года – спустя месяц после происшествия. Его обвинили в использовании заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ).

«Имея умысел на получение проездного билета по льготной цене на электропоезд № 6365 сообщением Чертково – Ростов, Дмитрий Боченков представил в кассу подложный студенческий билет на имя Бальшинкова Дмитрия Ивановича с вклеенной своей фотографией, после чего получил проездной билет по льготной (50%) цене от станции Миллерово до станции Новочеркасск», – написал дознаватель ЛОВД старший лейтенант милиции А.М. Рябцев.

Расследовать преступление поручили следователю Лиховского ЛОМВД С.В. Свинарёву.

– Этот Свинарёв просто издевался над нами, постоянно вызывал повестками на допросы, – говорит Антонина Алексеевна, мать подозреваемого. – Мы столько денег проездили за это время! И сколько времени потратили: никто не посмотрел, что мой сын учился в аспирантуре.

В один прекрасный момент Дмитрий Боченков решил игнорировать повестки. И больше к следователю не пришёл.

«После возбуждения уголовного дела Боченков Д.А. всячески препятствовал предварительному следствию, не являлся по вызовам следователя, в связи с чем был объявлен в розыск», – разъяснил замначальника Управления МВД России на транспорте по СКФО полковник юстиции А. Жинко.

С тех пор к Боченкову стали применяться такие меры преследования, как будто он олигарх, сколотивший состояние на преступном разграблении страны. 

Следователь требовал операторов сотовой связи распечатать все звонки Дмитрия и его матери – с указанием, откуда и кому производились вызовы в течение полугода. У дома Антонины Боченковой постоянно возникали полицейские машины, которые обеспокоенная мать объяснила как «засады» с целью поймать её сына.

В апреле 2013 года следователь Свинарёв подал в Миллеровский районный суд прошение на обыск. Он утверждал, что в доме Боченковой находятся орудия преступления – компьютер и принтер. Кроме того, в доме мог скрываться сам Боченков.

Миллеровский суд проводить обыск запретил, но следователь решил попасть в дом Боченковой во что бы то ни стало. 

Беззастенчиво игнорируя процессуальные нормы (наличие двух судебных постановлений по одному вопросу недопустимо), Свинарёв подал точно такой же иск в Каменский районный суд. С расчётом, видимо, что если в первый раз не получилось, во второй точно получится. Так оно и вышло.

Раздобыв судебное «добро» на обыск, Свинарёв в тот же день отправился к Антонине Алексеевне – «с целью отыскания и изъятия разыскиваемого лица Боченкова Д.А.» (фраза из протокола).

Дмитрия нашли на чердаке, вход в который был забаррикадирован кирпичами. «После преодоления данного препятствия с помощью толчка было обследовано чердачное помещение, где был обнаружен ра­зыскиваемый», – напишет следователь в протоколе обыска.

Дмитрия забрали в полицию, правда, ненадолго: видимо, суд не позволил держать человека в СИЗО за подделку студенческого.

Сейчас расследование уголовного дела приостановлено, поскольку подозреваемый в розыске. Стоит Боченкову «найтись» – дело возобновят.

Передалось по наследству

Любой «заяц» с незаконным проездным давно отделался бы административным штрафом. Но в Дмитрия Боченкова правоохранительные органы вцепились с такой силой, как будто подделка студенческого билета приравнивается к подрыву конституционных основ государства.

В 2014 году Свинарёв хотел было прекратить уголовное дело за отсутствием состава преступления, но заместитель Лиховского транспортного прокурора С.И. Козлов возобновил производство – посчитав, вероятно, что преступление есть, просто доказательства плохо искали.

– Пять лет мой сын вынужденно не работает. Парню просто искалечили жизнь, – говорит Антонина Алексеевна.

По иронии судьбы, Дмитрий Александрович сейчас повторяет судьбу своей матери. Антонина Алексеевна десять лет назад без вины оказалась за решёткой. Об этом «Крестьянин» писал в 2006-м и в 2009 году.

На дом, в котором жили Боченковы – отец, мать и двое сыновей, – заявил свои права местный СПК «Рассвет». В ходе судебных разбирательств выяснилось, что юстиция выдала на один и тот же дом два одинаковых свидетельства разным собственникам – Боченковой и председателю СПК. Тот недолго думая заявил, что 54-летняя женщина – мошенница.

На Боченкову завели уголовное дело. 30 января 2006 года милиция выломала монтировкой дверь её дома и отправила «преступницу» в изолятор на 90 суток.

На одном из допросов Антонина Алексеевна высказалась, что второе свидетельство явно выдали за взятку и хорошо бы проверить самого главу СПК. Но председатель оказался вне подозрений, а на Боченкову завели ещё одно уголовное дело – за ложный донос.

Ад закончился только через три года: Боченкову оправдали.

Через месяц женщина сама обратилась в суд, требуя привлечь к уголовной ответственности всех, кто сфабриковал против неё уголовные дела, реабилитировать в СМИ и компенсировать моральный вред в размере 700 миллионов рублей. За моральные страдания ей присудили всего 35 тысяч, которые всё равно не выплатили, но главное – никого не наказали.

Безнаказанными остаются действия силовиков и сейчас.

– Ростовский областной суд признал обыск незаконным, – говорит Антонина Алексеевна. – Это автоматически влечёт немедленное отстранение от занимаемых должностей всех, кто незаконно устроил погром в моём доме. Но никто не был уволен.

О защите докторской диссертации Дмитрию Боченкову пришлось забыть. Сдаваться полиции он не собирается, считая, что преступлений не совершал, а за решёткой справедливости не добьётся. Интересы «подозреваемого», отчаявшись искать помощи у адвокатов, защищает сама Антонина Боченкова. Всё, что ей пока удалось – собрать целую стопку бумаг из судов и доказать, что нарушения уголовно-процессуального законодательства всё-таки были, за что прокурора Козлова привлекли к дисциплинарной ответственности.

Александра КОРЕНЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЗаконОбщество
Газета: Газета Крестьянин