Вспомним о памяти

Любимый всеми Шерлок Холмс говорил, что наша память – это чердак, куда неразумный тащит всё подряд и потом не может ничего найти, а разумный берёт только то, что ему пригодится. Согласимся, вполне разум­ный подход.

Память надо беречь

Человеческая память – удивительный механизм. Он сложнее любого самого современного компьютера. В механизме запоминания и сохранения информации задействовано множество процессов, связанных с разными областями мозга. 

Память подвержена влиянию (как положительному, так и отрицательному) самых разных факторов: питание, состояние гормональной системы, образ жизни и т. д. Очень важно смолоду быть подкованным в этом вопросе и не пускать свою память на самотёк.

Что ослабляет память

*Курение (особенно в возрасте от 35 до 50 лет);
*снижение уровня эстрогена у женщин и тестостерона у мужчин;
*гипотиреоз (недостаток гормонов щитовидной железы);
*питание с большим количеством углеводов (сахар, конфеты, пирожные и т. д.);
*увлечение соевыми продуктами;
*недостаточное питьё (норма – 1,5-2 л в день);
*недостаток в организме определённых веществ: тиамина (витамин В1); ниацина (витамин В3); антиоксидантов (витамин С и Е); железа; йода;
*стрессы и депрессии (чересчур эмоциональные люди гораздо чаще страдают от различных умственных расстройств);
*любые хронические (даже едва ощутимые) боли;
*мобильные телефоны.

Что укрепляет память

*регулярные физические упражнения;
*гимнастика для глаз;
*постоянное обучение и запоминание нового;
*хороший сон;
*жизнь в браке;
*насыщенная событиями и впечатлениями жизнь;
*решение кроссвордов и заучивание стихов;
*любые путешествия;
*полезное для памяти питание:
– чай – как чёрный, так и зелёный;
– курица, говядина, нежирная свинина, печень;
– сыры;
– растительные масла; 
– рыба, рыбий жир и морепродукты;
– орехи, сухофрукты;
– мёд и продукты пчеловодства;
– горох, фасоль, зелёные овощи и зелень;
– цитрусовые;
– капуста брокколи;
– красный перец;
– цельнозерновой хлеб и крупы, особенно гречневая;
*препараты мелатонина.

Зарядка для памяти

Идея тренировки памяти появилась ещё в античные времена: философ Пифагор ввёл понятие мнемоники («искусство памяти»). Сегодня для тренировки мозга и памяти разработана целая система упражнений – нейробика. При этом задействуются разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная... 

Долой рутину! Доказано, что новые впечатления заставляют мозг работать активно. Вносите изо дня в день что-то новое в жизнь, чтобы подбросить мозгу «топливо»:

*Добирайтесь на работу разными дорогами.
*Смотрите по сторонам и анализируйте то, что слышите, обоняете, чувствуете, видите (архитектуру, рекламные щиты, уличные движения и т. д.) Придя домой, вспомните всё это в деталях.
*Постарайтесь запоминать номера машин, включив ассоциативную память. Например, вы увидели машину с буквами в номере «КА». Придумайте короткое предложение с ними, типа «Казань атакует», и вы легче запомните эту комбинацию букв. 
*Читая газету, старайтесь быстро, с помощью фломастера или маркера, отмечать в тексте слова, где есть, допустим, по две одинаковые согласные буквы рядом (аССоциация, аККредитация) или по две одинаковые гласные (свОбОда, номИнацИя) и т. д. Тем самым вы добиваетесь усиления концентрации внимания, а значит, и запоминания. 
*Дайте себе мысленное задание составить рассказ о друге детства. Постарайтесь вспомнить о нем всё, что только возможно: общий вид, походку, лицо, причёску, характерные гримасы, словечки, одежду. Проделайте то же самое по отношению к любимым (или нелюбимым) учителям и к одноклассникам. И вы будете поражены тем, как хороша ваша память на лица. Тренируйте её почаще. 
*Удивительно простое, но эффективное упражнение: попробуйте сделать левой рукой то, что вы обычно делаете правой (например, почистить зубы). Пусть сначала будет очень непривычно, неловко, но это важно. Перекладывая при еде ложку или вилку из привычной руки в непривычную, вы активизируете ту часть мозга, которая обычно при этом не задействована, дремлет.

Активизируя мозг, вы активизируете память. 
*Чтобы освежить уставшую голову, можно проделать следующее упражнение. Вообразите себе, что ваш нос... продолжается карандашом, с грифелем любимого вами цвета. И вы старае­тесь ровно, аккуратно, красиво вывести в воздухе кончиком этого карандаша цифру «8». Тело должно быть при этом расслабленным, дыхание ровным. Такое «перекрёстное» движение способствует отдыху и освежению памяти. 

Память любит порядок

Мозгу нужно помогать в запоминании информации: ведь гораздо проще запомнить то, что хоть как-то систематизировано. Лучшее средство для этого – обыкновенный ежедневник.
Кроме того, очень удобно пользоваться списками (вещей, продуктов) и памятками. Тем самым вы освобождае­те свой «чердак» от ненужной информации (ведь это пригодится вам только на время).

Как учить стихи

Учите не только четверостишия, но и связи между ними. Для этого нужно запомнить последнее слово каждого четверостишия и первое следующего за ним. Рассмотрим это на примере стихотворения Лермонтова «Парус»:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит...
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

В итоге стихотворение будет выглядеть так:
1. Родном – Играют волны;
2. Бежит – Под ним.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Полезные советы
Газета: Газета Копилка советов