Дебет с кредитом не сходятся

Госдума рассмотрела проект бюджета на 2017 год и трёхлетку

В документе свыше четырёх тысяч страниц и миллиона слов. Ещё больше прозвучало их в зале пленарных заседаний. «Адаптироваться к новой реальности, жить по средствам.

Ибо ветры глобальной экономики дуют не в наши паруса». Таков, примерно, смысл доклада правительства, который озвучил министр финансов Антон Силуанов.

Доходы казны в 2017 году составят около 13,5 триллиона руб­лей, расходы – 16,2, дефицит бюджета – 2,7 триллиона. Курс доллара – 67,7 рубля, инфляция – 4 процента.

Накануне этого события проект обсудил вместе с однопартийцами премьер и председатель «Единой России» Дмитрий Медведев. «Бюджет, – сказал он, – составлен с учётом стоимости нефти в сорок долларов за баррель. Будет она дороже – возрастут наши возможности. Нет – обеспечим сбалансированность системы на перспективу». А в целом, напутствовал он коллег, работа предстоит серьёзная, «требуется глубокое погружение в материал». 

«Погружение» было основательным. Дискуссия в Госдуме длилась без перерыва почти три часа. При всех трудностях, поспешил заверить докладчик, выполним все социальные обязательства. На уровень инфляции будут индексированы пенсии, пособия, а зарплата врачей, учителей в 2017 году может вырасти на 20 процентов. Однако председатель

Счётной палаты Татьяна Голикова умерила этот оптимизм. Реальные доходы населения будут сокращаться. Соответственно, и потребление – двигатель экономики.

В общем, «дебет с кредитом» не сходятся. Чтобы нарастить доходную часть, правительство хочет вживить в бюджет пакет законопроектов, своего рода «налоговый чип».

Оставшийся пока за рамками этой дискуссии. Предусматривается отказ от индексации окладов госслужащих, некоторых других категорий. Всего лишь на год. Но так уверяли в 2015-м, а про­длили и на следующий. Теперь ещё. «Временная» мера поможет сберечь бюджету 120 миллиардов рублей. В качестве резерва обсуждается и консервация размера материнского капитала.

Приоритетными остаются майские указы президента. Изданные в 2012 году, когда рекой текли нефтедоллары, в условиях кризиса они стали головной болью исполнительной власти. Стремясь выполнить их любой ценой, ограничивают занятость, переводят людей на неполную рабочую неделю. Эффект зачастую нулевой.

Трёхлетка, заметили докладчику, фактически сокращает расходы, в частности на здравоохранение. Минфин поясняет: часть денег пойдёт через внебюджетные фонды.

Пенсионный, социального, медицинского страхования. Один лишь ФОМС вкладывает в эту отрасль 60 процентов средств, которые за пределами федеральной казны. С 2017 года из ФОМС будет оплачиваться и высокотехнологичная медицинская помощь. В целом здравоохранение за три года получит денег на 9,8 процента больше. Однако инфляция превысит эту цифру.

Планируется снизить экспортные пошлины на бензин, которые сейчас позволяют держать приемлемые цены внутреннего рынка. А тогда компаниям станет выгоднее поставлять его за рубеж. Горючее «дома», скорее всего, подорожает, потянет за собой всю цепочку 
цен. Предполагаемое уменьшение акцизов вряд ли сможет компенсировать потери.

– Всё урезают, отрезают, отматывают, – сетовали выступавшие. – Ожидается повышение тарифов на «Платон», а регионам хотят позволить самим определять кадастровую стоимость имущества. Не трудно догадаться, куда её повернут.

Бюджет жёсткий, согласился А. Силуанов. Иного выхода нет. Из Резервного фонда уже израсходовали 4,7 триллиона рублей. К концу декабря в нём останется не более 1,1 триллиона. Мелеет и Фонд национального благосостояния. Свыше триллиона рублей придётся занять на внешнем рынке.

Чтобы выйти из кризиса, полагают эксперты экономического блока правительства, нужен ежегодный прирост ВВП, минимум на 4 процента. Другое дело – как этого добиться.

Одни – за жёсткую денежную политику, сдерживание инфляции, увеличение пенсионного возраста. Другие предлагают сократить потребление. Накопив таким способом средства, вложить их в реальный сектор, в экспорт, особенно не сырьевой. Третьи – сторонники денежной эмиссии, серьёзных вложений в малый и средний бизнес.

Единого подхода нет, и концы с концами не сходятся. Скажем, увеличение пенсионного возраста без расширения производства сократит число вакансий для тех, кто вступает в трудовую жизнь. Значит, нужны будут дополнительные средства на пособия по безработице. Что же до потребления, оно и без того сократилось, а казну, как видим, не наполнило.

Остаётся, выходит, всё тот же экспорт сырья. Вот и премьер обречённо советует «сбалансировать систему на перспективу» исходя из сорока долларов за баррель нефти. Между тем и при нынешнем состоянии экономики денег на развитие, по мнению депутатов, предостаточно. За прошлый год, например, не исполненные федеральные инвестиционные программы, незавершённое строительство оттянули на себя свыше трёх триллионов рублей. Мёртвым капиталом лежат на депозитах средства населения, предприятий, многократно превышающие объём федерального бюджета. Не менее трёх триллионов рублей могла бы дать госмонополия на алкоголь и табак. Шесть триллионов рублей выведены за рубеж.

– Когда крестьяне готовят амбары, чтобы засыпать урожай, они их очищают, дезинфицируют, уничтожают вредителей, грызунов, – заметил депутат Олег Нилов. – Следовало бы расчистить и казённые хранилища. Чтобы чиновники не растаскивали народное добро. Дырявый карман мы никогда не наполним.

Громадный пласт экономики находится в тени. Примерно десять триллионов рублей уводит из казны коррупция. Едва улег­лись страсти вокруг имён губернатора Кировской области, полковника МВД, попавшихся на крупных взятках, как уличён в этом же самом прокурор Ленинградской области. Объявлен в розыск председатель банка «Интеркоммерц», похитивший 45 миллионов евро.

На пленарном заседании Госдумы отсутствовал один из главных верстальщиков бюджета – Алексей Улюкаев. И докладчик, и депутаты, будто сговорившись, деликатно обходили молчанием связанный с ним громкий скандал. Многие чиновники теперь не скрывают своего презрения к теперь уже бывшему министру экономического развития. Но совсем не по той, как нам казалось бы, причине. «Позор, – перешёптываются в коридорах власти. – Попался на мелочи: каких-то два миллиона долларов. Уровень местной администрации». А президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в одном из интервью прямо назвал эту сумму «смехотворной» для руководителя такого уровня. Уж он-то наверняка знает их аппетиты.

Узкий круг долларовых миллионеров и миллиардеров контролирует свыше 80 процентов национальных богатств, конвертируя прибыли в зарубежные банковские счета, виллы, яхты. Для сравнения: в Великобритании этот показатель равен 35 процентам, в США – 32, в Японии – 22 процента. Между тем правительство старается распродать и оставшиеся в собственности государства промышленные, сельскохозяйственные объекты.

Не спешат пополнять бюджет и госкорпорации. Чистая прибыль «Газпрома» за 2015 год увеличилась вдвое. Тем не менее глава его, Алексей Миллер, убедил правительство снизить выплату дивидендов в казну. Так же поступили руководители «Роснефти», «Транснефти», других компаний. Итог – потеря для бюджета колоссальных сумм. Один только «Газпром» недоплатил свыше ста миллиардов рублей.

Средства, конечно, нужны, чтобы осваивать новые технологии, закупать современное оборудование. Но значительная их часть уходит на премии, «золотые парашюты». «Пять миллиардов рублей дивидендов получили всего лишь 25 менеджеров госкорпораций, – возмущался на этом заседании депутат Владимир Кашин. – А налоги платят наравне с медсестрой или библиотекарем». Прогрессивная шкала позволила бы дополнительно собрать в бюджет не менее трёх триллионов рублей.

– Её используют во всём мире. У нас почему не вводится? – в который уже раз спросили депутаты А. Силуанова.

И в который уже раз получили стереотипный ответ:

– Бизнес может уйти в серую схему, потеряем платежи.

Не сами ли члены правительства похваляются Налоговой службой, оснащённой по последнему слову техники, мимо которой не проскользнёт незамеченным ни один «левый» рубль?

Бюджет консервирует застой, отсталость и рецессию, не предусматривает совершенствование экономической модели, подвела свой итог дискуссии думская оппозиция. И отказалась поддержать проект. «За» голосовала лишь фракция «Единая Россия». Оговорив при этом условие: Минфин добавит денег на поддержку села, регио­нальных СМИ, на ремонт и строительство школ.

Александр ДЕМИДОВ
г. Москва
фото www.duma.gov.ru 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЭкономикаПолитика
Газета: Газета Крестьянин