Волшебный лес семьи Барабаш

Фермер из Каменска на десятках гектаров голой степи с нуля вырастил хвойный массив

Читали ли вы рассказ французского писателя Жана Жионо «Человек, который сажал деревья»? В этой новелле, ставшей в наши дни культовым произведением, рассказывается об одном жителе Прованса, вырастившем из желудей целый дубовый лес. Он начал всего с нескольких дубков и к концу жизни засадил деревьями огромную территорию. 

Старания лесника привели к чудесным результатам. На некогда пустынной местности изменилась экосистема, там поселились птицы и животные, тысячи людей приехали сюда, чтобы организовать поселение. Территорию нового леса государство взяло под охрану. И мало кто догадывался, что начало лесному оазису положило не бездумное чудо природы, а труды одного человека, поставившего перед собой, на первый взгляд, непосильную задачу.

А теперь, отстранившись от художественного произведения, можете ли вы себе представить, что подобные люди есть и в нашей реальной жизни? Есть чудаки, выбравшие стратегию жизни, схожую с той, которую прожил персонаж рассказа Жионо? Где-то благодаря стараниям этих энтузиас­тов появляется из-под земли зелёная поросль лесов, а рядом уже возвышаются бесчисленные могучие деревья, облагораживая своим видом скудный вид степи. Верится с трудом, не правда ли? Всё потому, что для воплощения столь грандиозных и благородных задач нужно обладать поистине безграничным терпением, любить природу и понимать жизнь как возможность принести максимальную общественную пользу за короткий промежуток времени – собственно, время самой жизни. По нашим временам такое сочетание в одном человеке – большая редкость. 

Лес и лесник 

Знакомьтесь – Юрий Барабаш. Лесник из Каменска. Лесник не по трудоустройству, а по жизни. Тест на призвание проходит очень быстро: говорить о лесе может бесконечно, тематика для разговора необъятная – от проращивания сосновой шишки до тушения лесных пожаров и целебных свойств сосны.

На практике это выражается в тысячах молодых деревьев, высаженных на огромной территории – десятках гектаров! Географически это километрах в пяти от Каменска, по дороге на станицу Калитвенскую. Во все времена там была только голая степь. Но сегодня тут большой хвойный массив, который, как теперь кажется, растёт здесь с давних пор.

Как дошёл до жизни такой? Юрий объясняет, что лесное ремесло как основное занятие в жизни возникло неслучайно. Вырос и жил на земле, работал в лесхозе. Изучил лес как свои пять пальцев. Затем ушёл в свободное плаванье, организовал крестьянско-фермерское хозяйство и стал с нуля сажать свой собственный лес. С тех пор ни разу не пожалел о выборе. Самостоятельность – это возможность перепрыгнуть с уровня вероятностей на уровень воплощения творческих способностей. Сделав выбор, стал Юрий одним из немногих в стране, кто принёс в обиход новое понятие – частный лес. А с годами лес ещё стал и семейным кормильцем. Издавна говорили: лес кормит. А Барабаш это выражение модернизировал: также как и в природном собрате, есть здесь ягоды, грибы, дрова, да только появилось-то это лесное богатство не по щучьему велению, а благодаря усилиям каменского трудяги. 

Как вообще складывается жизнь частного леса и его взаимоотношения с лесником? Об этом рассказывает сам Юрий Барабаш.

«А есть что будешь?»

– Лет пятнадцать назад на этом месте степь была. Местные скот пасли. Земли хоть и считались «сельхоз», но на деле здешняя земля – самой последней категории. Даже в советские годы ничего тут не сажали. Пытались, конечно, но не росло. Потому что песок один. Дикополье. Нам, прежде чем что-то сажать, пришлось налысо всё сбривать, кусты спиливать, пни выкорчёвывать.

Первые три года погода благоприятствовала. Сажали вручную, по-казачьи, с помощью меча Колесова (инструмент в виде узкой лопаты. – Прим. авт.). Первая посадка в 2004 г. прошла. Так начинали. А потом – жара. Земля – плохая. Сохло много. О доходе тогда вообще не думали. Только мечтали, как оно лет через десять здесь будет. Я многим сотрудничество предлагал – вместе лес сажать. Но все в основном только пальцем у виска крутили. Говорили: «Пока здесь первые деревья вырастут, у тебя самого дети взрослыми станут. А сейчас на что жить будешь? Да и бизнес в чём? Древесину продавать?» Приходилось отвечать, что сейчас голодным не останусь, а хозяйство как раз взрослым детям и достанется.

Лес – он действительно долговременный. Чтобы одна сосенка выросла, столько ей всего нужно преодолеть! Сначала саженец у меня дома в земле сидит – два-три года пройдёт. Прежде чем в поле высадить, надо, чтобы он сантиметров 20 в высоту был. А чтобы сносное дерево выросло, ещё лет 8-10 нужно. Это если неприятности переживёт и со всеми врагами справится.

Как воробьи в лесной столовой обедали

Неприятностей и врагов, о которых говорит Юрий, у молодого леса хватает. Первый фактор – это, конечно, погодные условия. Иногда такая жара зарядит, что земля, как кружевное покрывало, целый год на трещинах стоит. Тут только и надежды, что на собственную жизненную силу сосен. Авось выстоит.

Ещё из глобальных проблем – пожары. Людей разных в лесу много, кто-то из них костёр может оставить, кто-то – окурок выбросить. Однажды одно поле у Юрия уже полностью выгорало. Уходил вместе с дымом в небо многолетний труд. Теперь во избежание больших пожаров все участки отделены друг от друга широкими дорогами, а опушки перекопаны.

От зверья много неурядиц случается. То орёл на макушку молодой сосны сядет да обломает её – пойдёт деревце вкривь расти. То жук нападёт. То птицы все семена выклюют.

Особенно, бывает, воробьи лютуют. Когда семечка из-под земли выходит, она, как бусинка, на ножке стоит. И стоят такие бусинки рядочками. Вот воробьи на лёгкую добычу и слетаются. Рассядутся, как в столовой, и семечки щипают. Помогает только сетка, если над ростками натянуть. 

Но главная проблема в лесу – от людей. Как и в любом лесу, заводятся в нём помимо живности браконьеры. И ладно бы обломали лапу сосне – это десятая часть беды.

Срубают целое дерево! Бывает, что и несколько сразу. Красивая сосна к Новому году – объект вожделения многих. Приходится хозяину леса своё хозяйство защищать: территорию огораживать, камеры видеонаблюдения ставить, охрану заводить. Как подстраховался – воровства сразу меньше стало.

– С некоторыми злоумышленниками даже подружиться удалось: кто раньше сосны у нас воровал, теперь нашим клиентом стал. Даже бизнес на этом сделал. Поняли, что лучше пятьсот штук честно купить, чем пять штук своровать. А ведь приходилось даже погони за ними устраивать, как в кино, – рассказывает Юрий.

Сруби себе ёлку

Как лес лесника и его семью кормит? Основа дела – это новогодние ёлочки. Без красиво наряженной настоя­щей ёлки что за Новый год? Едут в лес, который, кстати, уже приобретает популярность в Ростовской области, покупатели за новогодними деревцами. Цена – чуть выше привычной розничной. Но зато без разницы – большое дерево или маленькое. И входит в неё целый пакет услуг, за которым некоторые, собственно, и приезжают.

– Наш конёк – чтобы люди сами себе понравившуюся ёлочку срубили. Мы заранее предупреждаем: возьмите, мол, пилы, оцените возможности машины. Кто забыл пилу, свою выдаём. Здесь человек не покупает ёлку, а добывает её: сам выбирает, спиливает, грузит. Бывают случаи, что у клиентов глаза разбегаются и им выбрать дерево трудно. Один так без ёлки и уехал. Иногда выберут деревце, запомнят, а когда возвращаются, чтобы срубить, нет её, потеряли ёлочку. Приходится снова ходить, снова выбирать.

Одним словом, устроено дело так, как в иных ресторанах: пришёл посетитель пообедать, поймал в ресторанном бассейне себе форель да тут же свежеприготовленную и съел. 

Юрий рассказывает, что новогодние экскурсы с топором и пилой в лес даже полезны для последнего – густой лес медленнее растёт. И что новогодняя ёлка – очень деликатное понятие.

– Как таковые, новогодние ёлки под сруб – в лесхозах очень редкое явление. Раньше действительно были делянки, на них вели заготовку новогодних сосен. Сейчас порядок изменился, всё – лесфонд, просто так взять и спилить дерево нельзя. Откуда берутся ёлки к Новому году? Всё очень просто. Лес растёт. Когда кроны смыкаются, их прореживают. Эта «выбраковка» и есть новогодние ёлки, которые продаются в торговых точках. Если процесс происходит летом, обрезки сжигают, зимой – продают. 

Совсем уж нырок в глубину познаний – информация для тех, кто хочет знать о новогодней ёлке всё. Типичное новогоднее деревце – это крымская сосна, так называе­мая крымка. Вместе с европейской сосной (европейкой) правит бал на рынках новогодней торговли, но потихоньку смещается выбор торговцев в пользу первой. Дело в том, что крымка на вид пушистее, мощнее, болеет меньше, иголки у неё длинные и крупные. В доме срубленное дерево практически не сохнет, просто так ветку не сломаешь. С европейкой всё наоборот. Сохнет сама по себе быстро. Рубят её раньше (поскольку там, где она растёт, зима раньше наступает), пока до Нового года доживёт, часть хвои у неё уже осыпаться может. Да и выглядит она, как уже было сказано, не так благообразно, как крымка.

Что касается деревца, давшего название всему классу новогодних ёлок, собственно ели, то её новогодние промышленники, в том числе и семья Барабаш, вообще не выращивают. Ель – растение капризное, ей нужна плодородная земля и много воды. В отличие от сосны корень у неё не глубокий, не стержневой, поэтому влагу добывает себе с трудом. А в сухой степи это первая необходимость растения. Потому и редкость ель в наших краях, хотя и красивая.

Фабрика хорошего настроения

Не только новогодней ёлкой единой жив лес семьи Барабаш. Едут сюда разные гости. Едут за тем, чтобы деревце вместе с корнем выкопать и у себя дома посадить. Едут за сосновыми лапами: они используются в икебанах – новогодних композициях. Сосновые ветки – лакомство для кроликов, так что заводчики ушастых также частые гости в сосновом лесу. Ну и как не сказать о любителях здорового образа жизни – этот контингент горожан приезжает в сосновый лес просто подышать и побродить по хвойным аллеям. Что сам хозяин леса только всячески приветствует.

– Мы им говорим: «Пожалуйста, гуляйте на здоровье, собирайте грибы, ягоды, здесь ничего не запрещено. Единственное, что нельзя делать, – сорить и бросать окурки». И пока в большинстве случаев люди отвечают нам пониманием.

Подспорье в лесном хозяйстве – вся семья Юрия, она помогает леснику с того самого дня, когда была посажена первая сосна. С помощью детей – да-да, тех самых, которые успели вырасти, пока росли деревья, – репертуар лесных занятий постоянно обновляется. Например, в новогодние праздники здесь открывается волшебный лес, в котором главное действующее лицо уже не лесник Барабаш, а Дед Мороз со Снегурочкой и живая новогодняя ёлка. У тех, кто впервые попал на праздник под открытым небом, остаются неизгладимые впечатления. И у них, между прочим, могут исполниться даже невероятные желания. В прошлом году был случай, когда девочка пожелала сестрёнку, а в этом – её желание было исполнено.

В планах семьи Барабаш построить в сказочном лесу дом Деда Мороза и приобщить к новогодним праздникам как можно больше детей. 

Претворение этого плана в жизнь для семьи Барабаш – занятие не труднее, чем вырастить лес, в который когда-то мало кто верил.

Алексей НАЙДЕНОВ
Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин