Чинить помеху ветеринарному делу – себе дороже

Большинство заразных болезней общие у животных и человека

Мы одной крови с братьями нашими меньшими. И потому не только в ответе за четвероногих друзей, которых приручили, но и за физическое благополучие тех, кого назначили себе в пищу, чтобы не понести расплату собственным здоровьем. Испокон веков этим занимается ветеринарная служба. О её задачах и полномочиях мы поговорили с и. о. начальника управления ветеринарии Ростовской области А.П. Овчаровым.

– Александр Петрович, какие особо опасные болезни животных регистрируются на Дону, какие, быть может, стоят на пороге?

– Если говорить о Ростовской области, Краснодарском крае – одним словом, о юге, то сюда вмещается почти вся эпизоотология. Учебник, так сказать, для студентов ветеринарного факультета. Самые опасные на сегодняшний день, в основном в экономическом плане, безусловно, АЧС, грипп птиц, нодулярный дерматит, бруцеллёз, лейкоз, ящур, бешенство и ряд других. В настоящий момент ситуация, в основном, стабилизирована. Как вы знаете, был зарегистрирован грипп птиц на таких серьёзных предприятиях, как «Евродон» и «Евродон Юг» на птицефабрике «Маркинская». Там были проведены все необходимые мероприятия, по большому счёту, предприятия подверг­лись массированному мониторингу в части исследования продукции, помещений и т. д., и т. д. Сейчас ограничения сняты. Но это нас не успокаивает, потому что мы знаем, откуда грипп пришёл. Причиной стали синантропные птицы, и есть основания судить, что заболевание циркулирует на воробьях, сойках и других пернатых, постоянно обитающих в нашем регионе. Также область неблагополучна по бруцеллёзу. Он был выявлен в трёх районах: Сальском, Семикаракорском и Цимлянском. В Семи-каракорском карантин снят совсем недавно. В начале августа, к сожалению, в области вновь был зарегистрирован очаг АЧС. Заболевание диагностировали у павшей свиньи в одном из личных подсобных хозяйств в х. Ленинский Весёловского района. В очаге изъято 185 животных. Объявлен карантин. По бешенству у нас зарегистрировано в первом полугодии 10 случаев. В основном это бродячие собаки, кошки, а самым главным резервуаром вируса остаются дикие плотоядные: лисы, волки, шакалы, енотовидные собаки. Надо сказать, в последнее время проведена серьёзная профилактическая работа. Мы получаем за счёт средств федерального бюджета вакцины-приманки для плотоядных и вместе с охотпользователями проводим сезонные раскладки. Результат наглядный: если в 2014-2016 годах регистрировалось за полугодие порядка 20 случаев, то в этом году порог заболеваемости, по сути, в два раза ниже.

– Владельцы домашних животных, скота зачастую считают, что их животным бешенство не грозит. Все ли должны прививать своих питомцев?

– Безусловно, все, потому что это биологические объекты. Они могут иметь контакт с теми же бродячими собаками и кошками и, соответственно, заражаться вирусом бешенства. Это особо опасное заболевание, и хуже всего, что им болеет человек. Поэтому владелец животного, будь то частное лицо или серьёзный холдинг, как «Евродон», несёт ответственность за предоставление животных для ветеринарных профилактических обработок. Иммунитет вырабатывается на шесть месяцев, и, соответственно, через этот период нужна ревакцинация.

Мы проводим профилактические мероприятия весной и осенью, но можно это делать в любое время года.

– Прививка делается бесплатно?

– Не совсем, бесплатно поступают только вакцины, и за них никто денег не взимает, но нужны ещё и расходные материалы: шприцы, вата, нужно доехать до заказчика. Здесь, конечно, существует утверждённый прейскурант.

– Перейдём к нодулярному дерматиту: он для человека не опасен. Но, наверное, нельзя употреблять в пищу продукты, полученные от больного животного?

– Молоко нельзя употреб­лять однозначно. Что касается мяса, то тут есть зависимость от степени, самого процесса поражения тканей, потому что бывают очень серьёзные изменения. А в общем-то мясо в промышленную переработку можно выпускать, если мышечная ткань не поражена. Гибель животных наступает в 90% случаев, поэтому экономический ущерб от узелкового дерматита колоссальный. Для России, и в частности Ростовской области, это заболевание новое. В прошлом году мы столкнулись с ним впервые. Пришлось убеждать собственников приобретать рекомендованную департаментом ветеринарии РФ вакцину от оспы овец и коз за собственные средства. Все, кто хотел избежать неприятностей, прислушались. Благодаря этому удалось остановить распространение. К тому же в этом году мы получили препараты в полном объёме из федерального бюджета.

– В ветеринарии, как и в медицине, легче и дешевле предупредить, чем потом лечить. Разработан ли какой-то календарь прививок?

– Безусловно, основой благополучия является вакцинация. Главное – не допускать. Существует определённый перечень заболеваний, куда входят сибирская язва, бруцеллёз, классическая чума свиней и т. д., и дважды в год мы проводим профилактические мероприятия. Разрабатываем схемы вакцинации индивидуально для каждого муниципального образования в зависимости от наличия видов животных. Планы согласовываются с департаментом ветеринарии РФ, и, соответственно, отсюда составляются и заявки на вакцины из федерального бюджета. Поэтому и существует задание, которое нужно выполнять. Я не зря сказал изначально, что ответственность за животных, за вырабатываемую продукцию несёт собственник. Непредоставление животных на ветеринарно-профилакти-ческие мероприя­тия карается. Но, к сожалению, для ЛПХ штрафные суммы очень незначительные – до тысячи рублей. Считай, ничего, если учесть, что в личных подсобных хозяйствах содержат иногда по несколько сотен голов КРС, свиней. А за обработку надо платить за каждую голову. Поэтому собственник ухитряется – легче же тысячу заплатить. Но вместе с тем надо сознавать, какую угрозу они будут нести животноводству вокруг. И должны понимать, что они и сами могут стать жертвами данной ситуации, употребляя, например, молоко от бруцеллёзных коров.

– Раз уж речь зашла, как протекает заболевание у животных и людей? Чем чреват бруцеллёз?

– Это поражение в основном конечностей, суставов. Но говорить, чем опасно заболевание… Опасно всегда всем, потому что поражаются и кроветворные органы, и все внутренние органы. То есть внутри живёт другой микроорганизм, который питается за счёт организма человека. Ну а молоко от больных животных в принципе использовать можно, но соблюдая определённые условия. Требуется пастеризация, а это уже соответствующие затраты, и значит, экономический урон. Но самое страшное и опасное, что наносится ущерб здоровью людей. Появляется заболевание понятно каким образом – везут скот без ветеринарно-сопроводительных документов из республик Северного Кавказа, из Калмыкии. А там неблагополучие серьёзное по бруцеллёзу. Ещё у граждан сознание не настолько высоко, чтобы отказаться от сиюминутной выгоды. Они понимают, что, поставив на учёт животное, надо будет предоставлять его на ветеринарно-профилактические обработки, платить деньги. Отсюда укрывательство, ну и, соответственно, выявление заболевания на территории Ростовской области. Потом, как ни говорите, существуют природно-очаговые заболевания. Они были, есть и будут, поэтому вероятность возникновения остаётся всегда.

– А кто: ЛПХ, КФХ, холдинги – кто доставляет ветеринарным врачам больше беспокойства?

– По большому счёту, все. Да, несколько, может быть, проще работать с серьёзными юридическими лицами, нежели с личными подсобными хозяйствами. Но если возникает заболевание, хлопот со всеми хватает. Дело в том, что сейчас у нас хотя бы есть правила, утверждённые приказом министра РФ по содержанию свиней, КРС, птицы. Раньше этого вообще не было, мы ж не могли зайти на личное подворье с какой-то определённой проверкой или обследованием. Сейчас есть основания. Хотя штрафы мизерные. Значит, надо нам поднимать административную ответственность на более высокий уровень.

– Как при Петре I? «Ежели кто впредь будет чинить помеху ветеринарному делу…

– ...вешать того без рассмотрения персоны». Примерно так. Ну а если серьёзно, проблемы возникают там, где пренебрегают ветеринарными правилами, санитарией, где не выполняют биологическую защиту. Казалось бы, тот же «Евродон» – ну куда выше степень биологической защиты? На каждой площадке санпропускник, душевые, внешняя одежда, внутренняя, переодевание, купание – всё как бы хорошо, все условия соблюдены. А человеческий фактор – он всегда присутствует. Подъезжаем к площадке – клапан бункера-накопителя корма открыт. А корма-то на территорию не завозят, подают в бункер пневматически – идеально задумано. Но человеческий фактор всё спутал. Подавая в бункер корма, выдавили клапан.

Работник не отследил, что датчик закрытия клапана поломался. Соответственно, корма вылетели и тут же на площадке осели. Синантропные птицы сразу и прилетели на эти россыпи.

Но, конечно, самые высокие риски заноса заболевания именно в личных подсобных хозяйствах, так как там и перекупщики, и более-менее бесконтрольно. Поэтому инспекторы и обследуют такие хозяйства. В этом году на предмет содержания свиней, птицы было организовано порядка двух тысяч проверок, соответственно, есть и административные дела, и наказания.

– «За морем телушка полушка»: есть ли риски при импорте скота. Какие? Возможно ли избежать завоза «экзотических» заболеваний? Реализуемые сейчас в области программы «Начинающий фермер», «Семейная животноводческая ферма» – большая головная боль для ветслужбы?

– Проблем хватает. И самое страшное, когда пренебрегают ветеринарной службой. Приведу пример по Багаевскому району. Получил фермер грант от минсельхоза, поехал в Калмыкию, привёз оттуда бруцеллёз – ни карантина никакого ни там, ни тут.

– А как же его на дорогах пропустили, ведь корову в багажнике не спрячешь?

– Ну как у нас в основном проходят грузы? Даже если остановили, за определённую мзду отпустили – ну, ни для кого ж не секрет. Поэтому несканкционированная перевозка без документов – самая большая боль ветеринарной службы. Не хотят платить лишний раз за документы. Но не в этом вопрос – дело в том, что никто не выдаст такие документы, если животное не стояло на учёте, не подвергалось профилактическим вакцинациям, диагностическим исследованиям. Сегодня надо на уровне государства принимать закон об идентификации животных, чтобы все были под номерами, чтобы все были с паспортами. Это такой же биологический объект в части опасности переноса заболевания как и человек. Здесь должно быть всё чётко проконтролировано.

– Только при перевозке могут заплатить? В ваших рядах не ловились нарушители, торгую­щие справками?

– Что греха таить, случаи-то были, когда выписывали документы не глядя. Ну, последний такой был, наверное, лет пять назад. Они лишились работы, были возбуждены уголовные дела соответствующие. Сейчас боятся рисковать. Давайте представим: выдал человек документ, не проверив продукцию, а она, положим свинина, оказалась трихинеллёзная. И что? Повезли на рынок, продали, заразили десятки людей. А это уже уголовно наказуемое преступление.

– Пошло ли в области альтернативное животноводство, инициированное возникновением АЧС? Какие проблемы оно добавило, какие нестыковки в традиционном укладе отрасли в регионе выявило? Или люди рискуют, но снова заводят свиней?

– Как вы сказали, так и есть. Хорошее, благое дело задумали. Я считаю, кто не способен обеспечить необходимый уровень защиты на своих фермах – преходи на другой вид животноводства. И работа проделана колоссальная в предыдущие годы. Но у нас же народ как: завёл за государственный счёт что-то иное, а через полгода свернулся и принялся за старое. И чего мы добились: только что дали ему деньги бюджетные, чтобы он завёл себе ещё какую-то отрасль? Хотя определённые плоды эта программа принесла, и, наверное, риск распространения АЧС всё-таки снизился. Так, в 2007 году у нас в регионе был 1 млн 200 тыс. свиней, сейчас – 350-390 тысяч. Результат есть, но стопроцентного эффекта не получилось.

– Возможно ли и каким путём повысить культуру животноводства и ответственность животноводов?

– Культуру животноводства формирует ответственный подход владельцев животных к их содержанию и неукоснительное соблюдение действую­щих ветеринарных планов и ветеринарного законодательства России в целом. Можно, конечно же, повышать ответственность граждан, ужесточая законодательство, но одновременно у владельцев животных должна быть материальная заинтересованность – стимул соблюдать ветеринарные правила.

Людмила ВОРОБЬЁВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин