«Светлое настоящее» откладывается на потом

Бюджет-2018: Госдума готовится к мозговому штурму

Перед отъездом в свои округа депутаты утвердили план работы на октябрь. Как всегда, напряжённый: 183 законопроекта. А самое ожидаемое событие – «правительственный час», на котором вице-премьер Дмитрий Козак и министр финансов Антон Силуанов доложат о состоянии и перспективах межбюджетных отношений центра и регионов.

Тема судьбоносная. Стартовал бюджетный процесс. Проект главного финансового документа страны на 2018 год и трёхлетку объёмом 10 500 страниц уже внесён в Госдуму.

Перспективы, в нём обозначенные, не вдохновляют. Обещанное властями «светлое настоящее», похоже, откладывается на неопределённый срок.

Доходы подрастут, но дыры в казне всё же останутся. В будущем году ожидаемая цена нефти – 43,8 доллара за баррель, курс доллара – 64,7 рубля, инфляция – 4 процента. ВВП увеличится на 2,1 процента, что не дотягивает до средних мировых показателей. Доходы – 15,18 триллиона рублей, почти на 4 процента больше, чем в текущем году. Однако дефицит составит 2,2 процента ВВП и сохранится до 2020 года, что не позволит государству много тратить. Индексация выплат работающим пенсионерам в 2018 году не предусматривается, для неработающих – на уровне года текущего.

Народным избранникам положено болеть прежде всего за народ. Значит, за регионы, их бюджет. Соотношение 66 на 34 процента в пользу центра считают несправедливым. Согласно Бюджетному кодексу, оно должно быть 50 : 50. Так что декларируемая самостоятельность субъектов Федерации ограничивается их финансовой, экономической зависимостью от Москвы. Нет самостоятельности – нет и нужного результата.

Вот почему у нас, резюмируют законодатели, всего шесть регионов-доноров, шестнадцать – «полные дефолтники». Остальные залезли в долги, общая сумма которых составляет больше трёх триллионов рублей.

Между тем, от финансового, экономического состояния регио­нов прежде всего зависит благополучие населения: рабочие места, инфраструктура, социальные выплаты, льготы. Словом, то, что определяет настрое­ние, самочувствие. По данным Левада-центра, санкции Запада волнуют 11 процентов опрошенных, угроза терактов – 12, война на востоке Украины – 14, рост цен – 61 процент. Основная категория граждан, которым «на Руси жить хорошо», – чиновники. Их численность зашкаливает, а зарплаты продолжают расти. Они-то, согласно выводам экспертов, основные оптимисты. Пессимистов, как видим, больше.

Выпадающие из-за подешевевшей нефти доходы казны власти компенсируют, увеличивая налоги, сборы, пошлины, оплату ЖКХ, кадастровых услуг. Во времена татаро-монгольского ига, напоминают депутаты, брали десятину со двора, сейчас – намного больше. Но без этого, оправдывается министр финансов Антон Силуанов, не могут расти бюджетные расходы.

Солидарны с ним и коллеги по кабинету.

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин, призванный социально защищать россиян, инициировал законопроект о тунеядцах. Их якобы не менее 15 миллионов. Это няни, домработницы, репетиторы, владельцы подсобных хозяйств. Те, кто кое-как сводит концы с концами, но не платит подоходный налог, страховые взносы. Их наравне со всеми хотят заставить пополнять бюджет. Ссылаются на опыт Белоруссии, где такие сборы ввели два года назад. Правда, вынуждены отменить из-за протеста «социальных иждивенцев», вышедших от безысходности на митинги.

Тем не менее проект бюджета с замахом аж на три года – как бы свидетельство того, что кризис миновал и страна вернулась к долгосрочному планированию. «Российская экономика пошла на подъём, – подтвердил эту мысль премьер Дмитрий Медведев, выступая на Московском финансовом форуме. – Рост ВВП во втором квартале составил 2,5 процента, инвестиций – 6,5, инфляция снизилась до 3,3 процента. Сейчас наша задача – выйти на темпы, превышаю­щие среднемировые. То есть ВВП должен быть не менее 3,5 процента».

– До этого ещё далеко,– охладили депутаты пыл главы правительства. – В первом полугодии 77 процентов средств в бюджет поступило за счёт продажи сырья. Причём зависимость эта усиливается. А рост ВВП в среднем составляет полтора процента. Нецелевые расходы, согласно докладу Счётной палаты, выросли до триллиона рублей. Вернули в казну лишь один процент этой суммы. Сводить «дебет с кредитом» в таких условиях непросто.

Составление бюджета, по Антону Силуанову, «искусство, где требуется отсекать всё лишнее». И в этом искусстве он весьма преуспел. Из каждых ста рублей расходной части нынешнего бюджета, подсчитали думские аналитики, на здравоохранение – 3 рубля, науку – 3 рубля 20 копеек, образование – 3 рубля 60 копеек. 

Бюджет-2018 предполагает освоение перспективных методов хозяйствования. Хотя и без того несть числа «стратегиям», «дорожным картам». Новые объявляются за год-полтора до срока завершения уже принятой. Она, таким образом, благополучно забывается, избавляя от необходимости отчёта об исполнении. Так, ставилась задача к 2020 году создать 25 миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест. Затем её подкорректировали: создать или модернизировать. Перенесли и дату: к 2025 году.

Модой, «трендом», как теперь говорят, становится цифровая экономика. Правительство утвердило соответствую­щую программу. В документе, озаглавленном «Цифровая экономика Российской Федерации», говорится, что это – ключевой фактор производства во всех сферах. Обеспечит его рост, а также качество жизни населения, повышение конкурентоспособности на мировом рынке.

Но и цифровая экономика предполагает ясность целей, чёткую стратегию и тактику, высокую организацию труда и дисциплину исполнения. Простой пример. Санкции, антисанкции вынудили власти обратить серьёзное внимание на свой агропромышленный комплекс. Сосредоточились, рассчитали финансовые возможности, помогли ресурсами, со сбытом выращенного. Сегодня АПК встаёт на ноги. По экспорту продукции опередил военно-промышленный комплекс. Увеличили льготное кредитование малого, среднего бизнеса – и на восемь с лишним процентов стало больше таких предприятий.

В ходе бюджетных дискуссий депутаты намерены разобраться, как исполнительная власть намерена совершенствовать управление экономикой, финансами. В частности, о чём уже сказано, налаживать межбюджетные отношения с регионами. Сегодня центр контролирует практически все налоговые поступления. В то же время задерживает выдачу субсидий.

Отсюда и не введённые школы, больницы, непостроенные дороги, котельные, особенно в малых городах и сёлах, не выплаченные компенсации, льготы. Значит, в ответе за это не только губернаторы.

«Президенту надо завести ещё одну зелёную папку. И не тянуть с проверкой исполнения того, что в ней записано, а открутить головы тем, кто не работает толком, особенно с бюджетом», – заявил на одном из пленарных заседаний Госдумы категоричный Геннадий Зюганов. «Главная проблема власти – отсутствие системы проверки работы чиновников», – высказал своё авторитетное мнение Алексей Кудрин, в прошлом опытный аппаратчик.

Что система эта не срабатывает, подтверждает повседневная жизнь. Свежий пример: десятки тысяч пассажиров компании «ВИМ-Авиа» – россиян, иностранцев – застряли в ожидании вылета в наших, зарубежных аэропортах. Власти, в том числе и Госдума, не услышали жалоб, стенаний попавших в эту западню. До тех пор, пока в дело не вмешался президент.

Объявил взыскание министру транспорта Максиму Соколову, потребовал незамедлительно разрешить ситуацию.

А ведь не так давно депутаты заслушали отчёт о работе этого министерства. Ограничились частными пожеланиями, замечаниями. Хотя сами же получают сигналы о разбитых дорогах, о плохой работе перевозчиков. Подошли к отчёту формально, положились на мнения кураторов этого министерства в Белом доме.

«Нам надо плотно контролировать исполнение принятых законов, – напутствовал коллег спикер Госдумы Вячеслав Володин. – Избиратели заинтересованы в прямом общении, а депутаты должны быть готовы к диалогу. Если бы на местах они чаще обсуждали острые вопросы, лучше бы строилось жильё, работали коммунальные службы».

Золотые слова. Но контроль – ахиллесова пята нашего парламента. Что же касается диалога, то не сами ли единороссы, по рекомендации сверху, провели через палату закон, регламентирующий эти встречи: только в закрытых помещениях, во дворах, на отведённых площадках, по согласованию с местными властями?

Ожидаемый отчёт вице-пре-мьера и министра финансов о межбюджетных отношениях должен, по замыслу, стать «мозговым штурмом», который поможет скорректировать экономическую стратегию России на ближайшие три года. И помочь регионам встать на ноги, избавиться от нелестной приставки «дотационный». Оправдает ли надежды предстоящая дискуссия? Возможно, если парламентское большинство будет полагаться на мнения депутатов, независимых экспертов, а не только на «указания оттуда, где решается всё».

Александр ДЕМИДОВ
г. Москва

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Экономика
Газета: Газета Крестьянин