Очнулся – кредит

Пострадавших от махинаций с «бесплатными обследованиями по квоте» всё больше. Не пора ли ловить обманщиков?

Мы уже писали о том, как ростовчанку Наталью Кисель пригласили в оздоровительный центр «Афина» – якобы пройти бесплатное медицинское обследование по специально выделенной квоте (см. материал «Никогда не разговаривайте с незнакомцами», № 44). За четыре часа, которые длилось «обследование», сотрудники «Афины» совершенно задурили женщине голову. Лишь придя домой и внимательно прочитав договор, Наталья Алексеевна поняла, что должна три года выплачивать кредит за ненужную косметику. Всего она оказалась должна индивидуальному предпринимателю П.С. Усванову почти сто тысяч рублей. Плюс 27% годовых по кредитному договору с ПАО «Восточный экспресс Банк».

Расторгнуть кабальный договор в «Афине» отказались наотрез – они нагрубили клиентке, которую совсем недавно вовсю обхаживали, а её адвоката просто вытолкали за дверь. 

На прошедшей неделе в Ленинском районном суде г. Росто-ва-на-Дону состоялись первые два заседания по иску Натальи Кисель к ИП Усванову П.С., который по странному совпадению является также совладельцем ООО «Афина», а заодно и представителем ПАО «Восточный экспресс Банк».

Без свидетелей

– В картотеке судебных дел по Ростовской области мы нашли пятнадцать исков к Усванову, – сообщила суду Ирина Антюфеева, адвокат Натальи Кисель. По её словам, только в Ленинском суде сейчас находится четыре таких иска от шести пострадавших. Поскольку схемы «оздоровления» во всех делах идентичны, адвокат попросила судью объединить эти дела в одно:

– Мы убеждены, что сотрудники «Афины» используют продуманную маркетинговую схему: они звонят в основном женщинам старше пятидесяти лет и вводят их в заблуждение, приглашая на бесплатное обследование. А затем создают обстановку, в которой клиентки теряются и не имеют возможности внимательно прочитать договор.

– Я чувствовала себя как в ловушке, – подтвердила Наталья Алексеевна. – Со мной непрерывно говорили, не давая возможности что-то спросить. И подсовывали на подпись бумаги – одну за другой. 

Судья Анна Лепетюх объединить дела отказалась. Отклонила и ходатайство допросить в качестве свидетелей двух пострадавших от «Афины», которые специально пришли к началу заседания. Так что их рассказы я слушала вне зала суда.

Депиляция мозга

Виктория Жолох уже проиг­рала дело в Ленинском суде – сейчас она готовит апелляцию. Обращалась и в полицию, и в прокуратуру – безрезультатно: «нет состава преступления». Как она позволила сделать себе эту, по её выражению, «депиляцию мозга» – сама пытается понять: у 52-летней Виктории юридическое образование, а в последние годы она работала в торговле и закон о правах потребителей знает от и до. 

– Меня по телефону пригласили пройти диспансеризацию. А я же продавец, я регулярно прохожу медосмотр. Поэтому когда мне позвонили и сказали, что я должна пройти обследование в рамках 323-го федерального закона (об охране здоровья. – А.К.), у меня никаких сомнений не возникло.

Дальше всё развивалось по той же схеме, что и у Натальи Кисель, только сумма ущерба чуть скромней: около 70 тысяч. 

– Я в шоке: получается, что расторгнуть простой договор с косметическим кабинетом невозможно, – говорит Виктория. – А ещё больше беспокоит то, что у этих людей оказались мои персональные данные: как они их могут использовать, я не знаю. 

70-летняя Н. свою фамилию назвать не захотела:

– Не дай бог родные узнают – они меня убьют. И так копейки считаем. А мне недавно сделали операцию, и ещё одна предстоит. 

В объятия «Афины» Н. попала случайно: туда пригласили её родственницу, а Н. пошла её провожать, поскольку у той ещё бОльшие проблемы со здоровьем. Родственнице по телефону выдали легенду о специальной квоте, а когда женщины пришли вдвоём, квоту заодно «выделили» и для Н. Очнулась она, также как и её подруги по несчастью, с набором кремов и стотысячным кредитным договором.

– Это ж какой позор – так попасться… – повторяет Н. И я никак не могу её убедить, что позор не ей, а тем, кто нагло обманывает доверчивых клиентов.

Не ждали подвоха

Мы, конечно, догадывались, что Наталья Кисель не единственная пострадавшая от многогранной деятельности П.С. Ус-
ванова. Но масштаб его предпринимательского таланта до сих пор всё же не представляли. 

Очень хотелось посмотреть на эту выдающуюся личность. Но Павел Сергеевич в суд не пришёл, а прислал своего представителя. Представитель отверг все обвинения и заявил, что Наталье Алексеевне была предоставлена вся информация о товарах и услугах, что она добровольно подписала договор, а если она его невнимательно читала или потом передумала, то это её проблемы. 

Насчёт того, что прежде чем подписывать любую бумагу, нужно её внимательно прочитать, представитель Усванова, безусловно, прав. Но вспомните свой визит в любую платную клинику. Вам дают на подпись несколько простынь, напечатанных мелким шрифтом – если хотя бы половина пациентов начнёт вчитываться в зубодробительные формулировки, работа клиники остановится. И мы проглядываем эти бумаги по диагонали: в конце концов, мы же доверяем медикам свою жизнь и здоровье, а не только кошелёк. 

Кредитные договоры мы обычно читаем намного внимательней. Но никому из пострадавших от «Афины» и в голову не могло прийти, что им такой договор подсунут – они же думали, что идут к врачам.

Пострадавшие, объединяйтесь!

«За 9 месяцев 2017 года в Территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области обратилось более 40 человек, на телефон которых звонили из частного центра и предлагали пройти «уникальную» и «бесплатную» диагностическую процедуру. Звонивший на том конце трубки ссылался на программу диспансеризации или социальную программу для пенсионеров. При этом рекомендовалось при себе иметь паспорт для оформления услуг в рамках ОМС. Результатом «диагностики» становилась покупка медицинских изделий или косметических средств на значительную сумму в кредит».

Такой пресс-релиз распространил ростовский Росздравнадзор в конце октября. Как же отреагировало надзорное ведомство на этот массовый обман? Провело проверки, передало материалы в прокуратуру? Да нет – обратилось к гражданам с призывом быть внимательными, осторожными и не предоставлять паспортные данные посторонним лицам. А то мы не знали.

21 ноября в «Вестях» на канале «Россия» показали сюжет под названием «Клиенты “Глобал Мед”» объединяются», посвящённый сети клиник, где используют уже хорошо знакомую нам схему с кредитными договорами. В Москве сообщество пострадавших насчитывает уже несколько десятков. 

– В ближайшее время люди планируют написать коллективное заявление в полицию по факту мошенничества, – сообщил корреспондент.

В этот же день в редакцию позвонила адвокат из Батайска. Её клиентка попалась на ту же кредитную схему, правда не в «Афине», а в другом медико-косметическом центре. Но, в отличие от жертв «Афины», она не стала подавать гражданский иск, а добилась возбуждения уголовного дела по статье «мошенничество». 

* * *

Очередное заседание по иску Натальи Кисель состоится в начале декабря. Судья приняла лишь одно ходатайство истицы: привлечь к рассмотрению дела специалистов из Роспотребнадзора. На наш взгляд, им и самим давно пора заинтересоваться этой занимательной кредитной историей.

Анна КОЛОБОВА 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЗаконОбщество
Газета: Газета Крестьянин