Богиня под следствием

История с оздоровительным центром «Афина» наконец-то вылилась в уголовное дело

Подробности пока неизвестны, но наши читательницы уже дают показания в качестве потерпевших. 

Впервые мы написали о загадочном оздоровительном центре «Афина» прошлой осенью. Загадочном – потому что вполне разумные немолодые женщины, попав на «бесплатный» приём в этот центр, выходили оттуда с кредитными договорами на совершенно не нужную им косметику и никак не могли понять, как они такое подписали. А ещё – потому что туда невозможно попасть с улицы: «афиняне» сами отбирают себе клиенток, при этом демонстрируя удивительное знание не только их телефонов, но и диагнозов, и жизненных обстоятельств. Писали также и об изобретательном предпринимателе П.С. Усванове, который чрезвычайно остроумно организовал систему «бесплатных» приёмов в ООО «Афина», совладельцем которого он является. Дело в том, что все договоры в «Афине» составлены таким образом, что когда пришедшие в себя клиенты пытаются их расторгнуть, выясняется, что это в принципе невозможно. И остаются бедные женщины с кредитами на 100-200 и более тысяч и с осознанием того факта, что они позволили себя облапошить, как малых детей. 
Об этом мы писали в материа­лах «Никогда не разговаривайте с незнакомцами» (№ 44 за 2017 год), «Очнулся – кредит» (№ 48) и «На чёрта нам эта косметика!» (№ 51). 

«Без наших обследований не прооперируют»

После первой же публикации в редакцию стали звонить и писать всё новые пострадавшие от «Афины». Сегодня в нашем «афинском списке» значится шестнадцать фамилий.

Шестнадцать историй о злоупотреблении доверием в основных чертах совпадают: позвонили на мобильный телефон (откуда взяли его номер – неизвестно), пригласили на бесплатное обследование (диспансеризацию), часа четыре обрабатывали, доводя до состояния «всё подпишу, только отпустите меня»… Но есть и отличия – на наш взгляд, важные. Ниже мы приводим рассказы пострадавших о том, почему они так доверчиво пошли на приём в неизвестный медицинский центр. 

Многие из женщин просят не называть их фамилии – стесняются. Мы и не будем, хотя все они есть в редакции. 

Т. Б. пострадала сильнее всех: за свою коробочку с чудо-снадобьем она подписала кредит на 240 тысяч. Почему так? Скорее всего, потому, что эта женщина – инвалид по зрению. 

– Я вашего лица не вижу, только общий силуэт, – объяснила мне Т. Б. Разумеется, все бумаги в «Афине» она подписывала не читая: не могла она их прочитать физически. 

Ну как не воспользоваться такой возможностью? Вот и поставили почти слепой женщине в кредитный договор цифру вдвое больше, чем у других. Впрочем, суммы договоров у тех, кто пришёл в последние месяцы, в среднем больше, чем были осенью: видимо, выигранные суды разожгли аппетит. И ещё: если летом и осенью клиентам выдавали в среднем по три коробочки кремов и прочих снадобий, то в последнее время обычно ограничивались одной. Зачем раздавать лишнее, если и так прокатывает? Но это так, мелочи. 

По словам В. П., она получила в областном минздраве квоту на операцию по замене сустава. Поэтому когда милая девушка по телефону заговорила о предстоя­щей операции, женщина была уверена, что ей звонят из поликлиники. Удивилась, лишь когда ей стали объяснять, что нужны дополнительные обследования в каком-то медцентре:

– Я ведь уже сдала все анализы, прошла всех врачей, – пыталась возразить В. П.

– Без наших обследований вас не возьмут на операцию, – ответила девушка. И ничего не подозревающая семидесятилетняя женщина отправилась в «Афину». Финал известен.

Откуда сотрудники «Афины» узнали о том, чего никто, кроме родственников, врачей и сотрудников минздрава, знать не должен? Загадка…

С 74-летней Г. Ч. ситуация ещё более удивительная: по её словам, звонившая знала не только о том, что женщине предстоит такая же операция по квоте, но и где именно её будут оперировать. И даже то, что в её документы вкралась ошибка: неправильно написан номер телефона. Девушка поспешила заверить Г. Ч., что теперь всё в порядке, ошибку исправили, а саму Г. Ч. приглашают на «оздоровительное мероприятие» по ещё одной квоте. Ну как тут можно было заподозрить обман? А между тем «оздоровление по квоте» вылилось в кредит на 108 тысяч. 

Пострадавшие и адвокаты в редакции «Крестьянина»: составляем коллективное письмо

Как специально подбирали

Если в трёх описанных случаях ущерб был нанесён кошелькам клиенток (плюс, разумеется, моральный вред), то для Н. Ч., страдающей онкологическим заболеванием, последствия визита в «Афину» могут быть ещё более серьёзными.

– Мне противопоказан массаж, но мне его делали, – рассказывает женщина. А Е. М., также онкобольной, делали не только массаж, но и парафиновую маску и обёртывание, убеждая, что «эти процедуры вам не повредят».

Практически все женщины говорят, что ближе к концу приёма они «ничего не соображали», в «голове был туман» и т. д. Нескольким, по их словам, давали какие-то таблетки.

– Мне померяли давление, сказали, что высокое. Я удивилась: вообще-то, у меня обычно нормальное давление. Но выпила таблетку, которую мне дали, – рассказывает В. П.
Когда она пришла домой и её близкие поняли, что их вполне вменяемая родственница вдруг подписала неведомо как кредитный договор на покупку косметики, они заподозрили неладное. И уговорили женщину сдать анализы. Копия результатов есть в редакции: в моче обнаружен фенобарбитал. В. П. уверяет, что ни корвалола, ни валокордина, ни других аналогичных лекарств накануне не принимала. Откуда же взялся наркотик? 

Вообще, список женщин, якобы настолько возжелавших дорогой израильской косметики, что они готовы были по два-три года выплачивать солидные кредиты, поражает: 70 лет, 74 года, 83, инвалид по зрению, малолетняя узница концлагеря… Как специально подбирали – или и правда специально?

Усванов несёт убытки

А тем временем в редакцию неожиданно пришла весточка от Павла Усванова. Увы, Павлу Сергеевичу совсем не понравились мои материалы о его плодо­творной деятельности. Он счёл их порочащими его честь и достоинство, наносящими ущерб его деловой репутации и требовал опровержения. «В результате опубликованной статьи клиенты ИП Усванова стали обращаться с заявлениями о расторжении договоров, ввиду чего ИП Усванов П. С. несёт убытки», – жаловался ИП Усванов. 

Положим, за свои договоры Павел Сергеевич и его юристы стоят насмерть – ни одного случая успешного расторжения нам не известно. Но вот если хоть кто-то из потенциальных клиентов прочитал материалы в «Крестьянине» и передумал идти в «Афину», значит, мы работаем не зря. И опровергать, естественно, ничего не собираемся – о чём мы и сообщили П.С. Усванову.

Были в письме и жалобы на то, что перед публикацией «не был опрошен Усванов Павел Сергеевич, который не уклонялся от дачи объяснений». Что изрядно насмешило и меня, и моих коллег, наблюдавших за моими безуспешными попытками связаться с Усвановым. К слову, свой телефон Павел Сергеевич не сообщил и на этот раз. (Он вообще не спешит его давать ни клиентам, ни их адвокатам.) А жаль – мог получиться интересный разговор. 

Трудные будни Росздравнадзора

А что же Росздравнадзор и Роспотребнадзор? Ведь именно эти структуры обязаны защищать граждан от недобросовестных «оздоровительных» фирм. В последние же месяцы жалобы на Усванова и «Афину» туда шли валом. Мы тоже послали в оба адреса запрос от редакции, приложив к нему коллективное письмо читателей.

Как сообщили нам в территориальном управлении Росздравнадзора, лицензии на медицинскую деятельность предпринимателям Усванову П.С. 
и Косовому Л.С. не выдавались. Здесь стоит пояснить, что «предприниматель Косовой Л.С.» 
родился где-то в недрах Росздравнадзора: видимо, так его сотрудники поняли фразу «к вам обращаются пострадавшие от действий ИП Усванова П.С., ИП Косовой Л.С.». На самом-то деле это женщина – Любовь Сергеевна Косова, просто фамилия её стоит в родительном падеже. 

А установить наличие лицензии на медицинскую деятельность у ООО «Афина», оказывается, «не представляется возможным в связи с отсутствием сведений об ИНН или ОГРН данного юридического лица и его адресе». Что интересно, под письмом в Росздравнадзор стоит тринадцать подписей, и рядом с каждой – телефон. По любому из этих телефонов можно было получить исчерпывающую информацию об адресе, ИНН и прочих реквизитах. Не говоря уже о звонке в редакцию. Кстати, сервис поиска лицензий есть в интернете и, что особенно интересно, расположен на сайте самого Росздравнадзора. Если ввести туда название ООО «Афина», то выпадает всего 23 лицензированные медицинские организации, из них только одна ростовская – стоматологическая клиника, не имеющая никакого отношения к нашей истории. 

Впрочем, как считают в Росздравнадзоре, поскольку речь идёт о правах потребителей, то и заниматься всей этой историей должен Роспотребнадзор. 

Деятельность не осуществляют?

Ещё в декабре некоторые из наших читателей получили официальные бумаги за подписью начальника отдела защиты прав потребителей Н.Н. Живой, где говорилось о том, что Роспотребнадзор готовит судебные иски о прекращении деятельности ООО «Афина» и ИП Усванова П.С. 

– Есть решение о прекращении деятельности ООО «Афина». И она не осуществляет деятельность как юридическое лицо, – ответила на наш вопрос Наталья Живая. – По Усванову мы пытались провести проверку, но он тоже не осуществляет деятельность.

– Но раз нет запрета, он же может снова начать её осуществлять...

– Ну, по крайней мере, я не видела ни одного договора.

Что ж, кое-какие перемены на Социалистической, 88, где и происходила вся «бесплатная диагностика», действительно произошли. На восьмом этаже большую вывеску «Центр комплексного оздоровления ООО „Афина“» сменила другая: «Санаторно-оздоровительный комплекс „Здоровье“». (Сразу оговоримся: мы не знаем, кто им руководит, может быть, это очень достойные люди. Им можно даже посочувствовать: наверное, очень трудно впихнуть целый санаторно-оздоровительный комплекс в офисное помещение в центре города.)

Рядом висит скромная бумажная табличка ООО «Афина» с юридическим адресом в городе Азове. Столь же скромно сообщает о своём присутствии ИП Косова Л.С. 

Единственный подходящий документ, который удалось найти в базе судебных решений по Ростовской области, – это решение о прекращении деятельности ООО «Афина» в Каменске, принятое год назад. Может, его имела в виду Наталья Живая? Потому что в реестрах юридических лиц азовская «Афина» значится как вполне себе существующая. 

Так закрыли ООО «Афина» на Социалистической, 88, или нет? 

     

Было                                                                              Стало

Достали!

Тем временем Наталью Кисель, первую из наших пострадавших, пригласили в Ленинский отдел полиции – и не её одну. На допрос, в качестве потерпевших по уголовному делу.

Против кого возбуждено дело и по какой статье – женщинам не сообщили, а сами они, по неопытности в этой сфере, узнать не догадались. Но речь шла именно о кредитной «диагностике» на Социалистической, 88, – там, где только что было ООО «Афина», а теперь – не пойми что.

Мы не знаем, что именно сработало – то ли коллективное письмо наших читателей в прокуратуру, то ли их индивидуальные письма во все инстанции. Скорее всего, всё вместе: просто поднялось столько шума, что игнорировать его стало сложно. Хотя нам по-прежнему непонятно, почему нужно было дожидаться, когда обман примет такие массовые масштабы: по словам женщин, обращавшихся с жалобами в последнее время, и в полиции, и в Роспотребнадзоре, и в других инстанциях они слышали: «Опять “Афина” и Усванов? Достали уже!»

Анна КОЛОБОВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЗаконОбщество
Газета: Газета Крестьянин