Тормоз АПК

Донской минсельхозпрод рассказал, что мешает развитию отрасли

Динамика развития агропромышленного комплекса вселяет оптимизм. Донские аграрии наращивают объёмы производимой продукции, увеличивают производственные площади, получают гранты, открывают семейные животноводческие фермы, создают рабочие места. Но недостаточно эффективно, считают чиновники и ставят в пример Липецкую область, где работает восемь сотен сельскохозяйственных кооперативов. Для сравнения, в Ростовской области их всего сорок пять.

Кто на Дону молодец

– Обсудим грантовые прог-раммы на развитие КФХ и сельс-
кохозяйственных потребительских кооперативов, – сказал губернатор региона Василий Голубев аграриям на совещании в Песчанокопском районе. – В ходе поездки я посетил несколько фермерских хозяйств и ещё раз убедился в необходимости принятия решений по развитию малого агробизнеса. Обратимся к статистике. Сегодня в сельской местности живут более 30% жителей области, из них восемьсот тысяч – владельцы личных подсобных хозяйств. Фермерством же занимается около восьми тысяч семей. Отмечу, что за последние годы существенно выросла государственная поддержка малых форм хозяйствования. В минувшем году она составила 1 миллиард 160 миллионов рублей. С 2012 года программой по развитию собственного бизнеса воспользовались около шестисот сельских семей, дополнительно создано более тысячи рабочих мест. Общая сумма выделенных грантов – 1 миллиард 370 миллио­нов рублей, то есть примерно 350 миллионов в год. Программа стала стимулом развития животноводства самых разных направлений. Мясная фермерская продукция известна под разными брендами. Молоко поставляют, например, СПССК «Молочный дом» (Октябрьский район. – Прим. авт.), «Молоко Дона» (Обливский район. – Прим. авт.). Торговые сети эту продукцию знают. Известны им и овощи Семикаракорска, зерновая продукция «Донского Маяка» (Зерноград. – Прим. авт.). Но у нас есть районы, где грантовыми программами развития крестьянско-фермерских хозяйств и кооперативного движения занимаются очевидно недостаточно.

– Фермерство и кооперация занимают одно из главных мест в АПК региона, – подтвердил Константин Рачаловский, глава министерства сельского хозяйства и продовольствия региона.

– Наблюдаются тенденции укрупнения КФХ, хозяйства улучшают свои производственные показатели. За 10 лет увеличился вдвое земельный надел, закреплённый за каждым хозяйством. Доля фермеров в производстве зерна перевалила за 30%, в выращивании овощей составила 35%, мяса – 70% от общего объёма, производимого в области. Растёт государственная поддержка, в том числе грантовые программы.

Из общего числа получателей гранта на семейную ферму сорок восемь крестьянско-фермерских хозяйств – многодетные семьи, двести шесть – молодые специа­листы в возрасте до тридцати пяти лет. Триста семьдесят восемь фермеров – участников грантовых программ задействованы в животноводстве. Они обеспечивают почти четверть от общего объёма КФХ мяса и молока. 

Где в регионе не очень

– Произведённый объём животноводческой продукции мог бы быть и выше, если бы не одно «но», – сказал министр. – За шесть лет существования программы в девяти районах области не создали ни одной семейной животноводческой фермы. Поэтому считаю, что потенциал грантовых программ используется муниципальными районами недостаточно эффективно.

Речь идёт о таких районах, как Весёловский, Тарасовский, Кагальницкий, Милютинский, Морозовский, Мясниковский, Семикаракорский, Усть-Донец-
кий и Советский. Как добавил Рачаловский, если судить по предварительным заявкам, двадцать четыре района не планируют создавать семейные животноводческие фермы в этом году. 

Напомним, срок действия программ продлён до 2025 года, в приоритете финансирование семейных животноводческих ферм молочного направления. Максимальный размер гранта на разведение КРС молочного направления для начинающих фермеров сохраняется на уровне трёх миллионов рублей, мясного – двух, для остальных – по 1,5 миллиона. Для семейных ферм по мясному животноводству размер гранта не меняется – 5,4 миллиона рублей, по овцеводству – три миллиона. Максимальный размер гранта по мясному животноводству – двадцать один миллион, рассматривается возможность его увеличения до тридцати миллионов рублей, но его могут увеличить ещё на десять за счёт средств областного бюджета.

Таким образом, грантовый потолок – сорок миллио­нов рублей. 

– Мы не можем довольст­воваться только тем, что в последние годы высокий уровень рентабельности демонстрирует растениеводство, – добавил Василий Голубев. – Есть нереа­­лизованные возможности. В мясном хозяйстве, где я сегодня побывал, урожайность составляет 72 ц/га, потому что в землю вносят органические удобрения.

Что делать

По данным муниципальных образований, в области насчитывается порядка 1 700 крестьянско-фермерских хозяйств, работающих более двух лет и имеющих потенциал к развитию животноводства.

– Что же мешает использовать потенциал? – задал риторический вопрос Рачаловский. – На сегодняшний день сдерживающим фактором является отсутствие собственных средств. В любом деле необходим начальный капитал, по грантам эта планка – 40%. Не у всех людей есть такие деньги – значит, это препятствие для работы. Сказывается нехватка земельных участков и производственных площадей. Наблюдаются проблемы со сбытом.

Что касается «денег нет». Можно взять льготный кредит – как короткий, так инвестиционный. Многие аграрии пользуются услугами Гарантийного фонда. Вопрос отсутствия помещений и земельных участков решаем, уверяет министр. Для этого нужно создать в муниципальных образованиях реестр производственных площадей, используемых и неиспользуемых. Как рассказал Константин Николаевич, двадцать шесть муниципальных районов получили земельные участки. При этом в тринадцати есть неиспользуемые животноводческие помещения.

– Сбыт продукции – одна из главных проблем, – добавил он. – Для её решения проводить одни ярмарки явно недостаточно. Анализ структуры розничной цены различных категорий продуктов показывает, что доля дохода производителя зачастую составляет около 50% от стоимости товара, а существенную часть прибыли получает сфера обращения.

Перекупщики, проще говоря. Как с этим бороться? Надо выводить продукцию в торговые сети и магазины. Сократить издержки обращения, сформировать крупные партии, обеспечить упаковку, хранение, перевозку – вот цель фермера, а её можно добиться путём кооперации.

Объединившись, фермеры станут сильнее, говорит министр. Пока что в регионе зарегистрировано сорок пять сельскохозяйственных потребительских кооперативов в двадцати восьми муниципальных районах. В трёх же отсутствует как сельскохозяйственная кооперация, так и потребительская: в Дубовском, Ремонтненском, Советском районах.

В пример Рачаловский привёл Липецкую область.

– Липецк лидирует по потребительской кооперации, они увидели в этом потребность людей. Это действительно флагман развития кооперации в России: там не только созданы, но и успешно работают восемьсот кооперативов. Поставлена задача иметь кооператив в каждом селе. Она почти выполнена. У нас задачи скромнее: иметь в каждом районе хотя бы один сельскохозяйственный кооператив, который на базе крупных крестьянско-фермерских хозяйств объединит начинающие семейные фермы с действую­щим перерабатывающим предприятием. Так и будет сконцентрирован потенциал производства и переработки продукции, – заключил министр.

Ирина БАБИЧЕВА
Фото пресс-службы губернатора 
Ростовской области

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоЭкономика
Газета: Газета Крестьянин