О бедной деревне замолвите слово

Очередной разговор, как сохранить сельские территории

На следующей неделе в Москве состоится форум «Социальное развитие села – основа территориального развития Российской Федерации». В течение двух дней молодые главы администраций, депутаты сельских поселений, лидеры общественных объединений будут обсуждать с руководителями федеральных органов законодательной и исполнительной власти вопросы социально-экономического возрождения российского села, модернизации агропромышленного комплекса, повышения качества жизни селян.

Проблемы эти назрели таким нарывом, что не замечать их уже просто невозможно. Президент Ростовской АККОР Александр Родин поделился с «Крестьянином» печальной статистикой:

– За последние семь лет количество сельских поселений в России сократилось на 1 482 единицы, районов – на 45 единиц, численность населения на сельских территориях за последние 25 лет уменьшилась почти на девять миллио­нов человек (около 13%), сельскохозяйственная перепись 2016 года выявила 2 млн 268 тысяч заброшенных подворий.

Демографическая деградация налицо: из 523 тысяч человек, покинувших село с 2010 по 2014 годы, 58% молодые люди в возрасте 15-39 лет. Причём миграционная убыль женщин трудоспособного возраста в четыре раза больше, чем мужчин, что затрудняет создание молодых семей. Уровень безработицы ещё выше, чем в городах – 36,2% от общей численности. За десять лет между двумя сельскохозяйственными переписями количество занятых в фермерских хозяйствах сократилось на 17%, а товарных ЛПХ – на 10%. В сельской местности из-за хронически заниженной общественной оценки крестьянского труда концентрируется бедность, особенно в многодетных семьях с детьми до 16 лет. В российских деревнях и сёлах проживает 39% бедных, притом что сельских жителей в стране только четверть.

И так за что ни возьмись. Ветхого и аварийного жилья в деревнях и сёлах сосредоточено 43%, детскими садами и школами селяне обеспечены лишь наполовину, а радиус их доступности доходит до 20 км. Оптимизация здравоохранения привела к тому, что только за последние четыре года количество больниц сократилось на 22%, ФАПов – на 10%, не хватает 100 тысяч медработников, зачастую ближайшие ФАПы находятся за 15 км от населённых пунктов, а больницы за 85 км. Газифицированы, по словам Александра Родина, в России меньше трети сёл и деревень, водопровод имеют чуть больше трети, на этом же уровне и обеспеченность дорогами с твёрдым покрытием внутри населённых пунктов, а в распутицу некоторые из них оказываются в буквальном смысле отрезанными от мира, в том числе и от детских садов, школ и больниц.

Печальна участь земельных ресурсов. Из 21 млн га неиспользуемой пашни 12 млн га уже непригодны для введения в оборот, так как на них вырос лес. Неэффективно используются кормовые угодья из-за малого количества скота, падает плодородие пашни, потому что меньше положенного вносится минеральных удобрений, а в сево­обороте в два раза сократились площади многолетних трав и бобовых культур.

Сказать, что эта информация скрыта от руководства нашей страны, нельзя. Ещё в 1990 году законом от 21 декабря «О социальном развитии села» была установлена приоритетность развития села при разработке программ социально-экономического развития страны. Правда, в условиях экономического кризиса девяностых закон этот реализован не был и в начале двухтысячных утратил силу. Но худо-бедно постановлениями Совмина РСФСР и указами президента РФ фермерство в стране зародилось. Поддержанное на старте, уверенно заявило о себе. А дальше пошла борьба за выживание. В 2011 году крестьянам подфартила удача высказать свои пожелания напрямую Владимиру Путину. В должности премьера он посетил XXII съезд АККОР. Свои потенциальные успехи фермеры на тот момент связывали с введением погектарки. Владимир Владимирович тогда сказал: «Фермерство в России состоялось как экономическая и социальная сила, в значительной степени как опора страны, как важнейший источник развития российских территорий, возрождения нашего села и его лучших традиций». Погектарку ввели, заменив ею ряд субсидий, в том числе за минеральные удобрения, ГСМ. Но эта несвязанная поддержка оказалась несопоставима в размерах с тем, что получают крестьяне в Европе и Америке (а именно их опыт и побудил мечтать о единой выплате), а вскоре выделение этой поддержки было привязано ещё и к наличию животноводства у фермера, так что прорыва не вышло.

В апреле 2014 года теперь уже снова президент России Владимир Путин, выступая на совместном заседании Госсовета и Совета по национальным проектам и демографической политике, подчеркнул: «Село для России – это не только производство продуктов питания. Это свой, традиционный уклад и образ жизни». Для сельхозпроизводителей как раз начались тучные годы, когда погода как будто специально кохала посевы. Богатые урожаи и субсидии федерального и регио­нальных бюджетов позволили растениеводам прибарахлиться новой техникой, оборудованием. Но исход сельского населения в города продолжался. Отчасти этому способствовала та самая мощная техника, которую во все времена могли позволить себе агрохолдинги.

– Если в 2006 году имели земельную площадь более 100 тыс. га всего восемь агрохолдингов (общая площадь 1,5 млн га), то в 2017 году их стало уже 43 с общей площадью 11,5 млн га. За период между сельхозпереписями численность постоянных работников в средних и крупных сельхозорганизациях сократилась на 1 млн 289 тыс. человек, до 969,5 тысяч.

Холдинги не несут ответственности за трудоустройство жителей и развитие социальной сферы населённых пунктов, находящихся поблизости от занимаемой ими территории, – говорит президент Ростовской АККОР.

Первого марта в этом году президент РФ направил Федеральному Собранию очередное послание, в котором заложены основные цели государственной политики на десятилетия вперёд. И снова прозвучало: «Сбережение народов России и благополучие наших граждан. При этом особое внимание будет уделяться социальному, инфраструктурному развитию сельских территорий». Вдогонку к этому в майском указе главы государства были заявлены девять приоритетных проектов. Одна из национальных программ, для которой должны быть определены целевые показатели, – «Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации на период до 2024 года».

Мы спросили Александра Максимовича Родина, что нужно, по его мнению, чтобы благие намерения президента и правительства перестали быть лишь декларацией.

– Должен быть очередной заход на новую земельную реформу. Её необходимо приводить в соответствие с Конституцией РФ, где в ст. 9 
говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживаю­щих на соответствующей территории»; в соответствие с нормой федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»: территория сельского поселения должна стать нормативным показателем для установления предельных размеров земельного участка в собственности физического или юридического лица – не более 10%, а также аренды сельскохозяйственных земель – не более 20%, – считает Александр Родин.

Действительно ли новая земельная реформа может стать панацеей для оздоровления сельской действительности, услышат ли законодатели предложения «с мест», какие решения примут в ближайшее время? По сложившемуся опыту, форум станет очередным разговором в пользу бедных. Но хочется надеяться, что и очередной каплей, которая всё-таки точит камень.

Людмила ВОРОБЬЁВА
Фото пресс-службы Минсельхоза РФ

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин