Паспорт на урну и мышь

Экологический контроль предприятий превратился в террор

Избавиться от сгоревшей лампочки, использованной батарейки или неработающего телефона достаточно просто любому жителю города и села. Но очень сложно фермерам, руководителям предприятий или бюджетных учреждений.

В погоне за чистотой окружающей среды законодатели изобрели для них множество требований. А тех, кто ими пренебрегает, подстерегают штрафы до 250 тысяч рублей. 

Отходы не по доходам

52 года своей жизни отдала Екатерина Григорьевна Коробкина сельскому хозяйству. Член фермерского движения с 1991 года, в настоя­щее время она возглавляет АККОР в Новокубанском районе Краснодарского края. «Лоцман для фермера» называлась статья о ней в нашей газете, опубликованная в 2008 году. Екатерина неравнодушна к чужим проблемам, всегда готова прийти на помощь сельским труженикам и защитить их от бюрократии.

Увы, в июне этого года жертвой «бюрократии» стала сама правозащитница.

– Пришёл с проверкой представитель министерства природных ресурсов. У нас в офисе работают два человека – я и бухгалтер. Офис мы арендуем, утилизацией всех видов отходов по договору занимается арендодатель, – рассказала Екатерина Коробкина.

Из рабочих инструментов в арсенале работников районной АККОР – только компьютер и принтер. Но всё это не помешало старшему государственному инспектору привлечь руководителя АККОР к ответственности по ст. 8.2 и ст. 8.41 КоАП РФ и выписать штрафы на общую сумму 13 тысяч рублей.

– В протоколе сказано, что я как директор общест­венной организации должна разработать документы – лимиты на размещение отходов, паспорта на них. Этим занимаются специализированные фирмы, в общей сложности я должна буду им заплатить 50 тысяч рублей!

Руководитель районной АККОР Екатерина Коробкина пытается спасти фермеров от излишних формальностей и затрат

Звучит абсурдно: на компьютерную мышь стоимостью 500 рублей нужен паспорт стоимостью 4 800 рублей. Аналогичный документ потребовали отдельно на картриджи для принтера, шкаф, письменный стол, лампы и... мусорную корзину!

– Я сказала, что светильники, шкаф и стол не мои, и сделала только три паспорта – на мышь, картриджи и урну. Все, кому я рассказываю эту историю, смеются. Но это не смешно, потому что на моём месте может оказаться любой. Ведь требования закона действительно таковы!

Примечательно, что предметы, за которые правозащитницу оштрафовали, и отходами-то не являются – они ещё во вполне рабочем состоянии. Но, по словам Екатерины Григорьевны, инспектор сказал: «Они же всё равно скоро выйдут из строя». 

– Можно было обжаловать эти постановления, но у меня так много других забот – надо консультировать фермеров, помогать им с отчётами и проверками, – что на свои проблемы просто времени нет…

Зарплату в АККОР правозащитница не получает, штраф вынуждена была заплатить из пенсии. Гораздо больше, чем это наказание, её тревожит то, что такие рейды становятся системой, а сельские предприниматели, фермеры наиболее уязвимы.

С 1 января 2019 года заканчиваются «надзорные каникулы» для малых и средних предприя­тий. Значит, начнутся всевозможные проверки. Одни только экологические могут полностью парализовать работу любой фирмы.

– Я говорила об этом на съездах и отправляла письма в Госдуму: соблюсти требования закона фермерам невозможно. Кому нужен этот прессинг?

О каких же требованиях закона идёт речь?

Переломный момент

Правила обращения с отходами прописаны в ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» и подзаконных актах. Если перечислить вкратце: предприятия обязаны разрабатывать и согласовывать нормативы и лимиты на размещение отходов (это требование не относится к малому и среднему бизнесу), вести учёт отходов и сделать на них паспорта.

– Паспорт оформляется на каждый вид отходов отдельно, например на компьютерную мышь, клавиатуру, системный блок. Каждому виду отходов присваивается категория опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО). Мусор от офисных и бытовых помещений относится к IV классу опасности и должен утилизироваться через специализированную организацию, – объяснила директор компании «Юг-ЭкоАудит» Надежда Полиевец (компания оказывает услуги по разработке и ведению экологической документации). – Паспорт разрабатывается один раз и действует бессрочно. По одному паспорту на компьютерную мышь можно будет утилизировать впоследствии все мыши, которые будут появляться в фирме.

Оформление паспортов отходов для одного КФХ, по оценке директора, может обойтись в сумму порядка 30 тысяч рублей – это единовременные затраты. Отдельно оплачиваются услуги по составлению ежегодных отчётов и утилизации отходов, обучение сотрудников экологической безопасности и обращению с отходами. Для юрлиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, подготовка всей документации по экологии может обойтись в сумму от 100 тысяч рублей. Плюс предприятия платят в бюджет за негативное воздействие на окружаю­щую среду.

В случае с Екатериной Коробкиной применена минимальная сумма штрафа. Вообще, ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает штраф для юрлиц до 250 тысяч рублей, ст. 8.41 – до 100 тысяч рублей. Но выписанный инспектором протокол, по мнению Надежды Полиевец, можно было оспорить.

– Документы оформляются только на списанную продукцию. Если инструменты в рабочем состоянии, паспорт отхода на них не требуется. Но проверяю­щие довольно часто их требуют, ссылаясь на то, что те всё равно когда-нибудь сломаются. Это можно и нужно оспаривать, – уверена директор «Юг-ЭкоАудит».

– Проблема в том, что предприниматели, особенно в сельской местности, плохо информированы о своих экологических обязанностях, – считает исполнительный директор ООО «НИП ГеоЭкоГарант» Виктория Попова. – Мы оказываем бесплатные консультации фермерам, помогаем подготовиться к проверкам, но часто встречаем к себе негативное отношение.

Почему-то все знают, что должны платить налоги и страховые взносы, а про экологические обязанности мало кто слышал.

По наблюдению Виктории Юрьевны, в настоящее время экологические проверки, плановые и внеплановые, участились. Их проводит не только минприроды, но и прокуратура. Статьи КоАП за нарушения в этой сфере не предполагают предупреждений, сумма штрафов значительна. Нередки случаи, когда за одно и то же нарушение штрафуют и предприятие, и должностное лицо.

– Требования не новы, законодательство разрабатывалось ещё лет 20 назад, но до сих пор штрафовали в основном только крупные предприятия. Теперь ситуация меняется, – отмечает Надежда Полиевец.

– В сфере контроля экологии наступает переломный момент, – согласна Виктория Попова. – Но в какую именно сторону изменится ситуация, пока трудно прогнозировать. Станет ли нагрузка на малые предприятия меньше? Пока законодатели всё это только обсуждают, а проверяющие продолжают штрафовать. При этом законодательство постоянно меняется, появляются новые требования. За ними трудно уследить даже компаниям, которые помогают вести документацию. Что уж говорить о фермерах и небольших предприя­­тиях.

Мусор есть, а везти некуда

Проблема, которую подняла Екатерина Коробкина в письме в Госдуму, – как экологический контроль на практике превращается в террор. Возможно, законодатели и заботились о чистоте окружающей среды. Но то ли формулировки в законе выбраны не те, то ли проверяющие проявляют излишний формализм – дорога к мусорному жбану для предприятий вымощена килограммами бумаг. Какая же от этого польза экологии?

В Ростовской области сократилось число полигонов, и мусор из удалённых сельских районов стало дорого возить

– Разработка документации не является самоцелью, главное, к чему законодательство стимулирует предпринимателей, – сокращать количество отходов и правильно их утилизировать, – считает Фёдор Горошко, замдиректора ООО «Донэкопроект». – Но проблема в том, что в регио­нах не создана инфраструктура для этого. Куда девать мусор?

Изменения в законодательстве привели к тому, что за последние 2-3 года существенно сократилось количество полигонов, имеющих лицензию на захоронение опасных отходов. В Ростовской области, по оценке Фёдора Горошко, их осталось не больше 10. От этого сильнее всего страдают предприниматели из удалённых районов области.

Представители компаний поясняют: по закону предприя­тия должны заключать договор на утилизацию отходов. Не реже чем раз в 11 месяцев к ним приезжает специализированная машина и забирает весь накоп­ленный мусор. Сами фермеры не имеют права отвозить отходы на полигон – с 2016 года транспортировка мусора стала лицензируемым видом деятельности. Машины в дефиците, поэтому их услуги стоят дорого.

– Лампы принимаются поштучно, ветошь – по килограммам и так далее по прейскуранту, за каждый вид отходов и объём нужно платить. Транспортировка оплачивается отдельно, её стоимость может составлять от двух до 15 тысяч рублей в зависимости от удалённости предприятия, – рассказала Надежда Полиевец.

– Проверяющих не волнует вопрос, есть ли поблизости с фермерским хозяйством организация, имеющая лицензию на утилизацию отходов, – говорит Виктория Попова. – Аргументы, что к чёрту на кулички никто не хочет ехать, не принимается. Им говорят: платите больше, чтобы к вам ехали.

Из-за этой проблемы нередки случаи, когда договор на утилизацию в целях экономии заключается лишь формально. По документам – мусор вывозится на лицензированный полигон.

По факту – в ближайшую посадку. 

Опрошенные журналистом представители компаний уверены, что проблема будет решена, если государство упрос­тит процедуру выдачи лицензий утилизирующим компаниям и переработчикам отходов. Тогда заводы появятся в каждом районе.

– В Ростовской области, например, остро стоит проблема переработки автомобильных шин. Все фирмы, которые принимают этот вид отходов, просто складируют их. А ведь из них можно делать крошку для производства покрытий детских и спортивных площадок. Чтобы построить завод по переработке шин, нужно вложить 20 миллио­-
нов рублей и несколько лет ждать получения лицензии. И то не факт, что её получишь, – отмечает Виктория Попова.

Оптом – дешевле

Каждый предприниматель выживает как может. Одни фермеры закрывают на всё глаза в надежде решить с инспекторами вопрос на месте или заплатить штрафы. Но такой подход может обернуться катастрофой для предприятия, ведь КоАП помимо штрафа предполагает и приостановление деятельности.

В Тарасовском и Родионово-Несветайском районах «экологической катастрофы» решили не ждать. Руководители районных АККОР собрали фермеров вместе и предложили коллективно оформить экологическую документацию.

– Собралось 25 хозяйств, и за крупный заказ фирма сделала всем скидку, оформили нам паспорта отходов в полцены, по 2,5 тысячи рублей, и ещё помогли в сдаче годовых отчётов, – рассказал директор АККОР Родионово-Несветайского района Евгений Мрыхин. – Но сказать, что полностью решили эту проблему, мы не можем. В законе настолько всё непонятно и ещё столько требований, если исполнить их все, то и 100 тысяч рублей будет мало. Вот, например, радуется начинающий фермер покупке трактора. А радоваться-то ему и не пристало: надо поскорее озаботиться оформлением паспортов – на аккумуляторы, резину… На все расходные материалы – отдельный документ! А если не будет паспорта отходов, минприроды не примет годовой отчёт, и – привет! – жди проверки.

Отдельная сложность возникает с постановкой предприятий на учёт как объектов, оказываю­щих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). По словам Евгения Мрыхина, несмотря на заявления чиновников, самим предприятиям сделать это практически невозможно: сайт Росприроднадзора не работает корректно, не принимает заявки. 

– Мы приходили, просили нас проконсультировать, а у нас перед носом двери закрыли. Зато прокуратура исправно штрафует, по три тысячи рублей каждого. Я им так и сказал: вы чьи интересы защищаете? – сетует руководитель районной АККОР.

Из плюсов: решить проблему утилизации в Родионово-Несветайском районе коллективно тоже обошлось дешевле. Поскольку машина объезжает сразу несколько фермерских хозяйств, транспортировка каждому обходится не больше двух тысяч рублей, остальная оплата – в зависимости от объёма и вида отходов.

По словам Евгения Мрыхина, в Родионово-Несветайском районе уже были прецеденты привлечения к ответственности фермеров за несоблюдение экологического законодательства.

В Тарасовском районе таких случаев не было, но документацию оформили заранее.

– Может быть, мы перестраховались, но лучше сейчас заплатить относительно немного, чем потом разориться, – считает представитель районной АККОР Галина Сипиёва. –

Ближайший к нам полигон был в Донецке, но из Ростова, как ни странно, оказалось дешевле вызывать машину.

Улучшается ли экологическая обстановка благодаря усилению контроля за деятельностью предпринимателей? По мнению всех опрошенных, нет. Пока не будет создано работающей инфраструктуры по утилизации, захоронению и переработке отходов, требования законодательства к предпринимателям будут оставаться исключительно формальными. Ни к чему, кроме увеличения объёма макулатуры, они сейчас не ведут. Да и что толку от такой защиты природы, если повсюду вокруг – из каждого двора, каждой квартиры – выносят в разы больше того же самого мусора. Без паспорта!

Инга СЫСОЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЭкологияЗаконОбщество
Газета: Газета Крестьянин