Татьяна Быковская: Телемедицина будет, а эпидемия гриппа – нет

Цифровизация, реабилитация и другие особенности майского указа президента в Ростовской области

В Ростовском отделении Союза журналистов России прошла пресс-конференция министра здравоохранения Ростовской области Татьяны Быковской, посвящённая итогам 2018 года и стратегии развития здравоохранения на ближайшие пять лет.

– В майском указе президента обозначено восемь направлений, по которым должно развиваться российское здравоохранение: борьба с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие детского здравоохранения и первичной медико-санитарной помощи, обеспечение медицинских организаций квалифицированными кадрами, развитие сети нацио­нальных исследовательских центров и экспорта медицинских услуг, информатизация. Ещё два направления – в проекте «Демография»: геронтология и здоровый образ жизни. Таким образом, всего получается десять, – сообщила Татьяна Быковская. Последовавшие вопросы журналистов были посвящены как подробностям майского указа, так и другим существенным проблемам российского (в частности, ростовского) здравоохранения.

Цифры и битвы

– Как обстоит дело с цифровизацией медицины в РО?

Журналисты, задававшие этот вопрос, уточняли, что под этим новым (слегка неуклюжим) термином они имеют в виду сразу многое: развитие телемедицины, в частности возможность консультации в формате «врач – пациент», создание компьютерных баз медицинских данных, запись к врачу через интернет и вообще всё, связанное с компьютерами и интернетом, на службе медицины. 

– Практически все медучреждения области уже работают в единой информационной системе, но в разной степени, – ответила министр. – Сегодня мы всех подключаем к единой лабораторной системе, чтобы любая больница или поликлиника могли отправлять полученные анализы в сертифицированные лаборатории и в течение суток получить результат. В 2019 году на цифровизацию, в том числе на телемедицину, выделено в общей сложности 517 млн рублей. До сих пор развитию телемедицины мешало отсутствие законодательной базы, но, к счастью, недавно принятый закон решил эту проблему. Сейчас наша основная задача – добиться, чтобы у каждого пациента была электронная история болезни. 

– В ростовской поликлинике на Ерёменко – настоящие битвы у регистратуры. Какая уж там цифровизация...

– 188 лечебных учреждений из 240 уже освоили новые технологии – кто-то в стопроцентном варианте, кто-то нет. Но основные учреждения – ЦГБ, 1-я детская поликлиника, вообще все детские уже работают в новом формате.

Молодая наука геронтология

– Около 61% наших пациентов – пожилого и старческого возраста, – сообщил также принимавший участие в пресс-конференции начальник Госпиталя ветеранов войн Ростовской области Николай Будник. – С 2008 года в госпитале работает главный геронтолог, а в прошлом году мы получили лицензию и начали развивать геронтологическую службу. Сегодня у нас четыре врача-геронтолога, будет ещё три. Мы планируем организовать в госпитале 72 койки геронтологического профиля (в Ростове и в Гукове).

Но геронтология (медицинская специальность, занимающаяся биологическими, социальными и психологическими аспектами старения человека, а также способами борьбы с ним) касается не только ветеранов. По словам Татьяны Быковской, к 2024 году в Ростовской области должны заработать 48 кабинетов геронтологов в поликлиниках.

– С какого возраста человек может обращаться к геронтологу?

– Пациенты могут страдать заболеваниями, связанными со старческой астенией, с 60 лет. Но вот как раз сегодня я оперировал человека, которому 103 года. У него светлейшая голова, ему совершенно не нужен врач-геронтолог – ему просто нужно было удалить аденому предстательной железы, что мы и сделали, – ответил Николай Будник.

– Почему такое внимание уделяется геронтологии? Раньше люди просто не доживали до проблем, которые приносит с собой старческий возраст, – онкологические заболевания и др., – уточнила Татьяна Быковская. – Но на 1 января 2018-го лиц в возрасте 85+ в области было почти на 9 тысяч больше, чем годом раньше. А к 1 января 2019-го их будет ещё больше. К этим людям требуется другой подход: им нужно не только лечение, но и «поговорить». Сейчас медвузы получили задание организовать обучение по специальности «геронтология».

Ведь это молодая, только развивающаяся наука.

Доноры и почтальоны

– У нас в Азовском районе закрыли пункт переливания крови…

– Да, и мы не собираемся его открывать, – ответила министр. – Сегодня очень серьёзные требования к службе переливания крови, связанные с биологической безопасностью. Пока мы не знали, что такое СПИД, мы спокойно относились к прямому переливанию крови. Сегодня это исключено – очень жёсткие лицензионные требования. Да и с развитием медицинских технологий, к счастью, всё меньше нужна донорская кровь – вместо неё всё чаще используют кровезаменители. Хотя, конечно, бывают случаи, когда без донорской крови не обойтись. Но у нас есть мобильный пункт переливания крови. И мы готовы по заявке его направить куда нужно, если доноры хотят выполнить свой гражданский долг. 

– В Поволжском округе почтальоны в селе становятся медицинскими волонтёрами: они убеждают население приходить на диспансеризацию, рассказывают, как записаться к врачу через интернет, и даже проходят курсы первой медицинской помощи… 

– Я изучу этот опыт. Думаю, что мы тоже можем внедрить что-то подобное.

Как, наверное, будут рады дополнительной бесплатной нагрузке наши сельские почтальоны, таскающие неподъёмные сумки по хуторам всё за те же шесть-семь тысяч в месяц (им недавно поднимали зарплату, но каким-то непонятным образом на руки по-прежнему выдают ничтожные суммы. Видимо, делят ставку уже не на две или четыре части, а на восемь).

Хотя теоретически это была бы отличная мысль – если бы почтальонам заплатили за это хоть какие-то копейки. Или получали бы они нормальную зарплату – тогда можно и попросить их помочь землякам просто так. 

Реабилитация

– С 2016 года мы начали принимать на реабилитацию по полису ОМС детей, а теперь принимаем и взрослых, – сообщила Светлана Яцук, генеральный директор центра медицинской реабилитации «Мир», расположенного в хуторе Красный Десант на берегу Азовского моря. – Наши пациенты избавляются от последствий острых нарушений мозгового кровообращения (инсульт), переломов позвоночника, травм черепа, ДЦП и т. д. Есть у нас инклюзивные программы: дети-инвалиды находятся вместе со здоровыми детьми, отдыхающими в лагере. Если взрослые, сопровождающие детей-инвалидов, тоже нуждаются в реабилитации, они её получают. Это медикаментозное лечение, физиотерапия, лечебная физкультура, иппотерапия и т. д. 

Так работает система частно-государственного партнёрства. 

Конечно, попасть на реабилитацию могут не все желаю­щие: направления для детей даёт детская областная больница, взрослые также должны получить квоту минздрава. 

Грипп

– Эпидемии не ожидаем, – заявила Татьяна Быковская. – У нас привито 47% населения и уровень заболеваемости ниже, чем в тот же период прошлого года. 

Конфликты и скандалы

В конце прошедшего года и в начале нынешнего две острые ситуации привлекли внимание прессы. Первая – это публикация в интернет-издании Bloknot.ru, 
в которой областной минздрав обвинили в очень серьёзных грехах:

«Главный внештатный акушер-гинеколог региона профессор Ирина Буштырева (на момент публикации в «Блокноте» она уже покинула эту должность. – Прим. авт.) обвинила чиновников областного мин­здрава под руководством Татьяны Быковской в фальсификации статистики младенческой смертности. Согласно «майским указам» президента Владимира Путина, этот показатель является одним из ключевых в оценке работы эффективности региональных властей. По мнению Буштыревой, ростовские чиновники от медицины решили на бумаге существенно улучшить показатель, фактически принуждая не оказывать высокотехнологичную помощь недоношенным младенцам», – говорится в материале, опубликованном в ноябре. Как следует из публикации, Буштырева утверждает, что именно благодаря таким методам показатель младенческой смертности в январе – сентябре 2018 года снизился на 32% (с 6,5 до 4,9 на 1 000 родившихся), что позволило Ростовской области выйти в передовые регионы с показателями лучше среднероссийских. 

Ещё одна трагическая ситуа­ция – смерть девятилетней девочки из села Самарского Азовского района в приёмном отделении местной больницы. Как сообщает интернет-издание 161.ru, мать обвиняет в гибели дочери врачей, которые, по её мнению, не оказали необходимой помощи. По информации 161.ru, Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности».

Мы попросили Татьяну Быковскую прокомментировать оба случая. 

– Что касается смерти девочки в приёмном отделении. Ребёнок был доставлен агонирующим. Я понимаю шок родителей от происшедшего, но пока идёт проверка. Когда будут результаты, мы передадим их в соответствующие органы.

По поводу обвинений Ирины Буштыревой Татьяна Быковская сообщила следующее:

– Минздрав в досудебном порядке предложил СМИ опубликовать наш ответ на размещённую статью. Выдержали положенный срок – месяц. Ответ размещён не был. Мы опубликовали наш ответ на официальном сайте минздрава РО и подали исковое заявление в суд с требованием к СМИ разместить наш ответ.

«Ознакомившись с содержанием статьи, министерство здравоохранения Ростовской области выражает категорическое несогласие с мнением её автора», – говорится в ответе минздрава. 

«...Обвинения в адрес министерства здравоохранения Ростовской области „в сокрытии истинной ситуации по младенческой смертности в регионе“ (…) надуманны, несостоятельны и заявлены Буштыревой И.О. в качестве незаконного способа защиты своих интересов». «Все данные статистической отчётности основных показателей как по заболеваемости и смертности, так и по беременности и родам, фальсифицировать невозможно, так как они проходят многоуровневую регистрацию и проверку в медицинских организациях и различных ведомствах, в том числе в ФСС РО, ЗАГСах, и Росстате», – говорится далее в ответе. 

Первое заседание суда по иску минздрава к «Блокноту» состоится 21 января. 

Анна КОЛОБОВА
Фото из архива редакции

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Здоровье
Газета: Газета Крестьянин