Деньги пахнут… кориандром

Если севооборот серийных культур сдобрить приправой, можно неплохо нажиться 

Все земледельцы отмечают, что ни один сельхозгод не похож на другой. Невозможно с достоверной точностью ни спрогнозировать погоду, ни угадать, каким получится урожай, будет спрос на него и, соответственно, цена. А значит, нужно, как говорится, держать яйца в разных корзинах. То есть не зацикливаться на одной-двух культурах, а экспериментировать с новыми. Хорош в этом плане кориандр, который при удачно сложившихся обстоятельствах суперрентабелен.

Кориандр – кинза – клоповник

Есть у этого растения и другие названия: китайская петрушка, мексиканская петрушка, коляндра, кишнец посевной, шлёндр, хамем, кишниши, киндзи, чилантро, кашнич. Но наиболее употребимое всё-таки кориандр. Происходит оно от греческого слова «корис», то есть клоп. Незрелые плоды и молодые листья действительно имеют клопиный запах. Придаёт его растению альдегид транс-трицеденол-2, который в процессе высушивания плодов улетучивается. И уже сухие семена способны вписываться практически в любые блюда, привнося неповторимую вкусовую нотку, в результате чего кориандр считается одной из самых универсальных приправ в мире. Известны и его целебные свойства. Он даже способен блокировать пьянящее воздействие алкогольных напитков. А также входит в состав приворотного зелья (но за это его качество мы не поручимся).

Пока ещё цветочки кориандра

Ботанически кориандр входит в семейство зонтичные. Имеет веретеновидный корень и высокий голый прямой стебель, достигаюший высоты 40-70 см. Цветки белого или розового цвета располагаются в форме сложных зонтиков в виде трёх-пяти лучей. Листья на краях могут быть зубчатыми или трёхлопастными, похожи на листья петрушки. Плод кориандра твёрдый, ребристый, шаро­образный, распадающийся на два соплодия.

А чем интересна эта культура для земледельцев юга России и как её возделывать, «Крестьянину» рассказали учёный-селекционер и донской фермер.

Какая технология возделывания кориандра предпочтительна: классика, минималка или ноутил? С этим вопросом мы обратились к доктору с.-х. н., заслуженному деятелю науки Кубани, заведующему отделом сои ВНИИМК им. В.С. Пустовойта Сергею Зеленцову.

Учёный Сергей Зеленцов – приверженец классической технологии обработки почвы

– Мы стараемся все культуры возделывать по классической технологии, потому что ноутил во многих случаях себя уже дискредитировал. Когда был бум в девяностых – начале двухтысячных годов, обещали золотые горы. Когда поля стали зарастать, а урожайность – снижаться, аграрии начали нести убытки. На Кубани нулевая технология не пошла, может быть, 1-2% осталось площадей под ноутилом. Потому что это самая грязная технология по сорнякам и болезням. У нас на юге России применяется либо минимальная с поверхностной обработкой, либо классическая с зяблевой вспашкой. Для кориандра подходят обе эти технологии в зависимости от сроков сева. Для весеннего сева лучше обычная зябь. Кориандр может выращиваться для нескольких целей: главное направление – кориандровое зерно – то, из которого получают кориандровое масло. Либо оно идёт на пищевые цели как приправа. Второе – это использование на зелень. И тогда кориандр переходит из полевой культуры в ранг овощной, когда выращиваются розеточные формы. Там своя особая технология овощного типа, при которой стараются получить максимальную массу.

А вот фермер из Боковского района Семён Потапов – адепт ноутила – не видит проблем посеять кориандр по «нулёвке».

– У нас кориандр высевался очень редко и в севообороте занимал крошечное место. Потому что не было рынка сбыта. Но одно время, лет 18-20 назад, он имел высокую доходность, и его насеяли приличное количество. Помню, как бурт кориандра зимовал под открытым небом, его даже в склад не завезли. Через год или два кориандр вновь стал востребован.

Насколько я знаю, он активно используется в приправе к рыбе для консервирования. Видя, что эта культура выстреливает в ценовой политике, мы решили ввести его немножко в сево­оборот. Даже не так: поставили на тёмную лошадку, то есть сработает – не сработает. Недостатки у этой культуры имеются: падалица загрязняет посевы и сложности в уборке – чистка комбайна, чистка машины. Для нас это проблема, но она оправданна, если есть цена. Семена – элиту сорта Александровский взяли в «Гаранте», у наших ближних семеноводов на севере области. В прошлом году заложили два срока посева – 19 и 26 апреля, чтобы посмотреть, в какой срок легче бороться с сорняками. Мы ж работаем химией. Нас запугивали, что кориандр – культура специфическая и производители не регистрируют по нему гербициды, и вообще, как правило, отсутствует система химической защиты. Она, может, есть, но нигде не прописана. Пытались бороться с сорняками народными методами. Перед поздними посевами провоцируем сорняк на прорастание, убираем его, а потом высеваем кориандр.

А практик фермер Семён Потапов – адепт ноутила

Он отстаёт пока в росте. Получается, у него ступенька идёт. Но стоит немножко подождать, когда он начнёт созревать, и, как у нас любят говорить механизаторы, бункер покажет, сколько будет.

Никаких изысков в технике, но…

В чём безоговорочно сошлись наши эксперты, что для возделывания кориандра не нужна специальная техника. Подходят обычные зерновые сеялки СЗ-3,6 и даже старые советские овощные сеялки типа СКОН-4 или СКОН-6 для квадратно-гнездового посева. И комбайн годится любой. Удобно ещё то, что на юге России кориандр созревает в конце июля, когда уборка озимых уже завершена. На что стоит обратить внимание, запуская уборочную технику в кориандровые поля, это влажность. Она должна быть не ниже 12-14%. Нужно, чтобы семена были чуть-чуть упругими при проходе через барабан комбайна. Стоит семена пересушить, они будут хрупкие и при малейшем ударе начнут колоться. Повреждения – это ворота для инфекции. Однако особенности уборки всё же есть. На них указывает фермер.

– Единственная сложность – запах. Масличная культура даёт головокружение – больше четырёх часов не рекомендуется работать. Но тут вопрос скорее индивидуальной переносимости человека. Запах приятный, аппетитный, но въедается и в доски, и в металл. Эфирные масла своё дают. Мы логистику для себя просчитали: комбайн отдельный выводим, машину планируем использовать, на которой отходы возим.

«До» и «после» приправы

Самое время выяснить место кориандра в севообороте: какие предшественники подходят ему, каков он сам как квартирант на поле. Прислушаемся к науке.

– Предшественники любые, кроме кориандра, потому что у него есть свои болезни. Прежде всего рамуляриоз, который остаётся в почве, и следующее поколение кориандра будет инфицировано. Возвращать его на прежнее место стоит не раньше 4-5 лет. А так – любая культура. Но нюансы имеются. Вообще, для кориандра лучшими предшественниками являются озимые колосовые, поскольку есть возможность рано подготовить почву под посев. В июле убираем озимые культуры, и у нас остаётся 2-3 месяца, чтобы спровоцировать рост сорной растительности на поле. Один-два раза провести культивацию или дискование – можно убрать сорняки. Кориандр всё-таки долго сидит в фазе розетки, и быстрорастущие сорные растения перегоняют, затеняют, идёт угнетение кориандра. Это крайне нежелательно. Поэтому предшественник не должен быть сильно заросшим, не должен давать падалицу.

Не стоит сеять его после подсолнечника. Если зона по влаго­обеспечению хорошая, то можно смело сеять после кукурузы на зерно. Если засушливая зона (юг, юго-восток Ростовской области, Ставрополье, Калмыкия), то кукуруза на зерно нежелательна как предшественник, она иссушает почву. Но кукуруза на силос – подходит. Хороши пар, озимые зерновые, озимый рапс. Сам он предшественник обычный, рядовой. Много в почве после себя элементов питания не оставляет. Но вот оставляет падалицу. Если после кориандра посеять зерновые, то есть риск, что оставшийся в посеве пшеницы или ячменя кориандр попадёт в бункер (сроки их созревания практически совпадают) и зерно, особенно хлебопекарное, будет приобретать кориандровый оттенок запаха. Для пищевых целей это не страшно, небольшой кориандровый привкус даже хорошо, тем более есть специальные рецепты хлеба.

Но если использовать такое зерно на корм, то животные могут отказаться есть.

Чем кормить, чем лечить, от кого беречь

– Особые подкормки не нужны, – отмечает Сергей Зеленцов. – Иногда дают азот, фосфор при посеве. Но по подкормкам задача сводится к тому, что было предшественником, что та культура после себя оставила. И порой кориандр даже не кормят. Но чаще всего при посеве в туковые банки заряжают нитрофос, аммофос – что есть у агронома, либо перед посевом навешивают разбрасыватель минеральных удобрений. Потом боронованием заделали, дождиком промылось – и корням есть удобрение. Но стоит помнить, что конкретные почвы обладают своим плодородием. Это то же самое, как человеку использовать витамины, есть к тому показания или нет. Можно их превентивно есть, а можно сначала проверить, что требуется организму. Чтобы не нести лишние затраты, так нужно поступить и по отношению к почве. Провести химический анализ и определить, чего не хватает, отсутствие чего мешает получить максимальный или оптимальный урожай. А если, например, после сои много азота, так зачем же нам его давать? Кстати, в Центральной Азии вообще ничем не удобряют, выращивают кориандр на голых почвах. По болезням: на кориандре их очень много, но основных, которые реально снижают урожай, две – фузариоз и рамуляриоз. Фузариоз – сапрофитный патоген, он и на отмерших растительных остатках прекрасно существует, и активно заселяет сосудистую систему кориандра. Это называется трахимикозное увядание, когда гифы этого патогена, фузариоза, проникают в сосудистую систему – ксилему и просто укупоривают её. Потом они вырабатывают токсины, которые приводят к распаду тканей в сосудистой системе, и растение может упасть. Рамуляриоз, экзотическое на слух название, больше свирепствует в Центральной России. При этой болезни начинают чернеть и отмирать листья, потом рамуляриоз может перейти на зонтики и даже на незрелые плоды. И здесь подойдёт любой активный фунгицид. Если вовремя заметить признаки болезни и сразу принять меры, кориандр можно излечить. Можно даже, как на винограде, провести опрыс­кивание сверху бордосской жидкостью. Самый древний, стабильный и безвредный фунгицид. Современные препараты, безусловно, есть, но практика показывает, что 99% новинок делается для основных культур, эшелона первого уровня: пшеницы, ячменя, рапса, сои, подсолнечника, а уже когда идут культуры более редкие, нишевые, под них не ведётся синтез конкретно специализированного препарата. В реальности берётся перечень существующих пестицидов и методом перебора подбирается более эффективный. Так поступают в том числе и по болезням кориандра.

А вот злостных врагов из мира фауны у кориандра нет. Блошки, щитовки, тля может сесть. Но против них кориандр вооружён сам – запах эфирных масел мало кому из насекомых приятен.

Money, money, money

Ну, и самый интересный вопрос, ради чего всё затевается: выгодна ли эта культура?

– Год на год не приходится, – предупреждает Сергей Зеленцов. – В отдельных хозяйствах по-разному складывается себестоимость. Тем не менее кориандр можно смело поставить в ряд очень высокорентабельных культур. Другое дело, что рынок сбыта ограничен. Нельзя бесконечно увеличивать объёмы производства. Сейчас ёмкость рынка сформировалась, она заполняется. Охотно закупает кориандровое масло Европа. Лет десять назад мне говорили, что литр масла стоил там 600 евро. На европейский рынок кориандр поставляют и азиатские страны. Но российское сырьё забирают в первую очередь и по более высокой цене, потому что содержание эфирного масла в нём выше.

Но как «прорубить окно в Европу» фермеру с малыми объёмами продукции. Думается, это невозможно.

– Ошибаетесь, – опровергает сомнения Семён Потапов. – Имея даже 20 тонн – партия, контейнер, – можно искать покупателя в любой точке мира. Мы ж авантюристы – очень много играем втёмную. Один год делали партию льна таким образом, отправляли контейнером прямо за границу. Я считаю, вырастив качественную продукцию, не стоит продавать её в первые три дня. А если она полежит полгода, то рынок можно найти. Просто заранее нужно ставить себе задачу не просто вырастить продукцию, а довести её до потребителя (учтя все его требования). Плановую урожайность мы знаем из статис­тики – она у нас небольшая, в пределах 10 центнеров крутится. Единственное что – заманчивая цена. Говорят, по цене он может быть в три раза рентабельнее льна. Качели по ценовой политике могут быть настолько большими, потому что он идёт приправой. Если кориандра на рынке нет, то за него будут платить и 100 рублей за килограмм. Но когда его много, тогда нужно найти того, кто бы его взял так, чтобы он вошёл хотя бы в рентабельность серийных культур. Либо пусть полежит хоть три года. Его легко соскладировать. Для нас это интересная культура. Не хлебом единым – интересом мы живём: а давайте поиграем.

Людмила ВОРОБЬЁВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин