Кожевник Братислав

Историк, увлёкшись реконструкцией, сам начал делать доспехи из кожи и другую атрибутику

Александр Козлов по образованию учитель истории. Поступил в институт по призванию. Ещё студентом работал в краеведческом музее реставратором металлических экспонатов. Другими словами, у этого гуманитария руки растут откуда надо, что не так уж и часто бывает у людей с подобным складом ума. Как историку ему близка эпоха древнего славянства и Руси. Чтобы лучше её понять, он стал заниматься историческим фехтованием. Это дорогостоящее увлечение: купить доспехи, копии холодного оружия – стоит немалых денег. Чтобы сэкономить, студент сам стал делать кожаные доспехи и другую атрибутику. Получалось. Со временем отточил своё мастерство. Теперь это стало его основным занятием. Александр так и называет себя – ремесленник. Он – кожевенник. Сейчас предпочтительней говорить так, а не кожевник, как раньше. Лично моему слуху приятней – кожевник. Буду его так называть. А ещё у Александра есть творческий псевдоним – Братислав. Он отражает его стиль, основанный на славянской и скандинавской тематике.

Сам себя обучил

Мы встретились в маленькой мастерской Александра, заставленной различными приспособ­лениями, станочками, швейными машинками. Всё это необходимо, чтобы из куска кожи получилось красивое изделие. Это могут быть ремни со славянскими узорами, тубусы для хранения документов, поясные и плечевые сумки, обложки на паспорта, бумажники и кошельки, другие изделия.

Рассматриваю их. Просто профессиональное исполнение, настоящая ручная работа, которая ценится знатоками. Помню, как один американец подарил мне сувенир и гордо прокомментировал: «Хэнд мэйд», – то есть сделано руками. Дарёному коню в зубы не смотрят, но справедливости ради надо сказать, руки были так себе. А вот у Александра руки-то золотые.

– Как этому научиться? Это же уникальная профессия? – спрашиваю мастера.

– Да, нигде не учился. Сам себя обучил: книги читал, но больше в интернете смотрел различные мастер-классы. Сейчас благодаря интернету всё можно постичь, если есть желание, упорство. Раньше мастера строго хранили свои секреты, передавая их только детям, внукам или самым лучшим подмастерьям. Сейчас всё проще, общество стало более открытым, хотя самые важные приёмы тоже никто не раскрывает. Но спасибо тем, кто дал основу, потом я уже сам вырабатывал свой стиль, свою методику. Теперь и у меня есть секреты.

Прокатал, прижал, вырезал…

Для того чтобы получилась хорошая вещь, важно всё: качество сырья, оборудование, ну, и те самые секреты, которые отличают изделия мастера от фабричного массового продукта.

Я взял на встречу с Александром своего внука Максима. Любознательный мальчишка оказался хорошим помощником по части задавания вопросов: «Дядя, а зачем эта ручка-крутилка?»

– А чтобы кожу разрезать на слои. Вот тебе кусочек, сейчас я его вставлю в машинку, а теперь – крути.

Максим поднатужился, ручка шла туговато. Но из-под вальцов поползла тоненькая полоска кожи.

– Верхний слой самый прочный, он идёт на внешнюю сторону изделий, другие слои – на подкладку или на такие изделия, где требуется мягкость материала, – поясняет Александр. –

Сейчас проблем с хорошим сырьём нет. Опять же, благодаря интернету можно найти поставщиков сырья, которое тебя устраивает. И ездить никуда не надо. Всё тебе доставят транспортной компанией. Конечно, пощупать перед тем, как покупать, было бы лучше. Я пару раз, что называется, влетел. Но в целом это не такие уж большие издержки. Постепенно вырисовался круг поставщиков, с которыми можно иметь дело. Опять же, информационная открытость, конкуренция во благо всем. Халтурщиков быстро вычисляют, и у них нет шансов в бизнесе.

– Дядя, а что эта за штука? Давилка какая-то…

– Ну да, давилка. Это пресс, с помощью которого вырезают нужные формы из куска кожи, – говорит Александр.

Макс тоже опробовал станок. Придавил ручку вниз – вырезалась заготовка для брелока.

Потом Александр продемонстрировал, как наносятся тиснения на кожу. Есть два способа – мокрый и горячий. При первом кожу смачивают и с помощью пресса вдавливают в неё штамп, на котором нанесено нужное изображение. Это, как правило, различные орнаменты в славянском или скандинавском стиле. Штампы обычно деревянные. Их Александру делает отец, Юрий Александрович, увлекающийся резьбой по дереву. Холодный способ занимает больше времени, зато оттиски получаются рельефные. При горячем методе используются металлические штампы, которые предварительно нагреваются. Так быстрее, но менее выразительно.

«Зингер» вне времени

Вижу в мастерской несколько старинных машинок «Зингер».

– Это дань вашей первой профессии – историка? Музейные экспонаты?

– Зачем? Вполне действующие инструменты. Я ими пользуюсь, хотя, конечно, они мне душу греют как раритеты.

Александр рассказывает, что зингеровские машинки он покупал тоже через интернет. Конечно, можно было бы купить современные импортные аналоги, как правило, китайские, но это же банально. А работать на старинном «Зингере», которому сто с лишним лет и который прекрасно справляется со своими задачами, это же верх наслаждения! У каждой машинки своя история. Например, одну, с огромным маховым колесом, он купил в Ростовской области. Эта мощная машинка предназначалась для пошива кожаной обуви. На ней работало несколько поколений семьи. Последним был дедушка, который до конца жизни не бросал своего ремесла. Но потомки, увы, не продолжили традиции и продали раритет.

Есть в мастерской Александра и две мощные машинки «Подольск», предназначенные для работы по коже, весом 35 и 90 килограммов. Конструкция простая и надёжная, как у «Зингера». Кстати, до революции Подольский завод тоже назывался «Зингер», выпускал машинки по патенту знаменитой фирмы. А вот теперь завода в Подольске нет. Но расходные материалы к машинкам купить можно, как и к «Зингеру». Опять же – в интернете. Кстати, в Китае и Индии до сих пор есть фабрики, где шьют изделия на «Зингерах», это такой особый шик.

Своё лицо

Александр говорит, что для успешного продвижения продукции надо иметь свой стиль, ты должен быть узнаваем. По его мнению, ему это удаётся. Он занял свою нишу. Изделия со славянским и скандинавским орнаментом охотно покупают люди, интересующиеся историей, этнографией. Продаёт свои изделия тоже с помощью интернета, в основном через соцсети. Его логотип «Братислав» знают ценители ручной работы на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, за рубежом. Конечно, говорить о каких-то сверхдоходах не приходится, для этого нужны цеха. Козлов к этому не стремится. Он – ремесленник в лучшем смысле этого слова, он – мастер.

– Без любви к делу было бы неинтересно жить. Поэтому я стараюсь всегда смастерить что-нибудь эксклюзивное, чтоб можно было проявить себя по максимуму, – говорит Александр.

– Сейчас делаю доспехи амазанок. Массового спроса на них никогда не будет, но мне интересно. Может, буду фотографам в аренду сдавать для фотосессий или для каких-то карнавальных мероприятий. Доход здесь не важен, главное – творческий процесс. Очень приятно было делать необычные заказы. Например, одному начальнику из Ямало-Ненецкого округа подчинённые заказали карту региона на коже. Другому – игру старинную, «золотые тавлеи», что-то среднее между шахматами и шашками. А как приятно, когда на ярмарке подходит к тебе человек и говорит: «У вас покупал, уже пять лет ношу».

Сергей ИВАЩЕНКО
Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин