И ведро божьей коровки

Хорошему урожаю она необходима, но в вино попасть не должна

Развитие винного туризма приносит неплохую прибыль хозяйствам и региону. Одна из основных гастрономических «точек на карте» в Ростовской области – винодельческое хозяйство «Эльбузд». Во время ЧМ по футболу почти три тысячи иностранных туристов посетили виллу и узнали, что особенного в донском вине. 

– Главная проблема виноделия – часто виноградник и место переработки находятся в разных местах. И чем больше это расстояние, тем хуже качество вина. У нас эта проблема полностью отсутствует, поскольку виноградники начинаются прямо перед цехом. И его мы собираем вручную, – говорит глава хозяйства Владимир Гончаров.

На первом этаже виллы просторно. Стеклянные стены открывают вид на двадцать пять гектаров виноградников. Здесь находится приёмная, украшенная картинами винограда, а также небольшой конференц-зал. 

Под первым этажом – производственный цех; его называют погребом. Он включает в себя три подвальных этажа, которые связывает мощный лифт. Его грузоподъёмность – две тонны.

Ящики с виноградом к производственному цеху подвозят трактором. После этого начинается весь технологический процесс, который состоит из ряда этапов. 

Минус первый этаж

Первым делом ящики отправляются в сортировочный цех переработки винограда. Ягоды высыпаются в вибростол (ёмкость примерно четыре метра в длину и 60 сантимет­ров в ширину). Над вибростолом трудятся восемь человек. Виноград идёт в один слой, и работники перебирают ягоды и вынимают мусор. А за счёт того что виноград на вибростоле двигается под большим давлением, мелкий мусор проваливается в решётки. 

– Оборудование заказывали в Германии. Немцы нам рассказывали, что если на винограде есть божья коровка, то это очень хорошо, поскольку она поедает тлю. Но коровке ни в коем случае нельзя попадать в вино – сразу получается горький привкус. Поэтому на этом этапе мы не только убираем листики, но и собираем коровку. И чем её больше, тем продукция чище. С десяти тонн винограда мы высыпаем примерно ведро божьих коровок, – рассказывает Гончаров. 

Далее виноград направляют к гребнеотделителю. На большой скорости машина удаляет гребий с винограда, затем сырьё попадает на второй стол – снова к людям. Они перебирают ягоды и удаляют сухие и повреждённые. 

После этого виноград идёт на прессование. Белый давят сразу, а красный отправляется в ёмкости для брожения вместе с кожурой. После пресса сырьё сорта Гевюрцтраминер (белый виноград) отправляется в мацератор. Это две большие ванны, где виноград настаивается. 

– Вся ароматика винограда содержится в кожуре. Поэтому чем больше идёт выдержка в кожуре, тем ароматнее будет вино. Обычно мы настаиваем его восемь-двенадцать часов.

После чего виноград высыпается в пресс и ещё раз прессуется. Из-за такой системы ароматика увеличивается в три-четыре раза.

После пресса будущее вино отправляют на брожение. Заглядываю в пустые винные ёмкости – нигде нет ржавчины. Гончаров рассказывает, что в каждой ёмкости есть система контроля холода, которая называется «двойной рубашкой». 

Суть в том, что при брожении вино сильно нагревается, а «рубашка» следит за тем, чтобы температура в ёмкости не поднималась выше 25 Со. 

Минус второй этаж

Он находится на 12,5 м ниже уровня земли. Связь здесь уже не ловит. Вино с этажа повыше не перекачивают, а переливают через специальные трубки и отверстия в потолке. 

Здесь тоже стоят ёмкости с системой контроля холода. Гончаров утверждает, что чем меньше сама ёмкость, тем выше качество хранения виноматериала. 

На этом этаже есть «термос-очиститель» – три ёмкости, в которых вино охлаждают до минус пяти градусов. Из-за алкоголя вино не замерзает, но очищается от осадка. Эта технология позволяет увеличить срок хранения продукта. 

Из-за такого охлаждения «дверца» ёмкости покрывается льдом.

В соседней комнате – линия розлива. Она полностью автоматизирована и может производить две с половиной тысячи бутылок в час. 

– Принцип очень простой: закладывается бутылка (закупаем в Минводах), ополаскивается, затягивается автоматом, заливается вином, потом закладывают пробку. Мы можем устанавливать любую пробку – закручиваю­­щуюся, маленькую, большую. Потом колпачок фиксируется, ставим этикетку, контрэтикетку, акцизку. 

Минус третий этаж 

Его можно условно назвать «элитным». Сюда попадают не все вина, а только те, которые будут выдерживаться в бочках. Это топовое вино каберне фран, мерло и пино нуар. Уровень помещения – минус 19,5 метров. Такие условия оптимальны для выдерживания вина в бочках, утверждает Гончаров. 

– Мы используем французские бочки. Учитывая, что у нас европейские сорта, они идеально подходят под виноград. Бочка рассчитана на 225 литров, стоит дорого. Пустая – около тысячи евро. Поэтому тема импортозамещения для нас очень актуальна, – говорит Владимир Александрович. – Мы имеем возможность хранить в этом помещении много вина длительный период. Бочка заливается три раза, каждый раз – от полутора до двух лет в зависимости от сорта. Каждая бочка имеет свой сканированный код. Если покупателю понравилось вино из конкретной бочки, он может заказать точно такую же бутылку.

– Сколько времени требуется, чтобы виноград попал в бочку, а затем на прилавок? – спрашиваю.

– Вот смотрите. Мы собрали каберне фран в октябре, ближе к весне он ферментировался, то есть уже фактически готовый, и летом мы можем его заливать в бочку. Первый релиз у нас был 2015 года. Мы сделали всего три тысячи бутылок и уже весь продали. Гранд-резерв урожая 2015 года, выдержанный в дубе 15 месяцев, составил пять тысяч бутылок.

Половину уже купили. На качественное вино у нас очень хороший спрос. 

В скором будущем «Эльбузд» обзаведётся ещё одним этажом – вторым, над приёмной. Здесь будет ресторан. 

– Это новое направление для нас, два-три года назад мы и не планировали так активно заниматься туризмом, – сообщает Владимир Александрович. – Но спрос растёт, и многие туристы хотят дегустировать вино на месте. Поэтому у нас в планах открытие ресторана на верхнем этаже в этом или следующем году. Может, гостиницу откроем. Рядом трасса М-4, в сезон проезжает до сорока тысяч человек. 

Он добавляет, что собирается кооперироваться в «ресторанном» вопросе.

– Мне кажется, будет правильно делать это вместе с другими хозяйствами, чтобы гости могли попробовать не только наши вина, но и вообще в целом – донские.

Ирина БАБИЧЕВА
Азовский р-н, Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин