Верещагин из Больших Салов

В Мясниковском районе установили памятник знаменитому земляку

К советскому актёру, блистательно сыгравшему в «Белом солнце пустыни» таможенника Верещагина, в Больших Салах относятся с особой любовью. Павел Луспекаев родился в этом селе. В память о земляке здесь названа улица, на школе установлена мемориальная табличка, а 18 мая перед местным ДК торжественно открыли памятник Заслуженному артисту РСФСР.

Ходил без ног

Сейчас в Больших Салах живут родственники актёра. Его племянник Альберт Синанян очень похож на Луспекаева. Портреты Павла Борисовича висят на стенах дома Альберта.

Фотографии дяди, как и других близких – в серванте. Ещё Альберт хранит целую коллекцию газет с текстами о Луспекаеве. 

– Я видел его дважды. Первый раз – на похоронах дедушки, в Салах. Но я был совсем маленький и мало что помню. По-армянски он не говорил, названий наших блюд не знал и кухне удивлялся. Но еда ему нравилась.

Во второй раз мужчины встретились, когда Альберт служил в армии. 

– До этого я ему писал письма в Ленинград. Тогда всё было проще: я обратился в Большой драматический театр, сказал, что я его родственник, и мне дали домашний адрес. Я написал Луспекаеву письмо – кто я, откуда, упомянул, что прохожу службу на флоте. Вскоре получил ответ – человеческий, тёплый, без малейшего «звёздного» оттенка. 

Завязалась переписка. А когда корабль с Альбертом причалил к Ленинграду, солдату дали увольнение на один день. Он решил заехать в гости к Луспекаеву. 

– Квартира у него была большая и светлая. Когда я зашёл, у Павла сидели гости. Жены дома не было, а дочка Лариса делала уроки в соседней комнате и то и дело подбегала к отцу – просила, чтобы он проверил. Мы разговаривали о жизни, моей службе. Много шутили. Пили, разумеется. Павел почти всё время сидел. А если вставал, то еле ходил. На культях. У него уже не было стоп. 

Двоюродные племянники Альберт Синанян и Людмила Корсунова гордятся мужеством и талантом Павла Луспекаева

Пятнадцатилетним юношей Луспекаев отправился добровольцем на фронт. Там получил ранение и сильное обморожение. Родственники рассказывают, что в руку Павла попала разрывная пуля. Рана была настолько серьёзной, что в военном госпитале врачи решили ампутировать парню руку. Но Луспекаев упросил хирурга обойтись без ампутации. 

– В результате руку он спас, но уже после войны начались проблемы с ногами. Сказалось обморожение, началась гангрена. Сначала ему ампутировали пальцы ног, а потом и ступни.

С тех пор Луспекаев ходил на протезах. 

При этом актёр играл большинство сцен самостоятельно. Отказ от дублёра для Луспекаева был принципиальным моментом. Единственное исключение – три секунды фильма, в течение которых Верещагин сталкивает бандитов за борт ногами. Поскольку снято всё было крупным планом, пришлось подыскивать замену: при таком сильном ударе сапоги Луспекаева сгибались, и это было бы видно на экране. 

– Для меня он дядя Паша, – говорит Людмила Корсунова. – Знаю его в основном по рассказам матери – они были двоюродными и учились в одном классе. Рассказывала некоторые эпизоды из их детства. Вот, например. Вышел на экраны фильм про Чапаева, и Паша примерял на себя роль то Василия Ивановича, то Петьки. Но Петька был ему явно ближе.

Мальчиком он был шустрым, юрким, бойким. 

На открытие памятника собралось много народа

Сила русского духа

На открытии памятника собралось много народу: старшие классы местной школы, жители села, ростовчане. К удивлению большесальцев, на крыльце местного Дома культуры выступал джазовый оркестр. А вскоре на ступеньки поднялся местный баянист. Быстро обсудили репертуар, стали играть вместе. Селяне снимали концерт на камеры. 

– Великий актёр! – слышу чей-то голос. И тут же: 

– Неправильно на памятнике написали. Он не Луспекаев, а Луспекаян. Павел Богосович! 

Это верно только отчасти. В начале двадцатого века семья Луспекаянов жила в центре Больших Салов. Отец Павла, Богдасар Гукасович Луспекаян, уехал из села, изменил своё имя в документах и стал Борисом Луспекаевым. Эту фамилию и отчество унаследовал его первенец – Паша. 

Памятник Луспекаеву стал дипломной работой Дмитрия Серебрякова. Скульптору 29 лет, он окончил училище имени Грекова и академию архитектуры и искусств ЮФУ. 

– Когда я обучался в Южно-Российских творческих мастерских Российской академии художеств, от министерства культуры Ростовской области поступило предложение изготовить памятник Луспекаеву. Сергей Олешня, академик Российской академии художеств, рекомендовал меня. Сергей Николаевич – мой руководитель по дипломной работе. 

Сначала Серебряков сделал наброски на бумаге, потом этюды, а затем вылепил бюст из глины. По нему изготовили гипсовую форму, в которую залили бронзу. На лепку у Дмитрия ушло семь месяцев. 

– Прежде чем работать, я изучаю биографию человека. Мне хотелось показать силу русского духа. У него рубашка нараспашку, волевое лицо, строгий взгляд. Я опирался на его образ в последних сценах в «Белом солнце пустыни». К тому же меня впечатлила его судьба – то, как он противостоял обстоятельствам, ранам, как играл практически без ног. Причём получилось это у него абсолютно незаметно. Это не может не восхищать.

Ирина БАБИЧЕВА
Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин