Год на «расстрельной» должности

Дмитрий Патрушев добился увеличения господдержки АПК и ввёл ноу-хау в управлении

18 мая исполнился год со дня назначения Дмитрия Патрушева министром сельского хозяйства РФ. Сын бывшего главы ФСБ, ныне секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева оказался неожиданной кандидатурой на пост министра. Ведь у него нет сельскохозяйственного образования. Единственное, что его более-менее связывало с АПК, была работа на должности председателя правления Россельхозбанка. 

Одновременно с приходом в Минсельхоз РФ нового руководителя на пост заместителя председателя правительства был назначен Алексей Гордеев, который в прошлом уже сыграл большую роль в развитии сельского хозяйства. В частности, при нём в 2005-2008 гг. был впервые реализован приоритетный нацио­­нальный проект «Развитие АПК». Было бы несправедливо оценивать работу Патрушева в отрыве от Гордеева. Логичнее говорить о тандеме. Итак, какими же ключевыми и драматическими моментами в сфере АПК запомнился прошедший год?

Рост цен на ГСМ и компенсации аграриям

Смена аграрного руководства совпала с таким болезненным ударом (не только для аграриев, но и для всех жителей страны), как повышение цен на топливо. По статистике, цены выросли на 5,6% всего за месяц (местами значительно больше). Такой взрывной скачок произошёл впервые с 2014 года. Люди выходили на митинги и одиночные пикеты, в соцсетях распространялись призывы бойкотировать отдельные автозаправки. Выступая на прямой линии перед жителями страны, президент был вынужден признать, что рост цен – результат ошибок регулирования в сфере энергетики, и пообещал принять меры.

Меры действительно были приняты достаточно оперативно со стороны правительства: оно заключило соглашение с представителями крупнейших топливных компаний о сдерживании цен на ГСМ.

Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев не остался в стороне: 29 июня 2018 года на встрече с президентом он доложил, что убытки аграриев от удорожания топлива составили 12 млрд рублей и попросил о компенсации затрат. Решение президента было положительным: аграриям предложили компенсировать 100 рублей на га, на эти цели из резервного фонда правительства страны было выделено пять миллиардов рублей на условиях софинансирования в регионах. 

Позднее Дмитрий Патрушев ратовал за выделение дополнительных семи миллиардов рублей из бюджета, чтобы полностью покрыть потери аграриев, однако Министерство финансов не поддержало такое решение. Оказывается, из пяти миллиардов рублей по заявкам субъектов было распределено только 4,364 млрд рублей. То есть регионы не проявили достаточной активности в предоставлении этой меры господдержки аграриям (возможно, им нечем было софинансировать незапланированные расходы).

Сам Дмитрий Патрушев отнёсся к этой истории философски: «Да, мы пытаемся зафиксировать цены и на ГСМ, и на удобрения, но надо чётко понимать: получилось из резервного фонда взять пять миллиардов – это уже победа. Мы будем просить правительство, чтобы компенсировать, но, на мой взгляд, надо быть благодарными правительству, что оно приняло беспрецедентное решение и пять миллиардов уже и так аграриям погасили».

Революция на рынке зерна

Она началась ещё до прихода Дмитрия Патрушева на пост министра. В 2017 году с подачи ФНС была принята Хартия в сфере оборота сельхозпродукции, объявлена война серым схемам торговли и отмыванию НДС. Однако в «правление» Патрушева произошли, пожалуй, наиболее драматичные события.

Больше всего запомнилась забастовка перевозчиков зерна. «Всероссийский бойкот» случился 20 января 2019 года. Водители большегрузов собирались на площадках вблизи населённых пунктов и договаривались о минимальной цене. Ещё одним коллективным требованием был отказ от перегруза. В этой истории осталось до конца не ясно, с чьей подачи начался протест и кто координировал действия перевозчиков.

Оперативная информация и комментарии исходили от ассоциации «Грузавтотранс». Интересно, что ни одного случая задержания водителей большегрузов не было, хотя люди собирались массово, и иногда это мешало передвижению транспорта. В редких случаях рассказывали о столкновениях участников бойкота с «серыми» перевозчиками, которые предпочитали демпинговать и возить зерно с перегрузом. Возможно, эту историю можно рассматривать как логичное продолжение зачистки рынка зерна и упорядочивание смежной отрасли – перевозок зерна.

Вообще, работа с ассоциациями и общественными организациями, можно сказать, стала ноу-хау команды нового министра. Опытный управленец никогда не пренебрегает работой с общественностью и всегда выступает лишь в роли искусного дирижёра. В марте 2018 года было объявлено о создании Национального союза птицеводов. При этом в стране действует Росптицесоюз, однако, по слухам, министерство отказалось сотрудничать с ним. Такая же судьба, видимо, ждёт Национальную ассоциа­цию экспортёров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП). В феврале Дмитрий Патрушев инициировал создание нового отраслевого союза. Его учредили компании «Астон», «Гленкор» и ТД «Риф».

– Видимо, независимая общественная организация Минсельхоз не устраивает. Им нужна управляемая и предсказуе­мая общественная организация, где будут одобряться любые инициативы министерства, – высказал своё мнение президент НАЭСП Сергей Балан.

В целом же председатели общественных организаций положительно оценивают работу с министерством в новом составе.

– Совещания в министерстве стали конкретнее, заместители министра приходят подготовленными, так что обсуждение вопросов идёт по делу, – высказал мнение руководитель исполкома Национальной мясной организации Сергей Юшин в интервью журналу «Агроинвестор».

Это же СМИ приводит цитату гендиректора Национального союза производителей молока Артёма Белова: «Минсельхоз чётко заявил, что он хочет выстраивать отношения с отраслью на уровне конструктивного диалога, прежде всего через союзы, и хотел бы видеть принцип «одна отрасль – единый союз».

Не прошло и месяца после всероссийского бойкота, как новое потрясение для рынка зерна: масштабные совместные проверки ФСБ и ФНС в агрохолдингах. Обыски прошли в крупных сельхозпредприятиях 13 регионов России. В числе проверяемых были «Русагро», «Черкизово».

Некоторые наблюдатели склонны были искать в этом очередной передел собственности, и в частности зерновых элеваторов, перевалочных баз и портовых терминалов.

Официальная позиция аналитиков была такой: «Осторожно предположу, что “проверки в агрохолдингах” – это не подковёрная борьба, не передел чего-то и не заговор кого-то, а вторая стадия операции борьбы с фальшивым НДС», – так прокомментировал происходящее директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов на своей странице в Facebook.

Борьба за экспорт – зачистки в портах

Назначение Дмитрия Патрушева совпало и с таким знаменательным событием, как майский указ президента, в котором был проложен курс на увеличение экспорта продукции АПК. По плану Россия к 2024 году должна вдвое увеличить стоимостной объём экспорта продовольствия, до 45 млрд долларов.

Казалось бы, включён немигаю­щий зелёный свет для экспортёров. В срочном порядке был разработан и принят национальный проект

«Международная кооперация и экспорт», предложены новые меры господдержки. Это, например, льготное кредитование по ставке 3%, субсидия из федерального бюджета на компенсацию части затрат на транспортировку сельхозпродукции наземным транспортом.

И вдруг под конец февраля – как гром среди ясного неба – известие о том, что Минсельхоз негласно ограничил экспорт зерна. Сделано всё было аккуратно: формально Россельхознадзор просто стал более тщательно проверять партии зерна и условия работы в портах.

– Я не могу знать обо всех совещаниях, которые регулярно проводит министр или его заместители с экспортёрами. Могу только сказать, что Россельхознадзор выполняет свою функцию в области государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью зерна, а также фитосанитарного контроля на предмет соответствия вывозимого зерна требованиям стран-импортёров. В настоя­щее время по поручению правительства мы внепланово проверяем все складские и производственные площади, – рассказал корреспонденту «Крестьянина» руководитель межрегионального управления ведомства Антон Кармазин.

Официально некоторые площадки закрывали по решению суда на несколько дней из-за выявленных нарушений. А в кулуарах топ-менеджеры экспортирующих компаний говорили о том, что Минсельхоз требует от них еженедельный отчёт об отгруженных объёмах.

– Было бы проще, если бы государство в открытую заявило, что ограничивает экспорт, – цитировала анонимно одного из трейдеров газета «Ведомости». – Но признаваться в ограничениях невыгодно, когда президент ставит задачу увеличить экспорт.

И вывод: «Возникает коррупционный риск – участникам рынка придётся договариваться с контролирующими органами и подстраиваться под новые неформальные правила игры».

По мнению же Антона Кармазина, противоречия никакого нет: ставя задачу увеличить экспорт, государство просто даёт участникам рынка сигнал о том, что необходимо инвестировать в развитие своих предприятий, улучшать материально-техническую базу. И, конечно, что достижение плановых показателей любой ценой не нужно, а нужен качественный рост, переход на новый уровень.

– Мы должны вместе с экспортёрами, переработчиками, сельхозтоваропроизводителями выработать единый механизм, наладить системную работу. Чем быстрее это произойдёт, чем меньше мы будем получать нотификации от импортёров, тем больше будет экспортный потенциал и прибыль для экономики страны, – сказал Антон Кармазин.

Зелёной продукции – зелёный свет

Выступая перед Федеральным собранием в феврале, Владимир Путин упомянул, что производство и экспорт органической продукции может стать «естественным преимуществом» России на мировом рынке. Он поручил создать соответствую­щий бренд. Минсельхоз планирует представить его уже к концу года, а также определить пилотные регионы и земельные участки для выращивания экологически чистой продукции.

Отдельные хозяйства в России и прежде выращивали органическую продукцию, сертифицировали её по международным стандартам. Но массовое развитие сдерживало отсутствие закона внутри страны. Госдума рассмат­ривала законопроект в течение нескольких лет, и только 28 июня прошлого года он был принят.

– Все мы, всё профессиональное сообщество, очень рады, что это наконец-то произошло, федеральный закон принят. И мы понимаем, что это начало большого пути, – высказал мнение Сергей Коршунов, председатель правления Союза органического земледелия.

Возможно, мы наблюдаем зарождение нового направления в сельском хозяйстве, оно придаст импульс для развития науки и смежных производств. Производство органической продукции полностью исключает применение химических средств защиты растений – только биологических. Кто знает, может, появление экопродуктов станет новой вехой в истории страны, будет способствовать экономическому подъёму и сыграет роль в оздоровлении жителей, улучшении демографической обстановки.

Самое интересное впереди?

Из достижений, которые можно отметить за первый год работы нового министра, также увеличение господдержки АПК до 303 млрд рублей (в 2019 году – 242 млрд). И, как справедливо подметил зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Айрат Хайруллин, в отличие от бывшего министра сельского хозяйства, Дмитрий Патрушев деньги вроде и не просил. По крайней мере, никто из журналистов не может похвас­тать сочной цитатой. 

Но самое интересное, наверное, ждёт впереди. До 1 июня Минсельхоз должен представить госпрограмму развития сельских территорий.

Идеологи и защитники села возлагают на неё большие надежды. Если позиции Патрушева и Гордеева окажутся достаточно сильны и авторитетны, финансирование госпрограммы может составить 17 млрд в текущем году и свыше 1,3 трлн рублей в течение последующих шести лет. Село – это не только зерно и свиньи. Это прежде всего люди. А людям нужны достойные условия жизни: хорошие дороги, школы, больницы, вода, газ и электричество… Госпрограмма должна стимулировать развитие сельских территорий в комплексе. Это позволит развиваться и сельским предпринимателям, привлекать компетентных специалистов, расширять направления деятельности.

– Село должно стать одним из новых экономических центров России, своеобразным «местом силы» для предпринимателей, территорией сосредоточения инвестиций и передовых технологий, – написал Дмитрий Патрушев в своей «программной» статье (опубликована 14 марта 2019 г. РИА «Новости»).

Важным событием текущего года станет и пересмотр некоторых показателей Доктрины продовольственной безопасности. Оказывается, уже в 2017 году российские аграрии справились с поставленной перед ними правительством задачей и обеспечили страну в запланированном объёме зерном, сахаром, растительным маслом, картофелем, мясом.

Дмитрий Патрушев рассказывал журналистам, что работа по пересмотру доктрины уже идёт, в новом документе заложат другие показатели, которые позволят планировать поставки на экспорт, а также предусмотрят два новых «маркера»: экономическую и физическую доступность продовольствия. 

– Если говорить простыми словами, это то, сколько можно купить продуктов из продуктовой корзины на минимальный доход, который есть у нашего населения. Плюс – доступность торговых сетей, в которых можно купить необходимую продукцию, – объяснил министр в интервью.

Такой подход к производству сельхозпродукции в привязке к покупательной способности населения в министерстве реализуется впервые. И это тоже в своём роде ключевой и значимый момент в работе аграрного ведомства. Ведь только наличие обеспеченного спроса может гарантировать положительную рентабельность производства сельхозпродукции, а это важнейшая задача, которая стоит перед министерством. Так что есть надежда, что самые главные достижения тандема Патрушев – Гордеев мы увидим в ближайшие годы.

Инга СЫСОЕВА
Фото пресс-службы 
Минсельхоза РФ

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин