Почему не пьём своё вино?

Площади виноградников на Ставрополье растут, а своего вина в магазинах нет

Проблема качественных спиртных напитков сегодня весьма актуальна. Если с введением новой системы учёта алкогольной продукции проблема фальсификатов в розничной сети фактически решена, то бороться с легальной, но некачественной продукцией гораздо сложнее.

Один из путей – производить хорошие напитки у себя в регионе, пропагандируя своих местных производителей и гарантируя качество их продукции на уровне региональной власти. Это могут быть и выставки, и праздники, типа праздника молодого вина, и различные дегустации и т. п. А такие производители на Ставрополье есть. Но есть ли их продукция на прилавках магазинов края? Коньяк, водка и пиво присутствуют, пусть и не в таком большом количестве, но вина вы почти не найдёте. Парадокс, ведь традиции виноделия на Ставрополье давние и славные. Так где же наше вино?

Увозят как сырьё

За долгую журналистскую карьеру я бывал в нескольких винодельческих хозяйствах края и дегустировал там немало вин. Бывал и на дегустациях, которые регулярно проводит «Ставропольвиноградпром». Знаю хороших виноделов, которые создали немало качественных вин. Но как только, попробовав их вино, спрашиваю, а где же можно его купить, в ответ получаю длинные и путаные объяснения. Мол, мы не разливаем, всё продаём как сырьё за пределы края, а там уже льют его в бутылки, как правило, смешивая (купажируя) с другими виноматериалами. То есть купить в магазине бутылочку вина, на которой было бы написано «Сделано на Ставрополье», практически невозможно. Продавались когда-то неплохие вина под маркой «Вина Маджарии», которые делались из сырья винодельческого предприя­тия «Левокумское». Но уже лет десять как предприятие остановлено. Не выдержало конкуренции с дешёвым и не очень качественным импортом, с теми же «разливашками», которые бодяжат в бутылки что ни попадя. 

Поговорив со специалистами, всё же услышал названия нескольких предприя­тий, которые разливают своё вино. Это, например, ЗАО СХП «Виноградное», «Кавигрис», известный наш бренд «Прасковейское». Кстати, последнее назвать местным производителем вина можно с натяжкой, так как все плантации и завод сейчас находятся в Болгарии. А продукции первых двух предприятий в крае почти нет, всё уходит куда-то на сторону.

Вот и получается, что площади под виноградники, благодаря действительно выросшей государственной поддержке, растут, а конечного продукта от этих виноградников больше не становится. Выходит, что придётся продавать виноград как сырьё за копейки. И даже виноматериал – это тоже полуфабрикат, почти сырьё, то есть и он не сулит сельхозпроизводителям достойной прибыли. Так есть ли при таком подходе будущее у виноградарства и виноделия в крае?

Винодел Сергей Добан

Можно и нельзя

Все с нетерпением ждали закона о виноделии, который должен был облегчить жизнь тем, кто не просто разливает вино, а делает это именно из своего винограда. И такой закон был принят, но кардинально он проблему не решил. Дело в том, что он потребовал кучу подзаконных актов, которые регламентировали бы порядок получения лицензий и прочие бюрократические процедуры. Они до сих пор до конца не прописаны. Как я понимаю из бесед с виноделами, потребовалась фактически новая редакция закона, которую обещают рассмотреть в Думе в ближайшее время.

А пока формально вино из своего материала можно делать и в фермерском, и даже в личном подсобном хозяйстве, что значительно расширяет возможности производства качественных вин. Ведь давно в нашей стране существует так называемое гаражное виноделие, которое теперь фактически узаконено. Теперь к гаражнику не придёт полицейский и не обвинит в незаконном промысле. А вот налоговая инспекция и прочие контролирующие органы могут и спросить, на каком основании он торгует вином, как определяет свой доход и т. п. Всё это пока досконально не прописано. Так что получается, что делать вино в малых хозяйствах можно, а продавать его пока нельзя.

Народ находит различные лазейки, типа дегустаций в рамках экскурсий в свои винодельни и т. п.

По большому счёту, лицензию на производство и торговлю получить можно, но это сопряжено с такими бюрократическими препонами, что на сегодня лицензии есть у десятка виноделов-фермеров на всю страну. Почти все они из Краснодарского края.

Ждут отмашки

Я позвонил знакомому фермеру Сергею Добану, который делает замечательное вино, выращивает столовый виноград. Как обстоят его дела за те два года, что мы не виделись?

Сергей Спиридонович сообщил, что прекрасный столовый виноград, который был у него, пришлось выкорчевать, так как сбыта нет. Найти оптовиков, которые забирали бы урожай с плантации, не удалось, а в розницу весь урожай не продашь. Фермер делает ставку на технические сорта. Он построил винодельню, которая уже будет соответствовать требованиям закона. Рядом с ней дегустационный зал. По данным «Ставрпольвиноградпрома», Добан один из тех, кто может получить в этом году лицензию. 

Готов к полной легализации и фермер Виталий Батрак, дипломированный специалист-винодел, президент Ставропольского союза гаражных вин. Я тоже бывал у Виталия Батрака.

Он купил старые винные подвалы, в которых немецкие колонисты когда-то делали замечательное вино. Выглядит это всё романтично. Такое винодельческое хозяйство способно развивать параллельно с производством и сельский туризм. 

Вообще, малое виноделие и сельский туризм взаимно дополняют друг друга. Во всём мире одно без другого фактически не может существовать. Почему, например, краснодарцы стали лидерами в виноделии? Да потому, что на побережье, в окрестностях которого в основном сосредоточено виноделие, много туристов, отдыхающих, которые и являются основными потребителями вин с защищённым географическим названием.

Ставропольцам в этом плане сложней, нет такого потока туристов, потому и требуется продуманная регио­нальная поддержка. Судя по деятельности «Ставропольвиноградпрома», организации, отвечающей за виноделие в крае, определённая работа ведётся, есть и успехи. Но, как видим, пока наполнением прилавков качественным местным вином она не увенчалась. Коэффициент полезного действия необходимо повышать. Наверное, когда полностью заработает закон о виноделии, появятся и у нас прекрасные местные вина, в частных небольших магазинчиках, в дегустационных залах самих производителей или в ресторанах. Но пойдут ли они массово в торговлю – большой вопрос.

Для этого надо лоббировать интересы своих производителей гораздо активней, чем это делается до сих пор. Много ли сегодня ставропольских товаров в торговых сетях? Их задавили продукты из Краснодарского края и других регионов России. То-то!

Так что поживём – увидим.

Сергей ИВАЩЕНКО
Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин