Кому достанется грибное место?

Смогут ли частники и дальше собирать дары леса свободно

Минсельхоз РФ намерен взять под контроль сбор дикорастущих грибов и ягод – с соответствующим проектом ведомство обратилось в правительство. Чем это обернётся для частных сборщиков?

В соответствии с положениями Лесного и Гражданского кодексов РФ на сегодняшний день существует только два способа законно ходить по грибы да по ягоды: будучи предпринимателем выгоды ради или как частное лицо – для собственных нужд. 

Первый вариант предполагает сбор дикоросов в промышленных масштабах и считается коммерческой деятельностью. При этом предпринимателю приходится заключать долгосрочный договор аренды на лесной участок и сталкиваться со множеством трудностей. Сложно угадать урожайность. С дикоросами никогда не ясно, какой участок принесёт плоды, а где не родится ничего и придётся терпеть убыток долгие годы – по меньшей мере 10 лет, именно столько составляет минимальный срок аренды земли. Кроме того, Лесной кодекс допускает возможность сдачи в аренду одного и того же участка по нескольким договорам с разным видом лесопользования. Из-за этого у арендаторов зачастую возникают споры о том, как распределить обязанности по обеспечению противопожарного режима или, например, санитарного ухода. Не говоря уже о том, что сама процедура заключения договора аренды растягивается на долгое время. 

«По факту коммерческий сбор почти не используется, – комментирует ситуацию эксперт Союза заготовителей и переработчиков дикоросов Андрей Михайленко. – Не учитывается фактор миграции и цикличности урожайности. Например, организация взяла лесной участок в долгосрочную аренду для сбора кедрового ореха, а несколько лет подряд именно на этом участке не было урожая, урожай был в соседнем регионе. И главное, арендатор не имеет права препятствовать доступу граждан на арендуемые участки. Таким образом, организация попросту не может ничего планировать, так как все желаю­щие могут собирать на участке ягоды, грибы, орехи, притом в неограниченном количестве, и им нельзя воспрепятствовать».

Второй вариант – скупка даров леса у населения – более популярен. Но и здесь есть свои проблемы. Частники могут не платить налог при реализации собственноручно раздобытых ими плодов. Однако если делать это постоянно, то можно схлопотать штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. 

«Предпринимательской деятельностью может считаться систематическая реализация гражданином на возмездной основе собранных дикоросов, именно систематическая: три и более раза», – поясняет Михайленко. 

К этому добавляются сложности расчётов с населением. Платежи с расчётного счёта организации в адрес того же грибника банки по умолчанию считают высокорискованными и блокируют счета всех участников сделки. 

«Данный пробел мог бы быть устранён очень просто, – считает эксперт Союза переработчиков дикоросов. – И в законодательстве имеется решение аналогичной коллизии, например с продукцией личного подсобного хозяйства: реализация продукции, выращенной в ЛПХ, не является предпринимательской деятельностью». 

В союзе убеждены: ограничивать деятельность частных лиц по сбору дикоросов для собственных нужд нелогично, но абсолютно точно необходимо установить контроль на этапе закупки в закупочных пунктах – чтобы лучше понимать, откуда товар, и иметь возможность оформить сделку легально. 

В Минсельхозе уверяют, что введение каких-либо ограничений на сбор дикоросов для частников не планируется. Как следует из пояснительной записки к предложенному законопроекту, речь идёт лишь о более эффективном нормативно-правовом регулировании рынка, способствующем налаживанию производства и увеличению экспорта грибов, ягод, орехов и лекарственных трав. Впрочем, конкретные шаги, которые собирается для этого предпринять Минсельхоз, в тексте проекта не обозначены.

Согласно экспертным данным, биологические запасы основных видов дикоросов в России оцениваются в 13,4 млн тонн. При этом собирают только 3-4% всех запасов, остальной урожай остаётся в лесах и просто пропадает, а рынок наполняют уступающие по качеству импортные ягоды и грибы. 

«Переработчики заинтересованы в развитии системы заготовительных пунктов, включая их официальный статус в качестве юридического лица, возможность ведения расчётов с населением, технические возможности хранения и первичной переработки консолидируе­мых партий дикоросов, оформление достоверной товаросопровождающей документации, а также обеспечение санитарно-эпидемиологических норм и правил, – подчёркивают в Союзе заготовителей и переработчиков дикоросов. – Регулирование отрасли должно пойти по пути мотивации населения собирать дикоросы и безбоязненно сдавать сырьё на легальные закупочно-заготовительные пункты. Для субъектов предпринимательства должен появиться простой чёткий алгоритм ведения хозяйственной деятельности в этой сфере». 

Принятый в первом чтении 12 декабря 2018 года «закон о сборе грибов и ягод», призванный изменить правовое регулирование сбора, закупки и заготовки дикоросов, в частности, предполагает воссоздание заготовительных контор, куда граждане могли бы сдавать собранные ими дикоросы. Однако участники рынка считают, что таких пунктов достаточно много, и боятся излишнего контроля. Для многих дикоросы – способ свести концы с концами и хоть как-то заработать на пропитание. Под более жёстким регулированием частники опасаются установления новых налогов. Желание властей ввести учёт сбора грибов и ягод и вывести этот сегмент рынка из тени понятно, но едва ли при закупке дикоросов у населения оборот денежной массы можно назвать теневым, потому как даже при расчёте с физическими лицами речь не идёт о сокрытии налогов, подчёркивают в Союзе переработчиков дикоросов. 

На инициативу Минсельхоза же в правительстве ответа пока не последовало.

Виктория САПУНОВА 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин