Я люблю свою работу, а без клуба жить не могу

Потомственный ветврач Елена Романовская профессию выбрала полезную людям, а творчество оставила для души

Одежду Елена Александров на предпочитает «с кармашками» – чтобы было куда телефон положить. Вызвать могут днём и ночью, во время репетиции и выступления. Среди десятков концертных фотографий казачьего ансамбля «Россиюшка» есть одна, выбивающаяся из «парадного» ряда: Елена Александровна в том самом парчовом сарафане в пол на велосипеде спешит к захворавшему пациенту.

Заведует Елена Романовская всем Самарским ветеринарным участком Азовского филиала, который обслуживает 38 населённых пунктов. Но в зоне её непосредственной ответственности 12 хуторов, где они с коллегой Ириной Масловой знают наперечёт всех четвероногих, а их – только коров под три сотни.

– Дороги у нас в основном везде нормальные. Ну а если по каким не проехать, беру велосипед под мышку, и по полям едет он на мне, – поясняет как само собой разумеющееся.

– А как же ночью?

– По ночам муж возит.

– Повезло вам с супругом, другой бы возмущался.

– Да иногда ругался на визитёров, когда во время растёла несколько ночей подряд вызывали на ферму.

Профессия Елене Александровне досталась по наследству. Александра Иринарховича Пахоменко люди старшего поколения до сих пор вспоминают в Азовском и Зерноградском районах, в Ростове, где он работал в разных должностях: и простым, и главным ветеринарным врачом, и директором совхоза. Справедливый был, человечный, а специалист – от бога.

– Лет с пяти он меня уже брал на ферму, причём старался туда, где есть маленькие цыплятки, телята, – вспоминает дочка Иринарховича, как некоторые земляки называют её до сих пор.

Семья Виктора Курочки лечение и профилактику болезней всех своих животных доверяет Елене Романовской

А двенадцатилетней школьницей Лена уже и сама лечила курочек. Было это так: сельских ребят совхоз в то время часто привлекал помогать. Особенно востребованы были их руки, когда шла массовая вакцинация кур. Лена сама просила папу пригласить именно их класс, ведь потом для ребят устраивали застолье с угощениями. Школьники ловили кур и держали их, пока врач делал прививку. А однажды роль птичьего доктора доверили Лене.

– Я сидела такая гордая… А хлопцы как смотрели!

Так что выбор профессии был предопределён. Хотя даже директор школы, вручая аттестат зрелости, удивился ответу любимой ученицы:

– Буду поступать в сельскохозяйственный.

– Дурочка, – отчитал отечески. – Тебе на журналистику надо. Ты прекрасно пишешь.

Писать девочка и правда была мастерица, что в прозе, что в стихах. Ещё закончила музыкальную школу по классу баяна, была чемпионкой школы по гимнастике, пела в хоре, из подружек собрала труппу, которая выступала не только на своей улице, но и гастролировала по соседним. Всё это тоже манило выпускницу, но профессию она всё-таки решила осваивать полезную для людей.

– Некоторые преподаватели ДонГАУ ещё помнили папу студентом. И сестра моя тоже стала ветеринаром, но она по профессии работала недолго – так сложилось.

А Елена дипломированным специалистом вернулась работать в родной совхоз. К тому времени она уже была и молодой женой, и мамой.

– Заканчивать институт Виктор с полуторамесячной Наташей поехал со мной. В перерывах между лекциями и экзаменами бегала её кормить. Так и дошли до диплома.

Прожив вместе 38 лет, воспитав двух дочерей, дождавшись внуков, Елена Александровна с Виктором Павловичем стали одним целым. Но и изначально многое их роднило.

– Он в армии кинологом был, учётная специальность так и записана: дрессировщик. А когда знакомились… Я приехала на праздники домой, подруги собирались со своими парнями, а у меня молодого человека не было, и одна предложила: «Я своего одноклассника позову». Я сначала отказывалась, а потом спрашиваю: а он музыку любит? «У него транзистор есть», – успокоила «сваха». Через одиннадцать месяцев мы с Витей поженились.

Сегодня на подворье, куда привёл в родительский дом любимую Виктор, доминирую­щую позицию занял двух­этажный дом, который супруги строили, считай, своими руками. Но и тот родительский, на две половины, без дела не стоит. Он и хранилище для урожая с собственного огорода в тридцать соток, и студия для репетиций «Россиюшки».

Двор этот и два дома на нём, видно, не пустуют никогда. Причём гости приходят не только к хозяйке, ветврачу, но и к их любимой собаке Даре. Виктор Курочка привёл на профилактический осмотр трёхмесячного щенка немецкой овчарки.

Один из концертных костюмов

– До этого была колли, но в этом году по старости она оставила нас, – рассказывает мужчина, пока Елена Александровна занимается пациентом. – Лена всем нашим животным домашний доктор. И коз наших выхаживала, да и нам не раз подсказывала, как лечиться.

Преамбулой к тому, что ветеринар лечит не только человечество, но иногда и людей, хозяйка рассказывает анекдот в тему:

– Приходит к терапевту ветеринар, садится и молчит. «Ну, рассказывайте, что у вас болит», – обращается врач. «Как же у вас всё просто!» – с завистью восклицает пациент.

Способность ветеринаров без слов распознавать чужие хвори помогла однажды спасти троюродного брата. Тут в беседу вступают новые гости.

– Лена много специализаций прошла и иногда подменяет ветврача в лаборатории на рынке. Зашли мы как-то к ней с Анатолием, а она только взглянула на него и сразу поняла, что требуется неотложная помощь, – рассказывает Любовь Логинова, жена этого самого брата. Он только согласно кивает головой. – Вовремя успели. Это было не простое недомогание, а инфаркт.

Вспомнив эту без малого трагическую историю, супруги тихонько (не совсем же по делу) интересуются: «Репетировать будем?»

Ни на день не изменив основной профессии, кем только Елена Романовская не выступает в жизни. С песней вообще не расставалась никогда. В народном хоре «Задончанка» участвовала в нескольких ипостасях: как исполнитель, автор слов и музыки песен. А когда в коллективе начались творческие разногласия, костяк ушёл с Еленой в «свободное плавание». Так возник казачий ансамбль «Россиюшка», репетиционным залом для которого и стал старый дом Романовских. Кровный брат и его жена родными по духу стали Елене, посмотрев однажды выступление ансамбля, где каждую песню обыгрывали театральной постановкой.

– Я от школьного-то хора отлынивал всегда, среди мальчишек это было даже позорно. А тут втянулся, – Анатолий теперь свою жизнь без «Россиюшки» не мыслит.

В репертуаре ансамбля около сотни номеров. «Песни, начиная от народных и заканчивая шансоном», – поясняют артисты. Большинство произведений созданы Еленой Романовской, многие из них ушли в народ. Концертные костюмы шьют за свой счёт, на гастроли тоже частенько выезжают на собственном транспорте. Но зрительская любовь всё окупает.

Калитка снова скрипнула, и пока новая гостья подходила к нам, её лохматый спутник успел сделать несколько кругов по двору. Зинаида Кравченко живёт на соседней улице. Двадцать пять лет назад после чернобыльской аварии киевлянка с сыновьями перебралась на Дон.

– И вы знаете, первая, кого я тут встретила, была Леночка. Она ехала мне навстречу на велосипеде.

Приятельские отношения завязались сразу. Зинаида Ивановна, инженер-конструктор, тоже оказалась творческой натурой и органично влилась в казачий ансамбль. Ну а уж когда в семье Романовских появилась Рада, а у Зинаиды Кравченко, как по заказу, Ричард той же породы, то, можно сказать, породнились. Хозяйки собак рассказывают о любви своих питомцев не менее романтично, чем Шекспир рассказал историю Ромео и Джульетты. Их семейная собачья жизнь длится все последние восемь лет, все их дети были совместные. К сожалению, Рада серьёзно больна. Раковая опухоль груди висит тяжёлым грузом на брюхе овчарки.

– Мы её уже оперировали один раз, но сейчас, как сказал специалист, уже не стоит, она не выдержит второй операции, – с грустью объясняет Елена Александровна.

Трудно представить, что чуствует больная собачка. Она почти не выпускает из зубов палку. Это знак хозяйке, чтобы сводила на речку. Рекой Кагальник заканчивается огород Романовских, там внизу, под крутым берегом, устроены деревянные мостки.

– После купания Рада как будто оживает, даже кушает лучше. Я кидаю палку подальше в воду, она прыгает за ней, летом я тоже плаваю рядом.

Слушая новую знакомую, как научилась она косить траву и накашивала за лето целые стога, как держала четырёх коров и возила на ростовские рынки продавать молоко, чтобы покупать стройматериалы, как успевала везде и всюду, интересуюсь, умеет ли она вообще отдыхать.

– Отдыхаю, – говорит уверенно. И тут же, подумав: – Ну да, обычно присяду отдох­нуть и начинаю копаться в документах. Кабинет-то рабочий в доме. Тут отчёт недописала, тут ещё чего-то выплыло…

Людмила ВОРОБЬЁВА
с. Самарское, Азовский р-н, 
Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин