На бойню с вирусом

ЕЭК снял запрет на использование молока от лейкозных коров, но в Ростовской области борьба с болезнью продолжится

В январе вступило в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии № 115 от 8 августа 2019 года. Оно внесло изменения в технический регламент ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Событие это можно назвать эпохальным для молочной отрасли, так как сняты ограничения на переработку молока, полученного от лейкозных коров. В то же время несмотря на смягчение требований донские сельхозпредприятия продолжают инвестировать в оздоровление стада.

Рост вопреки банкротствам

Производство молока в России растёт. По данным Росстата, в 2019 году хозяйства всех категорий произвели его на 2,4% больше, чем в 2018. Валовый сбор превысил 31 млн тонн. При этом наиболее интенсивно растёт выработка в сельхозпредприятиях (4,4%). Эта продукция востребована: по данным Минсельхоза РФ, суточный объём реализации молока на дату 30 декабря 2019 года вырос на 7,7% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составил 45,1 тыс. тонн. 

В отличие от Краснодарского края Ростовская область не вошла в число регионов-лидеров с максимальными объёмами реализации молока. Но и показатели не снизились. В 2019 году хозяйства всех категорий произвели 1096,6 тыс. тонн (в 2018 году, по данным Ростовстата, 1 096 тыс. тонн). Как и по стране в целом, прирост обеспечили сельхозпредприятия, а также фермерские хозяйства.

Объём производства молока в хозяйствах населения Ростовской области стал снижаться с 2016 года. В этот год как раз был принят техрегламент, запретивший принимать на переработку молоко от лейкозных коров. Документ способствовал качественным преобразованиям в молочной отрасли: животноводы и переработчики стали модернизировать производственную базу. В Ростовской области перемены выдержали не все. Так, например, в 2019 году областной Арбитражный суд признал банкротом молзавод в Кагальницком районе ООО «ЛВК». А молзавод «Орловский» стал собственностью агрохолдинга «Степь», который планирует выпускать здесь экологически чистое молоко, сметану, сыры.

Коммерческий директор молзавода «Орловский» Александр Котов в интервью региональному СМИ говорил о трудных условиях работы переработчиков: большинству приходится работать в убыток. Платёжеспособность населения не растёт, а расходы производителей на сырьё, упаковку, транспортировку увеличиваются.

Ликвидация неизбежна

За отмену смягчений требований к качеству молока в ТР ТС выступали многие представители отрасли. В том числе Национальный союз производителей молока. Эта мера должна была способствовать росту показателей. Тем более, что для потребителей молочной продукции рисков нет. По данным Федерального центра охраны здоровья животных, вирус лейкоза инактивируется при различных видах обработки: например, при нагревании до 56 °С в течение 15 минут, до 70-74 °С – в течение 15-17 секунд. При температуре 9-15 °С он погибает за 24-48 часов. Также помогает обработка молока ультрафиолетом. Есть и другие способы борьбы с вирусом.

Однако молзаводы на вопрос коррес­пондента газеты «Крестьянин», будут ли принимать сырьё из хозяйств, несвободных от лейкоза, не ответили. Ранее в интервью изданию гендиректор ОАО «Молочный завод “Мясниковский» (ГК «Белый медведь») Сурен Обаян говорил, что приоритетом компании является выпуск качественной продукции.

Поэтому требования к сырью у них очень жёсткие. Перед тем как заключить контракт с новым поставщиком, технологи завода проводят на ферме аудит. 

Новый завод в Чалтыре был построен в 2017 году. Чтобы стать его поставщиком, СПК «Колхоз им. Мясникяна» был вынужден избавиться от лейкозного стада и закупил импортное поголовье.

Подобную работу проводит и СПК «Колхоз им. Шаумяна». Как рассказал его председатель Хачатур Поркшеян, в этом году предприятие купит свыше 800 голов КРС, они придут на смену 3 500 коров, у которых отмечен ВЛКРС.

Компания «Валио», владеющая несколькими молзаводами в России, в интервью изданию Milknews заявила, что не принимает молоко из неблагополучных по лейкозу хозяйств, поскольку считает приоритетом «как благополучие потребителей, так и животных». Вероятно, такой позиции будут придерживаться и другие крупные переработчики.

Было девять, осталось восемь

Что касается ветеринарного контроля, здесь послаблений не будет. Представитель Ростовской областной станции по борьбе с болезнями животных сообщила «Крестьянину», что ситуация по заболеванию лейкозом КРС в регионе стабильно напряжённая. В прошлом году вирус регистрировался в девяти хозяйствах Мясниковского, Матвеево-Курганского, Родионово-Несветайского, Сальского районов. В декабре были сняты ограничения с предприятия в Неклиновском районе, количество неблагополучных пунктов снизилось до восьми.

«Ветеринарные врачи разработали и действуют согласно комплексным планам ветеринарно-санитарных мероприятий по ликвидации этого заболевания», – сообщает пресс-служба ведомства.

На борьбу с лейкозом из регионального бюджета ежегодно выделяется 1,764 млн рублей. В прошлом году стартовала областная программа «Развитие сельского хозяйства», общий объём финансирования на оздоровление КРС от лейкоза с 2019 по 2030 годы составляет 21,176 млн рублей. 

Если в масштабах страны заражённым лейкозом считается треть поголовья, то в регионе этот показатель составляет 10%. В программе запланировано его снижение: к 2025 году – до 8% и к 2030 году – до 7%.

В борьбе с вирусом заинтересованы сами производители: «Увеличение количества заражённых лейкозом животных приведёт к сокращению поголовья, убыткам, снижению объёмов реализации молока и мяса», – сказано в программе.

У коров, инфицированных вирусом лейкоза, молочная продуктивность снижена более чем на 10-12,7% по сравнению со здоровыми, нарушается воспроизводительная функция и много других негативных последствий, указывается в докладе ФГБУ «ВНИИЗЖ».

Необходимость борьбы с лейкозом не оспаривают даже сторонники смягчения требований техрегламента. «С лейкозом КРС необходимо бороться даже несмотря на то, что в мире существует мнение о его безопасности для человека», – заявлял гендиректор «Союзмолока» Артём Белов. А представители «ВНИИЗЖ» говорят о необходимости принятия долгосрочной программы на уровне государства – это поможет российским производителям выходить на международный рынок. Пока же решение о борьбе с лейкозом отдано на откуп региональным властям и существенного прорыва не наблюдается.

Что касается ветслужб, у них есть возможность принуждать сельхозпроизводителей устранять выявленные нарушения в административном и судебном порядке. Однако штрафы по ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законных требований уполномоченных лиц) недостаточно действенны: 300-500 рублей на граждан, 1000-2000 на должностных лиц, 10 000 – 20 000 на юрлиц.

Инга СЫСОЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин