Селекция на чистом энтузиазме

Кубанская опытная станция ВИР провела День бахчевого поля

Арбузы Огонёк и Мурашка, дыня Колхозница, кабачок Белоплодный – эти легендарные сорта советской селекции практически ушли с южнороссийских полей. Хозяйства, под­страиваясь под требования рынка, отдают предпочтение иностранным гибридам. Однако российские учёные уверены, что и у отечественной селекции бахчевых есть будущее – если грамотно преподносить их покупателю.

Десять тысяч «доноров»  

Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) за свою почти столетнюю историю несколько раз менял название. В 1967 году ему было присвоено имя академика Н.И. Вавилова – создателя самой крупной в мире коллекции семян культурных растений. В 1992 году организацию переименовали во Всероссийский НИИ растениеводства. Сегодня учреждение имеет статус федерального исследовательского центра и называется Всероссийским институтом генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова. Но аббревиатуру «ВИР» сохраняет по-прежнему. 
Остаётся неизменной и главная задача ВИРа – пополнять и сохранять знаменитую вавиловскую коллекцию. 

– ВИР имеет 11 филиалов по всей стране, и Кубанская опытная станция – одна из наших жемчужин, – рассказал, открывая День бахчевого поля, замдиректора ВИР по научно-организационной работе Алексей Заварзин.

Кубанский филиал ВИР ведёт обширную научную работу, в том числе – по сохранению старых и созданию новых сортов бахчевых культур. Более тридцати сортов арбузов, дынь, тыквы и кабачка были созданы при активной работе легендарного донского учёного Генриха Адамовича Техановича. Он до сих пор продолжает трудиться на полях опытной станции и, пожалуй, никогда не утратит интереса к селекционному процессу.

Генрих Адамович Теханович

– Мы работаем с огромной мировой коллекцией растений, в которой собрано более 320 образцов культур, – говорит Генрих Адамович. – В коллекции бахчевых культур – 3 179 сортов арбуза, 3 390 сортов дыни, 2 944 сорта дыни. Это ценный исходный материал для селекции: обновляя сорта для генбанка, мы можем выявить доноров ценных сельхозпризнаков (продуктивность, устойчивость к болезням) и дальше использовать их в скрещиваниях. Сегодня вы увидите арбузы с жёлтой мякотью, с жёлтой корой и ярко-розовой мякотью, арбузы с содержанием сахара 13,5%... Благодаря коллекции ВИРа у нас есть шанс создавать что-то новое, необычное – как для любителей, так и для фермерских хозяйств. Возможности селекции не ограничены!

Несмотря на то что многие бахчеводы жалуются на «нерентабельность» бизнеса – мол, перекупщики забирают урожай за бесценок, – селекция арбузов, дынь и кабачков развивается очень активно. По подсчётам Генриха Адамовича, за три последних пятилетки количество районированных сортов и гибридов выросло в 5,7 раза. Много среди оригинаторов иностранных компаний. Их селекция занимает львиную долю посевных площадей – порядка 90%. Разве что по тыкве отечественные селекционеры сохраняют достойные позиции.

– Конкуренция сумасшедшая, но наши сорта ни в чём не уступают иностранным, – говорит Генрих Адамович.

Кабачки и патиссоны

Знакомство с сортами КОС ВИР началось с кабачков. Первым аграриям представили легендарный сорт Белоплодный. Он был районирован в 1983 году и благодаря своей пластичности и неприхотливости получил широкое распространение – его сеяли от Украины до Дальнего Востока.

– Это раннеспелый сорт, период от всходов до первого сбора плодов составляет 40-44 дня. Урожайность – 70-75 тонн с гектара. Плоды имеют вес от 0,8 до 1 кг. При перерастании не теряют своих вкусовых качеств, хорошо хранятся. Сорт имеет салатное назначение, но подходит и для консервирования, – рассказала заведующая группой бахчевых культур, научный сотрудник КОС ВИР Анна Елацкова. – Пусть вас не смущает размер плодов: Белоплодный ничем не хуже цукини, даже слаще, и совсем не водянистый. Кабачки других сортов, которые продаются на рынке, меньше и выглядят более привлекательно, но их вкусовые качества оставляют желать лучшего.

Хорош и по вкусу, и по виду ярко-оранжевый кабачок Герман. Этот сорт оказался настолько хорош по всем признакам, что селекционеры решили: такой кабачок не стыдно назвать именем известного советского учёного-овощевода, академика ВАСХНИЛ Германа Ивановича Тараканова.

Кабачок Желтоплодный

– Это раннеспелый гибрид. Масса плода – 0,6-0,8 кг. Мякоть нежная, средней плотности. Сухое вещество – 6,4%. Урожайность товарных плодов – 377-475 ц/га, – дала краткую справку Анна Генриховна.

Другая цветовая находка КОС ВИР – раннеспелый кабачок Негритёнок с чёрно-фиолетовой кожурой. На вид – крупный баклажан! Необычное растение даёт 80-85 тонн плодов с гектара. Превосходный вкус кабачка остаётся неизменным во время всего вегетационного периода.

– Мы работаем в основном на сортах женского типа цветения – они более урожайные, – заметила Анна Генриховна.
А как хорош кабачок Желтоплодный! Этот раннеспелый сорт даёт от 80 до 90 тонн с гектара, с дружной отдачей за первые два сбора. Помимо отличных вкусовых качеств,

Желтоплодный содержит большое количество каротина – 3,2 мг/100 г.

Анна Генриховна отметила, что исторически селекция бахчевых культур в России была нацелена не столько на вал продукции, сколько на получение плодов высокого качества. Именно поэтому так много внимания уделяется количеству сухого вещества, содержанию сахара и витаминов. В зависимости от «состава» овощей меняется их назначение. Например, белый патиссон Зонтик замечательно подходит для закруток, а из жёлтого Солнышка выходят самые лучшие оладьи.

– По качеству кабачков мы ничем не уступаем импортным аналогам, – говорит директор КОС ВИР Юрий Елацков. – А по цене даже выигрываем. Импортные семена продаются по 2-3 рубля за семечку. А мы за тысячу рублей продаём килограмм, где содержится 10 тысяч семян. Разница существенная...

Тыква

Богата коллекция КОС ВИР сортами тыквы. На Дне бахчевого поля аграриям представили 11 сортов этого овоща. Каждый из них – самый-самый в той или иной характеристике.

Например, твёрдокорый сорт Кустовая оранжевая – самая неприхотливая. Эта тыква может расти даже в Заполярье. На юге России срок вегетации составляет 85-90 дней, поспевает она обычно к середине августа.

Мускатная тыква Жемчужина – абсолютный лидер по содержанию каротина. На 100 граммов плода приходится 28,8-34,7 мг этого вещества! Плод Жемчужины весит около семи килограммов, семенное гнездо очень малое и расположено в верхней части, так что выход полезной мякоти очень высок.

Интересный сорт – Малышка. Эта тыква считается крупноплодной, хотя одна тыковка весит всего 2-3 килограмма. Удивительно строение самого растения: оно обладает малым габитусом, поэтому размещать кусты можно по схеме 1,4 на 

0,7 м или 1 на 0,5 м. Малышка – один из самых засухоустойчивых сортов КОС ВИР.

Один из шедевров селекции – крупноплодная тыква Зимняя сладкая (7-12 кг). Этот позднеспелый сорт предназначен для длительного хранения и долгих транспортировок. Зимняя сладкая обладает поразительной устойчивостью к болезням. А ещё это один из самых вкусных сортов, так что тыкву можно пустить и на корм, и на переработку, и просто на стол.

Одна из новинок КОС ВИР – мускатная тыква Мария. Она представляет собой так называемый «порционный тип»: ровные, будто восковые, оранжево-коричневые плоды весят всего 2-2,5 килограмма. Их можно фаршировать и целиком запекать в духовке. На рынке такой овощ точно будет пользоваться спросом.

Дыни и арбузы

Переходя на дынно-арбузные делянки, Анна Генриховна заранее извинилась. Во-первых, в этом году примерно на две недели сдвинулся пик созревания бахчи – температуры были ниже обычного. А во-вторых, многие плоды продегустировали зайцы. Охота на них запрещена, а других средств борьбы с ушастыми вредителями не придумали – разве что домашних лис заводить. 

От зайцев, впрочем, тоже есть польза: они безошибочно определяют самые сладкие плоды. Из-за этого чаще других сортов страдает дыня Южанка – ярко-жёлтая красавица с нежной густой сеткой. Сорт отличается толстой мякотью (3,5-4,5 см), хрустящей, сочной и сладкой. Содержание общего сахара в Южанке – 12,4-12,8%. Дыня высокоустойчива к мучнистой росе, почвенной и воздушной засухе, хорошо переносит транспортировки.

Не уступит Южанке по вкусу новейший сорт Станислава, который только передан на сортоиспытания. Если Южанка зреет 82-87 дней, то Станиславе достаточно 68-72 дней.

– Раннеспелые плоды обычно не бывают очень сладкими, но Станислава – исключение, – заметила Анна Генриховна.
Высокое содержание сахара и скороспелость удалось учёным сочетать в арбузе Ольгинский. Он привлекает взгляд контрастом: густо-розовая, даже малиновая мякоть на фоне тёмно-зелёной коры.

Арбуз Ольгинский

– Средняя урожайность за годы испытаний составляла 46 т/га. Масса плода – 4,8-6 кг. Сорт характеризуется высокой экологической пластичностью при выращивании в сухие и во влажные годы, стабильно высокой урожайностью и отличными вкусовыми качествами. Хорошие транспортабельность и лёжкость, – рассказала Анна Теханович.

Большие надежды возлагают селекционеры на новый сорт Адам, который только передан на сортоиспытания. Адам – один из самых сладких сортов в линейке КОС ВИР: содержание сахара достигает 13,5%.

Необыкновенно сладким и сочным (что подтвердили участники Дня поля на дегустации) оказался арбуз Чёрный принц. Содержание сахара – 10,4%, но об этом никогда не догадаешься по внешнему виду: мякоть у арбуза густо-розовая и пока не попробуешь, кажется, что ягода недозрела.

– Урожайность товарных плодов Чёрного принца – 52,4–58,5 т/га, – рассказала Анна Теханович. – Кора упругая, поэтому арбуз имеет хорошую транспортабельность. Сорт высокоустойчив к фузариозному увяданию и антракнозу, адаптивен к засушливым условиям.

Есть в линейке сортов КОС ВИР и настоящая экзотика – жёлтые арбузы. Они представлены сразу тремя сортами: Сюрпризом, у которого зелёная кора и жёлтая мякоть, Подарком солнца – у него, наоборот, жёлтая, как у дыни, кора и ярко-розовая мякоть, и новым сортом Солнечный, который обладает и жёлтой корой, и жёлтой мякотью. Последний сорт пока не районирован, только передан на сорто­испытания.

Всего же в коллекции КОС ВИР более десятка сортов арбузов – разных по сроку созревания, массе плодов, расцветке и устойчивости к болезням. Выбрать есть из чего – был бы спрос…

Жултокорый арбуз - Подарок солнца

Кто возьмётся за отечественные сорта?

В качестве плодов гости Дня бахчевого поля могли убедиться лично, во время дегустации, которую проводили не отходя от делянок. Сотрудники КОС ВИР нарезали арбузы и дыни щедрыми кусками, а Юрий Елацков призывал есть от души и не бояться нитратов.

Дегустацию арбузов начали с Сюрприза

– На этих полях мы не вносили никакие удобрения, – сказал директор станции. – Все селекционные образцы выращены на естественном фоне. У нас была только одна подкормка микроудобрениями в июне, чтобы дать развитие растениям. Пестициды мы тоже не применяем: лучшее лекарство от болезней и вредителей – строгое соблюдение севооборота. Бахчевые культуры должны возвращаться на поле не раньше чем через восемь лет.

В этом году бахчеводов сильно донимает тля. Анна Генриховна уверена, что бороться с ней не нужно: проводя инсектицидные обработки, можно погубить и полезных насекомых – например, божью коровку, которая является природным врагом тли.

Фунгицидные обработки КОС ВИР не практикует с научной целью – если уж выводить новые сорта, то устойчивые к различным болезням.
Будут ли эти сорта востребованы на рынке? Тяжёлый вопрос для селекционеров. По оценкам Виктора Лазько, заведующего лабораторией бахчевых и луковых культур ВНИИ риса, около 90% арбузов и дынь приходится на сорта и гибриды иностранной селекции.

– Мы знаем, вас заставляют брать импортные семена, – обратился Виктор Эдуардович к собравшимся аграриям. – Перекупщик сразу говорит, что ему нужно: какого размера, цвета... Наши сорта – единичные позиции в вашем бизнесе… Есть у нас замечательный сорт арбуза – Терский ранний, по типу Огонька, только созревает на неделю раньше. Никому он не нужен. Или Ница: замечательный сорт, неприхотливый, даст урожай в любых условиях. Но он розовый, а потому  никому не нужен. Возьмите сорт Монастырский: прекрасно лежит. Волокнистость мощная, мякоть красная. Этот сорт был создан на инфекционном фоне, не болеет, фузариоза не боится. Почему бы его не использовать?
Учёные сетуют на слабое финансирование и плохую организацию науки. На Западе к каждому учёному-селекционеру прилагается «группа поддержки», призванная сорт дорабатывать и продвигать на рынке. К тому же отлично работает реклама семян. В государственных научных учреждениях на неё средств из бюджета не выделяется...

Одна из причин популярности «иностранцев», говорят аграрии, в том, что гибриды по сравнению с сортами более выровненные: плоды и созревают дружнее, и друг от друга почти не отличаются. А насчёт вкуса… так не самим же есть!

– Мы всегда делали акцент на качество плодов. Вкус, сладость, хорошая консистенция мякоти. Что предлагают иностранные фирмы? Красивую картинку. Мы испытывали на своих делянках некоторые образцы зарубежной селекции. Ни один гибрид не превзошёл по сахару наши плоды, – говорит Юрий Елацков.
Юрий Алексеевич предположил, что растениеводы порой плохо понимают технологию выращивания бахчевых и рассчитывают, что, взяв дорогие зарубежные семена, получат хороший урожай. Но на деле выходит иначе. 

– Многие делают акцент на голландской и европейской селекции, не зная, что семена зачастую выращивают в странах Северной Африки и Азии. Позже, сталкиваясь с реалиями нашего климата, растения не выдерживают неблагоприятных условий. Например, во второй декаде мая у нас случается провал по температуре, моросит дождь – и семена либо вообще не прорастают, либо сгнивают. Случается, что вместо плети на растении арбуза возникает курчавость, тогда никаких плодов ждать не стоит.

Виктор Лазько уверен, что будущее отечественных сортов арбузов и дынь – за фермерскими хозяйствами, которые смогут продавать свой продукт на местных рынках.

Смотреть в глаза покупателям будет не стыдно.

– Край у нас курортный, и все, кто приезжает на отдых, хотят попробовать непосредственно южный продукт. Нам нужно сосредоточиться на том, чтобы сделать наши сорта бахчевых региональными брендами, – сказал Виктор Эдуардович.

Алексей Заварзин предлагает пойти ещё дальше: развивать селекцию не только новейших, но и, так сказать, «староместных» сортов – арбузов и дынь, которые исторически выращивали на юге России, но которые по разным причинам ушли с полей. Такие «сорта с историей»  могли бы стать изюминкой на фермерском прилавке.

Рентабельность – 200%

Другое дело, что этот прилавок необходимо иметь. Те, кто занимается бахчой от случая к случаю – и сдаёт товар перекупщику, – вряд ли сможет хорошо заработать. В бахчеводстве выигрывают те, кто продаёт товар практически с поля. Как, например, семья Пономарёвых из Грачёвского района Ставропольского края. До 2007 года фермерское хозяйство не занималось арбузами, поэтому культуру пришлось изучать с самых азов. Сегодня хозяйство Пономарёвых освоило технику, которая считается высшим пилотажем – выращивание арбузов с использованием прививки. Правда, технологию освоили благодаря иностранцам.

– За годы работы мы испытали более 600 сортов и гибридов. И с одной из компаний, с которой у нас было тесное сотрудничество, договорились: мы испытаем ваши гибриды и сорта, но при условии, что вы покажете нам, как работаете. Нам организовали поездку в Иорданию, где мы учились этой технологии, – рассказал замдиректора хозяйства Роман Пономарёв.

В этом году фермерское хозяйство выращивает 38 гибридов и четыре сорта арбузов. Такое разнообразие позволяет сформировать своеобразный конвейер: арбузы поспевают по очереди. Роман Александрович признался, что отечественные сорта занимают только 5% площадей, в основном это Русская берёзка и Холодок. Сейчас хозяйство пытается возродить сорт Мурашка. А вот дыню Пономарёвы выращивают только отечественную, всего четыре сорта: Сказка, Лада, Эфиопка и Славия. Бахчой занято 60 гектаров. Часть урожая везут в Центральную Россию, «подальше от Ставропольского края», часть – продают на месте, на собственной ярмарочной площадке. Торговля идёт бойко: в сезон хозяйство Пономарёвых посещает около тысячи человек в день. Заезжают не только за фермерскими продуктами, но и за развлечениями: созданный несколько лет назад соломенный парк для детей стал популярным местом отдыха, хорошим примером аграрного туризма.

– Я призываю всех, кто занимается бахчой, налаживать свою розницу. Чтобы получить маржу, надо миновать перекупа, – говорит Роман Пономарёв. – Проблема в том, что многие фермеры не умеют торговать. Нужно учиться. С розницей прибыльность бахчеводства повышается существенно. Рентабельность, конечно, зависит от того, насколько урожайным выходит год, но в среднем, вкладывая один рубль, мы получаем три. 200% маржи с собственной розницей можно иметь.

Александра Коренева
пос. Ботаника,
Гулькевичский р-н,Краснодарский край

Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоРастениеводство
Газета: Газета Крестьянин