Массовое кино нового уровня, или Вселенная Кристофера Нолана

«Интерстеллар»

Кинотеатры Ростова продлевали показ «Интерстеллара», чего не удостоилась ни одна другая новинка прошлой осени

Население Земли катастрофически сокращается из-за «голодного кризиса». Технический прогресс больше не важен, в условиях выживания важны лишь навыки владения комбайном и ухода за фермой. И пока люди противостоят пылевым бурям на истощенной Земле, главный герой пытается спасти человечество, отправляясь на поиски пригодной для жизни планеты в другой Галактике.

Уже сам трейлер фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» стал предметом обсуждения тысяч зрителей, рейтинг ожидания на момент выхода ленты на экраны кинозалов, по данным одного из самых популярных кинопорталов России «Кинопоиск», практически достиг ста процентов. Нескончаемая волна заинтересовавшихся зрителей стала причиной того, что некоторые кинотеатры Ростова продлили показ картины до 24 декабря 2014, чего не удостоилась ни одна другая новинка прошлой осени.

Что же принципиально нового, цепляющего вы найдете в научно-фантастической ленте «Интерстеллар»? Неординарный сюжет? Непревзойденная игра актеров? Может быть, невероятные 3D эффекты? Какие-нибудь немыслимые теории или идеи? Или что-то еще? Обо всем по порядку.

Сюжет прост: Герой с большой буквы со слезами на глазах оставляет своих детей, чтобы воплотить в жизнь секретный план НАСА по сохранению человеческого вида. В общем-то, ничего неординарного, скажет кто-то. Однако Кристофер до победного конца хранил сценарий втайне ото всех. Мэттью МакКонахи и Джессика Честейн, сыгравшие главные роли, рассказывали в своих интервью, что сценарий «Интерстеллара» им привезли лично в специальных кейсах и сразу же после прочтения увезли, не дав его скопировать: распространять текст было строго запрещено. Чтобы окончательно запутать СМИ, мастер конспирации Кристофер Нолан снимал фильм под вымышленным названием «Письмо Флоры».

Отличный актерский состав, как, впрочем, и в любом другом фильме, делают картину более зрелищной. В титрах «Интерстеллара» мелькнут как популярные фамилии актеров (Майкл Кейн, Энн Хэтэуэй, Мэтт Дэймон, Мэттью МакКонахи), так и малознакомые (Кейси Аффлек, Джессика Честейн, Маккензи Фой и другие).

Неожиданным открытием для любителей массового кино станет чертовски хорошая игра Мэттью МакКонахи. Снимаясь в основном, в боевиках и комедиях такого типа, как «Сахара» (2005), «Солдаты неудачи» (2008), «Призраки бывших подружек» (2009), он внезапно появляется в фильме Фурмана «Линкольн для адвоката» в 2011 году. С этого момента начинается новый этап в его карьере. Далее актер участвует в различных нашумевших проектах, получает «Оскар» за главную мужскую роль в одном из них и уже с немалым опытом за плечами успешного участия в качественных драмах и триллерах попадает на площадку к Нолану. В интервью для интернет-портала Filmpro Мэттью рассказал, что он долго прорабатывал образ своего героя Купера – в первую очередь, любящего отца, а уже потом: пилота космического корабля, лидера и спасителя всего и вся. «Описывая его, Крис сказал мне, что Купер — обычный человек. Но что это, чёрт возьми, значит — обычный человек». Типичный реднек, встающий до рассвета, возделывающий землю в поте лица и в перерывах между тяжелым ручным трудом и воспитанием двух подростков забывающийся в фантазиях об инженерии, полетах, космосе. МакКонахи постепенно раскрывает перед нами своего героя, причем не только с положительной стороны, но это не делает его менее привлекательным для зрителя.

3D эффектов вовсе нет в фильме. Но ведь присутствие таковых – не залог успеха. У Нолана есть фишка – он снимает свое кино только на пленку. По большей части, именно эта любовь к пленочным камерам собрала вокруг режиссера огромное количество поклонников. «Я за качество», – говорит Нолан в интервью ноябрьского номера российского издания The Hollywood Reporter. Интересно, что во время съемок сцен на межзвездном корабле актеры смотрели из иллюминаторов на реальные картинки космоса, а не на зеленый экран. В одном из своих интервью Кристофер заявил, шутя, что зеленые экраны вгоняют его в депрессию. Для него важна атмосфера на съемочной площадке, и симулятор космоса для «Интерстеллара», вместо безжизненных зеленых стен, как нельзя лучше, помогал актерам вживаться в их роли, ощущать себя частью необъятной вселенной.

Немыслимые теории в ленте Нолана есть, и идут они рука об руку с реальными законами физики. Специально для работы над картиной Нолан пригласил физика-теоретика Кипа Торна, на научных работах которого основан сценарий. Кристофер Нолан и его брат Джонатан, написавший сценарий к «Интерстеллару», показали зрителям, например, какими будут люди будущего, что на их взгляд скрывается «за горизонтом событий», в черной дыре, или же как главный герой использует гравитацию в качестве способа общения сквозь время и пространство. А Кип Торн отвечал за верное воплощение законов физики. В фильме присутствуют всевозможные научные термины, высчитываются уравнения, сопоставляется время, проведенное членами экипажа в космосе с земным временем.

Таким образом, Кристофер делает хитрый ход: привлекает внимание массовой аудитории, и, не опускаясь до уровня попсовой киношки со взрывами и банальными диалогами, оставляет зрителю возможность подумать, пошевелить мозгами.

После выхода в 2010 еще одного подобного рода фильма Нолана «Начало», в котором основной идеей была возможность управлять сном во сне, на режиссера набросились с обвинениями в псевдонаучности, в несоответствии с теориями Фрейда и других специалистов в области сновидений. В этот раз опять нашлись недовольные критики, которые указали на ирреальность происходящего на экране. Вы можете согласиться с ними или задуматься хотя бы на минуту о том, что Нолан и не ставил перед собой цели снять документальное кино. «Интерстеллар» - это фантастика. Да, научная, но все же фантастика, развязывающая руки воображению режиссера. Кристофер осторожно заглядывает за ширму научности, добавляя в свою ленту точные расчеты, терминологию. Все это свободно уживается рядом с остальными не укладывающимися в голову мыслями, воплощенными Ноланом в этой ленте. И самое приятное - научное в фильме не отвлекает зрителя от главной сюжетной линии, от сопереживания героям, а только добавляет интересных деталей повествованию.

Музыка - еще один важный элемент фильма. Она ведет вас вслед за собой, увлекает все дальше, не просто дополняет красивую картинку на экране, а придает ей особое значение. Немецкий композитор Ханс Циммер в очередной раз, тонко прочувствовав сценарий, создал настроение фильму, как это было, например, с лентами «Начало», «Темный рыцарь», «Гладиатор». После просмотра ты точно уверен, что именно эта музыка должна быть здесь, никакая другая не описала бы состояние героев так четко, твое собственное состояние.

Музыка Циммера цельна сама по себе: это не приложение к фильму, она существует вне его рамок и достойна отдельной рецензии.

В чем же секрет успеха фильмов Кристофера Нолана? Парадокс Нолана, как его многие называют. Зрители разделяются на два лагеря: тех, кто без ума от работ этого режиссера, и тех, кто считает их полнейшей безвкусицей и пустышками.

Лишь в 2000 году Нолан занял определенную нишу в кинематографе, которую на тот момент только-только начали осваивать, громко заявив о себе фильмом «Помни». С середины 90-х в прокаты начали выходить картины, способные заставить зрителя сломать голову, разгадывая сложные, запутанные повороты сюжета.

 

Жанр совсем скоро определился как «mindfuck movies». На сегодняшний день определился и главный интеллектуальный поп-режиссер современности – Кристофер Нолан, своими фильмами-загадками «Помни» (2000), «Престиж» (2006), «Начало» (2010), «Интерстеллар» (2014) вытягивающий зрителя из зоны комфорта, предлагающий поразмышлять о человеке, об отношениях между людьми, о возможностях нашего мозга, о неизведанных мирах, галактиках.

Искусство кино живо, пока художник задает вопросы, способные взволновать человеческий разум. Нолан умело использует этот прием. В «Интерстелларе» он задает главные вопросы. Важен ли человек? Как сильна любовь, способно ли это «единственное доступное нам чувство, способное выйти за пределы времени и пространства», спасти миллионы людей? И в нолановской вселенной есть ответы на эти вопросы.

Если вы еще не знакомы ни с этим режиссером, ни с его работами, пусть погружение в захватывающий, странный и иногда абсурдный мир Кристофера Нолана начнется с цитаты из тизера к «Интерстеллару» под сопровождение одной из композиций Ханса Циммера.

«Нам всегда было свойственно преодолевать невозможное... Мы вспоминаем эти моменты. Моменты, когда мы осмеливаемся стремиться к невыполнимому, сокрушать барьеры, дотягиваться до звёзд, объяснить необъяснимое. Мы гордимся этими достижениями. Но мы всё растеряли. Может, мы просто забыли, что значит быть первооткрывателями, что мы лишь в начале пути, что наши величайшие свершения ещё впереди, что наша судьба — стремиться ввысь.»

Галина ЕВДОКИМОВА