Datsun: выставленный ценник машина честно отрабатывает

12 сентября в Ростове-на-Дону проходил пикник автомобильной марки Datsun ("Датсун"). В рамках продвижения бренда в 2015 году компания проводит масштабную акцию «Датсун за таланты». В 11 городах, где представлена марка, можно было записаться на сайте, пройти предварительный отсев и попасть на конкурсный концерт со своим номером. Ростов-на-Дону стал десятой (завершающей) точкой отбора талантов перед грандиозным финалом 19 сентября в Краснодаре. Мероприятие уже прошло в Красноярске, Новосибирске, Омске, Уфе, Оренбурге, Самаре, Ульяновске, Воронеже, Волгограде. Формат проведения «пикник» подразумевает не только конкурсный концерт, но целый день различных веселых конкурсов, детскую площадку, барбекю-зону, раздачу призов и много еще чего.

Курировать события в Ростове приехал арт-директор компании «Датсун Россия» Роман Скользкий. Кроме увеселительной части в день пикника компания провела в Ростове масштабный тест-драйв своих моделей для представителей прессы. Маршрут протяженностью 100 км разрабатывался специально с тем, чтобы включать движение по городу, по трассе , по дорогам с покрытием плохого качества и по грунтовке. Команда «Датсун» и тут не смогла обойтись без креатива и разбавила скучную поездку квестом с поиском спрятанных на маршруте следования букв и составлением слова-шифра к сейфу с призами.

Теперь, когда исходные данные обозначены, можем перейти к подробному описанию марки и самого тест-драйва.

 

Автопробегом - по бездорожью и разгильдяйству

Поездке на машине предшествовал брифинг, из которого мы узнали много интересного о компании «Датсун» в целом и их продуктах в России особенно. Брифинг проводили Роман Скользкий, бренд-менеджер "Датсун" в России Алиса Королева и Василий Соловьев (агентство «Креатив Форс»).

(здесь и далее приведены фотографии официальных буклетов "Датсун", фото с тест-драйва и данные, озвученные на брифинге)

Марка "Датсун" фактически известна была только в Японии. В 1931 году ее купила компания «Ниссан», а в 1981 году было решено прекратить выпуск автомобилей с таким названием. Однако в 2012 году решено возродить бренд для выпуска автомобилей в развивающихся странах. На сегодня "Датсун" представлен в России, Индии, Индонезии, ЮАР. Есть планы по Казахстану, Украине и Белоруссии, но в связи с текущим положением дел рассматриваются и другие варианты. Основная политика выражается так «Глобальный бренд – локальная машина». Это означает, что за основу берется какая-нибудь проверенная местная разработка и дорабатывается инженерами до международных стандартов компании. Сборка также проходит локально, подавляющая часть агрегатов местная (исключение – ЮАР, куда машины завозят из Индии). В разных странах машины даже выглядят немного по-разному, где-то есть универсалы, где-то всего одна модель в линейке. Глобальный концерн «Рено-Ниссан» владеет заметной долей капитала «АвтоВАЗ», поэтому в России за основу была взята платформа «Калина/Гранта» и собираются модели также на мощностях «АвтоВАЗа». 8 лет инженеры "Датсун" работали над тем, чтобы довести ее до соответствия своим замыслам, и в апреле 2014 в России был запущен бренд DATSUN, а в сентябре 2014 года у нас стартовали продажи седана Datsun On-Do, в апреле 2015 хэтчбека Datsun Mi-Do. В 2015 году в России продано более 23000 автомобилей марки "Датсун", всего с начала продаж (а это ровно год) продано больше 34000 штук, а всего по миру уже превышен результат 86000 штук, стотысячную продажу обещают до конца 2015 года. По данным на август автомобили "Датсун" занимают 13 строчку в рейтинге продаж легковых автомобилей, и компания видит устойчивую тенденцию роста популярности. Продажи "Датсун" составляют около 35% всех продаж «Ниссан» у нас в стране. Следует признать, что это достойный, может даже выдающийся результат.

Еще немного цифр. На сегодня открыто более 60 шоурумов (дилеров) марки во всех крупнейших городах, до конца года ожидается 70. Хэтчбеки занимают 40% от реализации, что немного удивительно для самой команды "Датсун", и 50% хэтчбеков покупают с автоматом. 4-скоростной автомат собственной ниссановской разработки, его ставили на прошлые поколения «Ноута» и «Микры». Здесь его чуть перенастроили для бодрости. Автомат ставится только на пятидверки, все седаны с механикой. На сентябрь 2015 года стоимость седанов укладывается в вилку 391-507 тысяч рублей, хэтчбеки дороже: от 447 до 581 тыс. рублей. Среди ближайших конкурентов («Лада» и «Рено Логан») автомобилей с автоматом нет («Рено» не делает, на «Ладе» роботизированная коробка). Пожалуй, "Датсун" единственный на сегодня автомобиль у нас на рынке с настоящим автоматом при стоимости до 500000 рублей. На всех автомобилях стоит резина «Пирелли», запаска полноразмерная. Самый задаваемый вопрос на брифингах – о третьей модели в линейке. Работы идут, но это точно не дело ближайшего года, даже какого класса планируется автомобиль, нам не озвучили.

Двигатель на всех моделях один. Это доработанный ВАЗовский «девятошный» 8-клапанный инжектор 1,6 литра, 97 л.с. Выбору двигателя было уделено очень много внимания, японские инженеры изучали разные варианты, однако пришли к выводу, что при определенной доработке это самый оптимальный вариант и по качеству и по цене, несмотря на возраст. Он спокойно «ест» отечественный 92-й бензин, а для экологичности его оснастили катализатором. Что касается норм токсичности выхлопов, то процедура получения весьма строга и длительна, и на сегодня "Датсун" официально обладает классом ЕВРО-4, однако уже в следующем году планируется получение следующего уровня ЕВРО-5. Расход по городу заявлен в районе 9 л/100 км, по трассе 5,8 л/100 км. По расходу цифры, конечно, не самые впечатляющие, сказывается «возраст» двигателя, да и по извлекаемой мощности для объема 1.6 современным стандартом нетурбированных моторов стало выдавать в районе 120 л.с.

Безопасность. EURONCAP тесты не проводились, краш-тесты проводились на момент сертификации, краш-тесты «Авторевю» не проводились. Все хэтчбеки целиком, а седаны все, кроме самой базовой комплектации, оснащены подушками безопасности водителя и пассажира. Самая младшая модель – только водителя. Самые верхние комплектации оснащены еще дополнительно боковыми подушками для головы и плеча водителя и пассажира. У всех комплектаций ремни безопасности инерционные трехточечные, система крепления детских кресел ISOFIX. Во всех комплектациях есть ABS, BAS и EBD. Заднее сиденье с тремя подголовниками. Можно смело сказать, что по безопасности в сегменте бюджетных автомобилей "Датсун" выглядит очень уверенно.

Комплектации. Тут исповедуется идеология прозрачности и преемственности. Каждая последующая включает предыдущую целиком плюс добавляет свое. Во всех комплектациях электроусилитель руля. Отмечу некоторые особенности. Самые базовые не включают не только «голову» магнитолы, но даже и 4 динамиков. Что там тогда вообще есть? Провода? Не разделяю такой подход, даже при минимальной аудиоподготовке динамики и радиоантенну надо ставить штатно. Везде есть электрорегулировка и подогрев зеркал – это гут. Везде есть подогрев передних сидений, это тоже отлично для нашей зимы, хорошо бы это еще было не напрямую от аккумулятора, чтобы нельзя было забыть выключить подогрев уходя. Есть даже подогрев лобового стекла, что вообще редкость.

Mi-Do

 

On-Do

 

Название и таргетирование

Принципиальная позиция компании состоит в том, что название модели всегда употребляется вместе с брендом. Именно Datsun On-Do и Datsun Mi-Do. Суффикс Do с японского переводится как «путь», но особого смысла не несет, а придает названию «японскости». Первый слог ON ассоциируется с русским словом «он» и английским «on» одновременно. Побуждение к действию, движению, показатель превосходства и верховенства и самое главное – символ мужского начала. А вот слог MI - это как раз нечто мягкое и женское, смысла прямого нет. Отсюда явное деление по гендерному признаку. Седан для мужчин, хэтчбек для женщин. Цветовая гамма седана, затем хэтчбека:

А вот теперь собственно впечатления от поездки. Если одним словом, то мелкие неприятности не должны от вас заслонить тот факт, что это хорошая машина. Твердая четверка, а если рассматривать только бюджетный класс, то совершенно пять. На тест были предоставлены два хэтчбека (механика, автомат) и один седан топовой комплектации. Поездить на автомате, к сожалению, не удалось, но коллеги отзывались о нем как о бодром. На дороге коробка послушна и понимает, что от нее надо, при обгонах дает чувство уверенности, «резиновая» пауза перед ускорением почти отсутствует. Вначале тестировался седан, на нем же и ездили по грунтовой дороге, потом пересел на хэтчбек. Как и ожидалось, последний пожестче и «поспортивнее». За счет более легкого веса, его чуть сильнее подбрасывает.

Первое что хочется отметить – это подвеска. Отлично. Придраться есть к чему, но надо понимать, что это бюджетный автомобиль. Неровности дороги, стыки, рельсы, ямки подвеска глотает вообще без усилий. Вместе с тем машина не производит впечатление ватной. За это приходится платить некоторой валкостью и неуверенностью в поворотах на скорости, но, кажется, инженерам удалось найти разумный компромисс. Скорость свыше 100 км/ч уже начинает замечаться. Дорогу как влитая машина не держит, зато от встречных грузовиков не шарахается по ветру как флюгер, 80 км/ч по грунту держит нормально.. Клиренс в 174 мм как раз то, что надо для российских реалий. Повторюсь, подвеска – пять.

Связка двигатель – коробка. Тут тоже все в порядке. Благодаря удачному подбору передаточных чисел и настройке двигателя в потоке машина чувствует себя весьма уверенно, даже подталкивает подерзить. Электроусилитель делает руль легким, но не пустым, возле нулевой позиции все равно машина слушается водителя, перестроения не доставляют неудобств, парковка весьма комфортна, особенно это оценят женщины. Приемистость дает возможность уверенно совершать обгоны на трассе, даже на 5 скорости обгон в пологую горку весьма комфортен. Связка двигатель-коробка тоже пять.

Дальше не так все радужно. Эргономика водительского места. Есть справедливые нарекания к расположению ниш для бутылок перед ручкой передач. Двери открываются широко, и это большой плюс, но, например, с водительского места закрыть дверь за ручку невозможно. Приходится хватать за что достанешь, например за край кармашка. Сам за собой я сел нормально, даже место для колен осталось, хотя сиденья заднего ряда явно не самые удобные. Посадка в водительском кресле хорошо. Нет поясничного упора совсем, кресло ближе к автобусному, чем к спортивному, боковая поддержка спины слабовата, в дальней дороге, думаю, будет нелегко, но за 100 км я не устал. Кнопки и рычаги управления аудиосистемой, кондиционером и прочее специально не стал изучать, хотелось почувствовать, насколько они интуитивны. И в движении вполне справился с настройкой кондиционера и радио. Ближний свет непривычно управляется не на подрулевых переключателях, а на панели под рулем возле левого колена. А вот открыть капот сам так и не смог, пришлось звать знатока в дилерском салоне. Не очень удобный ручник, близковато к спинкам кресел, рука тянется чуть назад. Передачи короткие и понятные, но не совсем четкие, задняя передача оснащена бипером (правда, это может быть не во всех комплектациях). Есть нарекания к педальному узлу. Педаль сцепления на мой вкус слишком длинноходная и цепляет почти наверху. Я бы сделал покороче, и чтобы она «хватала» ближе к низу. Педаль тормоза не «прозрачна». Вначале почти не тормозит, туговата. Режим АБС протестировать не удалось. Режим BAS помогает, но начинается с неожиданного места. Это, конечно, все дело привычки, но все же я бы сделал педаль тормоза мягче, торможение должно даваться минимальными усилиями, это очень важно. Кондиционер охлаждает салон почти моментально, печка не тестировалась. Зеркала заднего вида боковые хорошие и четкие, а салонное кажется маловато и как будто не совсем «в фокусе». На хэтчбеке почему то правый поворот мигал и щелкал вдвое чаще, чем левый, вел себя как истеричный. И вообще, у меня достаточно часто правый поворот сам не отщелкивался, приходилось выключать рукой, а это совсем не хорошо. Надо производителю рычажок отщелкивания передвинуть ближе к нулевой позиции.

Ну и пожалуй главная претензия. Это невнятное позиционирование бренда и внешний вид. Вчера по телевизору подряд шла реклама «Датсун МиДо» и «Шкода Октавиа». Сразу одна за другой. И я вообще не заметил разницы. Те же образы молодых энергичных мужчин, одинаковые слова (энергичный, современный, безопасный, яркий дизайн, инновации….). Кажется, фирма не знает, кому предназначена эта машина, кто ее целевая аудитория. В результате она получается всем и никому. И дизайн у них получился тоже совсем невнятный. Задок напоминает «Ладу Гранта», и «Рено Логан» одновременно, боковые линии смазаны, передние фонари - просто фонари. Без агрессии или другого выражения. Руль совершенно фордовский, даже логотип напоминает фордовский голубой овальчик. Ото всех по чуть чуть – себя потеряли. Образ какой-то пенсионерский, позапрошлогодний. Взять, например, Hyundai Solaris. За ярким современным ребристо-обтекаемым дизайном кроется значительно худшая (как мне кажется) по ездовым характеристикам машина.

Суммируя впечатления, хочу сказать. Несмотря на старания производителя, бюджетность модели видна, она как всегда проглядывает в мелочах и пустячках. Однако, общее впечатление сугубо положительное. Если сделать скидку на «детские болезни» и изначальную ориентацию на доступность, то за выставленный ценник мы имеем машину, которая его честно отрабатывает, а порой и превосходит ожидания. Особенно рекомендую автомобиль для жителей небольших городов, где доступность сервиса и запчастей невысока. Где машина людям нужна, чтобы ездить а не чтобы пускать пыль в глаза. И здесь "Датсун" опять приятно удивляет. Гарантия 100000 км пробега или 3 года стали нормой, зато у них единая фиксированная (и сравнительно невысокая) стоимость ТО, нетребовательность к маслу, антифризу и прочим расходникам. Действует программа помощи на дорогах (в радиусе 100 км от дилера вашу машину бесплатно доставят на сервис при поломке), а это очень и очень полезно, например, в пригородах. Как «дочка» «Ниссан», "Датсун" освоил доступную кредитную программу. Кредит предоставляется банком Рено-Ниссан Банк, который имеет отделения далеко не во всех городах, погашать кредит можно во многих банках-партнерах, правда, без процентов такую услугу предоставляют пока только банки «Юни Кредит» и «Юни Стрим». При покупке автомобиля в кредит страхование КАСКО-лайт в подарок на год от компании "Датсун". Как говорится, мелочь, а приятно.

Главное, что меня всегда смущает в отечественных машинах – это надежность. Этот ключевой показатель мы, как вы понимаете, не тестировали, однако, по словам представителей компании, за год продаж не выявлено ни одного дефекта, который подлежал бы масштабному отзыву. Если надежность не подкачает, а цена не поползет вверх, то будущее марки мне видится весьма радужным. И очень многого я жду от рестайлинга. Ну, честное слово, товарищ "Датсун", сделайте кузов поактуальнее, цвета поинтереснее - и люди к вам потянутся. Больше дизайна за те же деньги! Хороший отечественный автомобиль – в массы!

Ярослав ДАВЫДОВ

DATSUN