Жатва и очищение

Жатва и очищение

Антиутопия, притворившаяся ужастиком

Новая картина Джеймса ДеМонако, "Судная ночь-3", вышла в российский прокат 28 июля и моментально обзавелась как ярыми фанатами, так и противниками. Сам фильм - слияние трех жанров: боевика, триллера и антиутопии. Это не совсем ужастик, как заявлено в описании: визуальных ужасов здесь немного, больше психологических, социальных, нравственных. Это картина-предупреждение, обращенная ко всем, как бы говорящая: "Не надо так. Остановите массовое ожесточение". Джеймс ДеМонако не просто обличает жестокость - он раскрывает суть ее влияния на личность, показывает, каким разрушительным оружием может быть человеческая психика.

Фильм демонстрирует деградацию личности и общества в целом. Яркого и динамичного сюжета от него ожидать не следует. Предугадать развитие событий не составит особого труда даже тем, кто не смотрел и трейлер. И тем не менее, кино оставляет приятное послевкусие.

В первых двух частях трилогии рассказывалось о том, как после экономического кризиса правительство альтернативной Америки - «Новые Отцы-основатели США» - установило тоталитарный режим. Теперь государство процветает, в стране минимум преступности, потому что законом разрешено совершать все, что душе угодно, в ежегодную Судную ночь. Иными словами, если тебя кто-то раздражает, то ты откладываешь свой гнев до того момента, пока вой сирены не объявит, что начинаются 12 часов вседозволенности, когда полиция и скорая помощь устраивают себе "разгрузочный день". А точнее, ночь. Помощи ждать неоткуда, начинается хаос. Люди делятся на два типа - тех, кто жаждет крови и тех, кто молит всех известных богов о шансе выжить. Это событие, известное как «чистка», позволяет людям выплеснуть все негативные эмоции. Убитые расцениваются как «жертвы во имя избавления от преступности».

Если первая часть трилогии рассказывала о простом человеке, который спрятался от всего мира, но был вынужден сражаться за свою жизнь, а вторая - об отце, решившем отомстить за смерть сына, но понимающем, что месть уже бессмысленна, то третья, завершающая часть замахнулась на большее — на разговор об обществе как таковом.

Завязка проста: у Отцов-основателей появился достойный оппонент - блондинка-демократ, отстаивающая права на жизнь и свободу любой личности (к слову, некоторые критики усматривают в Хилари Клинтон прототип персонажа). Сенатора зовут Чарли Роан (Элизабет Митчелл). С тех пор, как 15 лет назад на ее глазах вырезали всю ее семью, главная цель женщины - стать президентом Соединенных Штатов и отменить легальную преступность. Героиню возмущает, что страховые компании в Судную ночь убивают бедняков, чтобы не выплачивать им положенное и, соответственно, обогащаются. Вполне естественно, что именно сенаторше выпадает роль главной жертвы грядущей "чистки".

Чарли мудра и искренне любит свой народ. Она отказывается произносить речь с трибуны и, рискуя собственной безопасностью, спускается к людям - и говорит среди них. Непоколебимость и твердость характера заставляют ее отказаться переждать опасный период в надежно защищенном здании правительства. "Я буду дома в Судную ночь, как и большинство граждан Америки", - безапелляционно заявляет сенатор. Правда, все же разрешает защитить дом новейшими системами.

И все бы ничего, но народную любимицу предает сотрудник службы безопасности. Он впускает в дом наемников. Чудом женщине и ее телохранителю удается бежать.

И вот они одни, на улице, в Судную ночь. Перед глазами разворачивается страшная картина: разодетые в карнавальные костюмы люди отрубают головы, издеваются, унижают своих жертв. Все это сопровождается улюлюканьем и неподдельным восторгом "хищников". В страну специально приезжают туристы - присоединиться к убийцам, "выпустить пар". "Мы приехали убивать американцев", - довольно скалится один такой турист в ленте новостей. И это - в порядке нормы.

Джеймс ДеМонако снял не просто триллер - он снял антиутопию, которая обнажает темные стороны личности, ее пороки. Жестокость, доведенная до абсурда, граничит с безумием и разлагает психику людей. "Хищники" здесь - жертвы системы, на которой построено общество. Кому нужна такая реальность? Правящей партии, разумеется. Это религиозные фанатики, которые возводят смерть в культ, поклоняются Судной ночи, устраивают театрализованные жертвоприношения. "Спасибо, что ты умираешь! Мы любим тебя!" - кричит жертве обезумевшая толпа парламентариев. - "Жатва и очищение! Жатва и очищение!" - скандируют они в один голос.

Весь кошмар происходящего раскрываются и в минутных эпизодах. Вот жена, которая рыдает над телом погибшего мужа. Он ее раздражал, и она его пристрелила. Потом взглянула на дело рук своих - и пришла в ужас. Женщина умоляет помочь ей, но о какой помощи тут может идти речь?

Что делать с таким поколением? Фильм не отвечает на этот вопрос. У населения есть одна надежда на спасение — Чарли Роан. Она лишена жестокости, склонна к сочувствию, к сопереживанию - каждая смерть, которую она видит, убеждает ее в том, что кровавую традицию необходимо устранить. Сенатор умоляет спасти главу Отцов-основателей, своего главного конкурента - правда, не из-за личных чувств, а из-за доводов разума. "Если он умрет, из него сделают великомученика, и тогда я проиграю выборы", - говорит она.

Основная идея триллера-антиутопии, на мой взгляд - призыв оставаться людьми, не превращаться в животных. Актуально? Пожалуй. Картина ответила на современный запрос общества, притворившись ужастиком, чтобы охватить бОльшую аудиторию. Забавно и жутко, что психологическая картина вынуждена маскироваться, чтобы ее посмотрели. И поняли.

Ирина БАБИЧЕВА