Бездымное поколение

Минздрав РФ предложил запретить продавать сигареты гражданам, родившимся после 2014 года. Навсегда. Злопыхатели уже заинтересовались: что же такое могли курить в главном медицинском ведомстве, чтобы родилась подобная идея? 

Запрет собираются ввести с 2033 года, когда дети-2015 станут совершеннолетними, так что все шутки по поводу «курильщиков в памперсах» – это не по делу. Вопрос в другом: с какой стати государство в лице Минздрава в очередной раз захотело присвоить себе право диктовать взрослому гражданину, что ему можно, а чего нельзя? 

Лично я как некурящий человек эгоистично хочу, чтобы вокруг курили как можно меньше. И – при всей оголтелости и глупости некоторых мер по борьбе с курением – я рада, что, например, в кафе мне больше не приходится дышать табачным дымом. И даже водители маршруток если и покуривают, то тайком, как школьники. Но мало ли других вредных вещей мы делаем? А вдруг завтра Минздрав озаботится тем, чтобы я правильно питалась, и запретит мне лишний кусок торта? (Сладкое и жирное вредны не меньше, чем сигареты.) Послезавтра министр здравоохранения Вероника Скворцова отберёт у меня бокал с вином. А через неделю вытащит из постели в шесть утра на утреннюю зарядку. Я вообще-то очень приветствую здоровый образ жизни, но считаю, что у меня хватит ума самой разобраться, до какой степени я готова его вести. 

Ещё мне интересно вот что. Давайте пропутешествуем в 2033 год и представим двух молодых людей. Один из них – скажем, Петя – родился 1 января 2015 года, и ему, стало быть, сигареты не продадут нигде и никогда. А другой – скажем, Вася – на сутки старше и может курить сколько влезет. Мне почему-то кажется, что Вася купит Пете пачку сигарет, если тот его попросит. Если Вася бескорыстный молодой человек, то он это сделает просто по дружбе, а если жадный, то возьмёт с Пети процент за услугу. Так вот, я уверена – и Конституция РФ это подтверждает – что права российского гражданина Пети грубо нарушены. (Кстати, несколько лет назад депутаты Госдумы уже предлагали запретить продажу сигарет женщинам моложе сорока, то есть находящимся в детородном возрасте. Пока женщины старше сорока и мужчины прикидывали, сколько они на этом заработают, инициативу зарубили как заведомо идиотскую.)

А между тем, вот навскидку одна из последних медицинских новостей: по словам руководителя Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадима Покровского, антиретровирусную терапию (единственное на сегодняшний день адекватное лечение) получают лишь 240 тыс. из 750 тыс. зарегистрированных ВИЧ-позитивных граждан России. То есть около одной трети. Вы там, в Минздраве, об этом не слышали? А о том, что с 2010-го по 2015 год цены на лекарства выросли вдвое?

Что из 27 упаковок лекарств, которые покупал в последние два года средний россиянин, двадцать он оплачивал из собственного кармана и только семь упаковок обеспечивало ему государство? Что, наконец, запись к врачу-специалисту в результате всех оптимизаций для пациентов превратилась в многонедельный марафон с непредсказуемым результатом? Вот бы чем заняться медицинскому ведомству – да где там. У Минздрава на календаре 2033 год.

Хотя, в сущности, переживать тут особенно нечего. Через 16 лет, как в известной восточной сказке, помрёт либо ишак, либо падишах. Уже и глава профильного комитета Госдумы сказал, что инициатива, дескать, сырая, нужно ещё подумать. 

В общем, бог даст, рассосётся.

Анна КОЛОБОВА