Плачу и еду

Госдума обсуждает законопроект о введении платы за въезд в города. В конце декабря большинством голосов документ был принят в первом чтении. Если закон вступит в силу, решение о введении платы за въезд смогут принимать региональные или муниципальные власти самостоятельно. 

Государство постепенно приучает граждан к мысли, что «за всё надо платить». Грузовики раскошеливаются на проезд по федеральной трассе («Платон»). В Москве, Краснодаре, Ростове-на-Дону безальтернативно расширяются платные парковки. Открываются новые участки платных дорог. Всё это происходит под лозунгом заботы о людях, но при активном противодействии последних. 

Так, например, в декабре прошлого года платную автомагистраль «ЗСД» в Питере торжественно открыл президент. А уже в начале января шлагбаумы показательно протаранили активисты Объединения перевозчиков России, протестуя против нарушения ст. 27 Конституции РФ о свободе передвижения.

В открывшейся дискуссии, организованной радио «Эхо Москвы», директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин принял сторону государства: введение платы за проезд – успешная мировая практика, насущная необходимость, обязательное условие развития территорий. Мы же платим за потреб­лённую воду и электроэнергию – так же будем платить и за трафик.

Лидер «ОПР» Андрей Бажутин пояснил: активисты выступают не против платы за проезд вообще, а против неэффективного расходования средств. Автомобилисты уже платят транспортный налог, амортизация дорог включена в топливный акциз. Но государство не отчитывается, куда идут эти деньги и как расходуются. А самое главное: «ЗСД» (которую в Питере уже окрестили «ЗаСаДой») строилась частично за счёт государства, при этом бюджет ещё и компенсирует оператору магистрали недополученную прибыль.

По словам Андрея Бажутина, ОПР просила Минтранс раскрыть условия концессионного соглашения с оператором «ЗСД», однако документ хранится в тайне. Аналогичным образом скрываются условия контракта с оператором Платона – «РТ-Инвест». По всей видимости, есть что скрывать. Депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин озвучил данные по итогам первого года работы «Платона»: более половины денег досталось оператору системы!

Оспорить введение платы для грузовиков пытался Фонд борьбы с коррупцией. Однако в октябре прошлого года Арбитражный суд Московского округа отказал в удовлетворении жалобы Алексея Навального к компании Ротенберга и Росавтодору. Таким образом, эффективные способы судебной защиты исчерпаны. Остаётся брать шлагбаумы на таран?

Но на протесты граждан у государства свой ответ: 20 января стало известно о задержании лидера ОПР, ему грозит до 15 суток ареста. Следует полагать, что на этом репрессии не закончатся.

Самое обидное: пока для одних вводят ограничения, дополнительную плату и находят карательные статьи в законах, для других – наоборот, включают зелёный свет на любые действия. Так, журналисты телеканала «Дождь» задались вопросом, почему исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, вопреки распоряжению президента, ограничивающему право использования спецсигналов на служебном транспорте, ездит с мигалкой? На это они получили краткий, но весьма красноречивый ответ пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева: «Пройдите, пожалуйста, в ж...». Пожалуй, эта фраза как нельзя лучше выражает сегодня отношение государственных служащих ко всем остальным.

Инга СЫСОЕВА