Перейти к основному содержанию

Плюс катехизация всей страны

Мне, как и остальным двумстам с лишним тысячам человек, которые подписали петицию против передачи одного из символов Санкт-Петербурга православной церкви, очень не нравится, что РПЦ снова положила глаз на музейное имущество, которое она заведомо не сможет сохранить. Не нравится и то, что церковь заранее торгуется, требуя, чтобы турфирмы в будущем платили им процент от выручки за экскурсии в Исаакиевский собор.

Для справки: Исаакий строился на государственные деньги и никогда не принадлежал РПЦ; впервые церковь попросила себе собор в середине XIX века, на что государь Александр II ответил отказом, т. к. в соборе «постоянно приходится проводить сложные работы как в техническом, так и в художественном отношениях». (Тем, кто думает, что церковь может и хочет поддерживать в надлежащем состоянии художественные ценности, я предлагаю ознакомиться с историей передачи музейных объектов в Старочеркасске в ведение Ростовской епархии.) 

Хуже всего то, что сразу несколько событий прошедшей недели подчеркнули: история с Исаакием – уже не из разряда возмутительных казусов, а из разряда «так теперь живём».

Например, директор Эрмитажа, председатель Союза музеев России Михаил Пиотровский был вынужден публично оправдываться в том, что он отказал «группе верующих», которые собирались провести молебен посреди музея. Мне, например, кажется, что идея достаточно дикая, чтобы её авторов можно было выпроводить и без всяких оправданий. Но Пиотровский был дипломатичен: он подчеркнул, что посоветовался с настоятелем церкви Спаса Нерукотворного Образа в Эрмитаже и Князь-Владимирского собора отцом Владимиром и пришёл к выводу, что «надо действовать по протоколу, по моральным правилам, которые существуют для общения светских и духовных властей». 

Беда в том, что эти моральные правила самой церковью пересматриваются в каком-то пожарном порядке. Например, не успел Пиотровский отправить патриарху Кириллу просьбу повременить с передачей Исаакия и довольно резко отозваться о самой идее отдать музей церкви, как в Эрмитаж с обыском приходит ФСБ. Совпадение?.. 

Проходит день или два – и нас огорошивают ещё несколькими новостями: комитет Госдумы по образованию и науке совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ просят правительство РФ ввести ответственность родителей и работников сферы образования за духовно-нравственное воспитание молодёжи.

Кабинет министров попросят ввести налоговые льготы для организаций, издающих соответствующую литературу. А Минобрнауки создаст экспертный совет с привлечением религиозных организаций для проверки всех (всех? и химии с математикой тоже?) учебников на предмет нравственности.

С какого перепугу отдел катехизации вмешивается в работу законодателей? Почему православные священники присвоили себе монополию на духовность и призывают карать тех, у кого представление о нравственности не совпадает с нормами православия? 

По мнению председателя упомянутого отдела – а им является митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, – пора заканчивать с экспериментальным характером преподавания основ религиозных культур. Как заявил митрополит, «сегодня это только одни четвёртые классы, это один урок в неделю, в общей сложности 34 учебных часа».

А нужно как можно скорее переходить к «преподаванию основ православной культуры со 2-го по 10-й классы с адекватной учебной нагрузкой». 

Не то чтобы меня совсем не волновали вопросы общественной нравственности. Я просто сомневаюсь, что эта самая нравственность расцветёт оттого, что православная церковь продолжит вмешиваться – и довольно неделикатно – в светскую жизнь, в семью, образование, науку, культуру... 

«На одну службу (в Исаакии. – А.К.) в среднем приходит менее 30 человек, а общее количество верую­щих, пришедших на службы, составляет менее одного процента от всех посетителей собора», – пишут в коллективном заявлении музейщики Санкт-Петербурга. О том же говорят соцопросы: православными себя называют 80 с лишним процентов, а ходят в церковь не более 4-5%. 

Кстати, духовность духовностью, но вас не беспокоит, что, согласно тем же соцопросам, треть россиян (32%) уверены, что это Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот?

Давайте прибавим православия – поверит половина.

Анна КОЛОБОВА