Прикуси язычок и иди

Случилось страшное: на митинги против коррупции в верхах российской власти, организованные Алексеем Навальным, вышли не только студенты, но и школьники. Акции протеста – большей частью несанкционированные – прошли в 99 городах России, и всюду в толпе митингующих было полно молодёжи. Педагогическое начальство в панике и уже начало исправлять ситуацию. Собственно, это-то и есть самое страшное. 

В некоторых регионах подошли к делу незамысловато, но действенно. У нас в Ростове, например, занялись профилактикой: студенты некоторых колледжей ещё накануне митинга жаловались, что их под угрозой отчисления заставляли подписывать предупреждение о запрете участия в митинге. (По интернету разошёлся один такой грозный листик, озаглавленный «Список студентов группы 1-14 МЭП, ознакомленных с информационным письмом ДГТУ “о запрете участия в несанкционированных акциях А.А. Навального на территории РО”».) А, скажем, в Нижнем Новгороде полиция припрягла учителей, чтобы искали своих учеников на фотографиях, опубликованных после митинга.

Потом полицейские составили протоколы на их родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП). В Томске же просто вызвали юных борцов с коррупцией (в том числе и 17-летнего школьника) на допрос в местный центр противодействия экстремизму. 

Это, повторяю, очень действенные воспитательные меры, но им не хватает масштаба. А чтобы вправить мозги российским школьникам и студентам, нужны объединённые усилия всего педагогического сообщества. 

В российских школах (да и во многих вузах) с давних времён действует принцип круговой поруки: из-за одного прогульщика-двоечника наказывают весь класс. А из-за нескольких тысяч несознательных учащихся, самовольно посетивших нерекомендованные мероприятия, патриотическому воспитанию в интенсивной форме подвергнут всех российских школьников без исключения. Первые циркуляры уже поступили. 

В Самарской области, например, срочно организовали форум «Экстремизму – нет!». Почему нет – молодёжи объяснил губернатор Николай Меркушкин, некогда прославившийся чеканной фразой: «Это вы сами сделали так, чтобы для народа мы ничего не сделали». Судя по видеоролику с мероприятия, губернаторские советы молодым людям «не повторять ошибки прошлого» и «не раскачивать ситуацию» не имели большого успеха: в зале слышны крики «Меркушкина в отставку!» и свист. 

Но впереди планеты всей оказался Череповец: там через три дня после злополучных митингов открыли военно-патриотический клуб «Резерв» на базе детского сада, сообщает местный новостной портал Cherinfo.ru. Дети освоили уже три рода войск: пограничные, военно-морской флот и спецназ; в дальнейших планах – поездка на полигон «Братства краповых беретов “Витязь”», учения и марш-бросок в Макаринскую рощу с сухим пайком (запасными памперсами, наверное).

А Госдума спешно реанимировала законопроект «О патрио­тическом воспитании граждан Российской Федерации», согласно которому специально обученные люди будут формировать «позитивное отношение детей и молодёжи к ценностям, имеющим приоритетное значение для общества». А ещё скоро у нас будет программа патриотического воспитания молодёжи в социальных сетях. «В России есть хороший пример коммуникации властей с молодёжной аудиторией „на её языке“ – это Роскомнадзор», – обнадёживает эксперт газеты «Известия». 

Роскомнадзор, напомню, это то самое ведомство, которые регулярно запрещает любимые молодёжной аудиторией интернет-игры, фильмы и всякую «неблагона­дёжную» информацию. С чего же эксперту примерещилась дружба этого – не самого популярного – ведомства с молодёжью? А с того, что «представители Роскомнадзора активно общаются с аудиторией в своих блогах». Подтверждаю: общаются. А именно: по праздникам публикуют открыточки с котиками, а по будням – информационные сообщения вроде этого: «Территориальные управления Роскомнадзора провели в регионах профилактические встречи по тематике детских самоубийств. Особое внимание уделялось профилактической работе. Например, было предложено проводить мероприятия по профилактике суицидального поведения среди учащихся образовательных учреждений».

Невероятно завлекательно.

Мне, правда, кажется, что всё многообразие новых форм сведётся к замечательной фразе из беседы старшеклассника и завуча «одной из сельских школ Ростовской области», как дипломатично написало интернет-издание «Медуза», опубликовавшее этот диалог. После довольно беспомощных попыток убедить школьника, побывавшего на митинге 26 марта, что он неправ, завуч прибегает к последнему аргументу: «Прикуси язычок и иди».

Анна КОЛОБОВА