Диагноз «Почты России»

В 2015 году «Почта России» вошла в список системообразующих предприятий России. Государственная структура с давней историей и, пожалуй, самой разветвлённой сетью, охватывающей своим присутствием все уголки огромной страны. Но что происходит с нашей почтой? Почему перестали удивлять такие новости: «Начальница почтового отделения в Неклиновском районе Анастасия Яшонковская присвоила деньги, которые предназначались на оплату газет и журналов. Кроме того, она забрала пенсию одного из местных жителей.

Прокуратура Ростовской области сообщает, что Яшонковская «заработала» таким образом 93 и 16 тысяч соответственно, и о том, что Неклиновский районный суд признал

Яшонковскую виновной и приговорил к двум годам лишения свободы условно». Может, потому, что появляются подобные, и не только, сообщения очень уж регулярно? 

В июле прошлого года житель Ростовской области Антон Куренков отправился на Дон постоять на заре с удочкой. Но рыбалка не задалась. «Я начал в отсутствие клёва наводить порядок – ходил собирал мусор в пакет, ходил-ходил, смотрю – в камышах гора мусора. Захожу и вижу, что это посылки, начинаю смотреть – разные города. И тут я понимаю, что это не выброшенный мусор, а это именно преступление, кража», – рассказывал блогер, сопровождая выложенный им в сеть снятый на месте почтового преступления ролик. Сотни людей, посмотрев это видео, припомнили свои случаи, когда отправленная им посылка не дошла. «Почта России» по факту начала внутреннее расследование. Однако через несколько месяцев на такую же находку натолкнулся ещё один любитель природы. Как кидают посылки с конвейера в машину или выбрасывают из почтового вагона на перрон из проезжающего мимо станции без остановки поезда, снято тоже немало сюжетов. Про бардак с письмами и говорить не приходится. 

А тем временем почта чем только не занимается. Торгуют всем подряд – от спичек и галош до холодильников и телевизоров, кредиты выдают. Зато сколько было звонков к нам в редакцию, когда читатели не могли подписаться у почталь­она или в отделении связи на какую-то из газет издательского дома «Крестьянин», а о том, что не доставили газету, жалуются каждую неделю. Впрочем, обвинять в чём-то сельских почтальонов язык не поворачивается после того, как посмотрела работу одного из них. Лет пять назад публикация эта была в нашей газете. Больше всего меня тогда удивило не то, что работники отделения, купив на собственные средства краску, известь, щётки и кисти, в своё свободное время сделали в здании ремонт, а их зарплатная ведомость: на семерых, включая заведую­щую, значилась сумма немногим более 15 тысяч рублей. Сколько-то было выбрано, правда, авансом, но, судя по зарплате, можно представить, сколько… И это была зарплата людей, которые носят тяжёлые сумки с почтой и товаром в хутора, стоящие друг от друга на расстоянии от трёх до двенадцати километров – мимо лесополос, где живут волки, вброд через ручей в балке, потому что мостик сгнил и рухнул. В прямом смысле рискуют жизнью, разнося пенсию.

В этот период генеральным директором ФГУП «Почта России» был Евгений Страшнов. С занимаемой должности он был снят в июне 2017 года, когда выяснилось, что глава почтового ведомства не пожалел на премии своим заместителям 270 млн рублей, а себе любимому выделил 95,4 млн рублей (в 5 688 раз боль-
ше, чем среднемесячная заработная плата его подчинённых). Кстати, интересно, чем дело кончилось. Генпрокуратура просила Следственный комитет возбудить уголовные дела по статье о превышении должностных полномочий. Перечисленные Страшнову 95 млн суд тогда арестовал. Однако в январе 2018 года арест был снят, и кругленькая сумма в полном объёме возвращена экс-гендиректору.

Это ли не показатель, что «Почта России» серьёзно больна? Но себе эта структура ставить диагноз не спешит, зато вот обсуждает с высокопоставленными чиновниками возможность взять на себя медицинские функции, чтобы в прямом смысле лечить население отдалённых сёл, где Минздрав до того дооптимизировался, что лишил людей даже первичной медицинской помощи. Гигантом мысли выступил губернатор Калинградской области Антон Алиханов. На встрече с гендиректором «Почты России» Николаем Подгузовым он предложил «новый смысл, новый функционал почтальонам и отделениям». «Это не значит, конечно, что все станут врачами, – пояснил губернатор. – Речь идёт об элементарных навыках диагностирования». Как говорится, без комментариев.

Людмила ВОРОБЬЕВА